AIR INDIA - ЭЙР ИНДИЯ
Дипломатические отношения между Советским Союзом и Индией получили активное развитие c 1955 года, когда по приглашению Советского правительства Москву посетил премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, взгляды стран сразу совпали по ряду вопросов, в особенности по вопросам борьбы с неоколониализмом. Взаимные дружественные отношения привели к тому что индийская авиакомпания Air India была в числе первых иностранных авиакомпаний начавших летать в Советский Союз. Двухстороннее соглашение о воздушных перевозках между Москвой и Дели было подписано 2 июня 1958 года. Соглашение было подписано начальником Главного управления Гражданского воздушного флота СССР Маршалом Павлом Жигарёвым и Министром транспорта Правительства Индии – М. М. Филиппом. В соглашении был установлен следующий маршрут Дели – Амритсар – Ташкент – Москва.
Lockheed L-1049G Super Constellation
Первый инаугурационный рейс по авиалинии Дели – Амритсар – Ташкент – Москва был выполнен 14 августа 1958 года. Авиакомпания "Эйр Индия" для обслуживания этой авиалинии использовала американские дальнемагистральные четырёхмоторные самолёты "Супер Констеллейшн". Время полета из Дели в Москву с остановками в Амритсаре и Ташкенте занимало 12 часов. Рейсы выполнялись один раз в неделю и пассажирам предлагалось два класса обслуживания – первый и туристский.
Lockheed L-1049G Super Constellation VT-DJW "Rani of Bijapur" авиакомпании Air India совершающий инаугурационный рейс в Советский Союз в аэропорту Палам, Нью-Дели, 14 августа 1958 г.
(с) The Ministry of Information and Broadcasting of the Government of India
К сожалению фотографий одного из красивейших самолётов "Супер Констеллейшн" в наших аэропортах практически нет, несколько месяцев поисков всё же увенчались хоть каким-то успехом, на этом снимке найденном в фотоархивах журнала Time, сделанном американским фотокорреспондентом Говардом Сочуреком в аэропорту "Внуково" в 1958 году, на заднем плане виден самолёт Lockheed L-1049G Super Constellation авиакомпании Air India.
(с) Howard Sochurek TIME & LIFE Pictures, New York 1958
А на этой фотографии советского космонавта Алексея Леонова, сделанной в аэропорту "Шереметьево" в начале 60-х, на заднем видна носовая часть самолёта Lockheed L-1049G Super Constellation авиакомпании Air India.
(с) РИА Новости
Boeing 707
Спустя 6 лет эксплуатации авиалинии из Дели и Бомбея в Москву на самолетах "Супер Констеллейшн" с остановкой в Ташкенте, авиакомпания Air India 6 апреля 1962 года выполняет первый инаугурационный рейс из Бомбея в Москву на новом рекреативном самолёте "Боинг 707". Рейс из Москвы затем продолжался до Лондона, этот отрезок назывался "European extension". Рейсы Бомбей – Нью-Дели – Москва – Лондон выполнялись два раза в неделю. Таким образом, рейсы авиакомпании "Эйр Индия" из Великобритании в Индию через Москву стали самыми быстрыми по времени, что стало большим преимуществом на данном направлении перед другими авиакомпании такими как британская BOAC и австралийский Qantas. Первоначально рейсы выполнялись с частотой как и прежде на самолетах "Супер Констеллейшн" два раза в неделю. С мая 1971 мая рейсы в Москву стали выполняться три раза в неделю. В июне 1980 года прекращается выполнение рейсов авиакомпании по отрезку "European extension" из Москвы дальше в Лондон и остаются только три рейса в Москву. С января 1982 года Air India начинает выполнять свои рейсы в Москву по новому маршруту Бомбей – Нью-Дели – Амритсар – Москва – Бирмингем.
Boeing 707-330B VT-DPM "Makalu" авиакомпании Air India в аэропорту "Шереметьево"
Хвостовая часть самолёта Boeing 707 авиакомпании Air India в аэропорту "Шереметьево"
(с) sss
Boeing 707 авиакомпании Air India в аэропорту "Шереметьево", нач. 1980-х гг.
Boeing 707-320C предп. VT-DVB "Kamet" авиакомании Air India в аэропорту "Шереметьево", 1985 г.
(с) Антон Петров
Airbus A310
В середине 1980-х Air India выводит из эксплуатации все свои самолеты Boeing 707 и начинает эксплуатацию новых самолётов Airbus A310-300:
Airbus A310-304 VT-EJL "Sabarmati" авиакомпании Air India в аэропорту "Шереметьево-2", 1986 г.
Ил-62
В 1987 году авиакомпания Air India берет у Аэрофлота в мокрый лизинг один борт Ил-62М СССР-86512. В соответствии с требованиями авиакомпании в самолете было предусмотрено три салона – 8 местный салон первого класса, 30 –местный салон бизнес-класса и 102-местный салон экономического класса, с общей пассажировместимостью на 140 мест. 20 ноября 1987 началась эксплуатация этого самолета на авиалинии Бомбей – Нью-Дели – Москва, рейсы выполнялись три раза в неделю. 18 февраля 1989 года этот борт также начинает обслуживать еженедельный рейс авиакомпании Нью-Дели – Ташкент, выполнявшийся по субботам.
Ил-62М СССР-86512 авиакомпании Air India в аэропорту "Шереметьево", 1990 г.
(с) sss
Меморабилия (Memorabilia)
Вырезки из статей, расписания, карты полетов Air India
Карта полётов Air India (1958 г.). На карте показан маршрут Бомбей - Дели - Ташкент - Москва, выполняемый на самолётах Lockheed L-1049G Super Constellation.
Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable Images
Расписание рейсов Air India в СССР и карта полётов (1963 г.). Ташкента в расписании и на карте уже нет. Рейсы уже выполнялись на самолётах Boeing 707.
Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable Images
Расписание рейсов Air India в СССР (1982 г.). Рейсы выполняются по новому маршруту Бомбей - Нью-Дели - Амритсар - Москва - Бирмингем. Рейсы выполнялись на самолётах Boeing 707.
Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable Images
Карта полетов Air India (1990 г.) На карте показаны два рейса авиакомпании в СССР - в Москву и Ташкент. Рейсы выполнялись на самолетах Ил-62.
Контрибьютор: Андрей (Sanders)
Конверты первых перелетов (First Flight Covers)
14 августа 1958 г. Первый рейс Дели - Москва 6 апреля 1962 г. Первый рейс Бомбей - Москва на самолёте "Боинг 707"
Информация для коллекционера