DEUTSCHE LUFTHANSA (DDR) –
ДОЙЧЕ ЛЮФТГАНЗА (ГДР)В мае 1954 года в Германской Демократической Республике (ГДР) была основана первая национальная авиакомпания, названная также, как и главная авиакомпания довоенной Германии - Deutsche Lufthansa (но с приставкой der DDR) и на протяжении восьми лет параллельно существовали две "Люфганзы" - западногерманская Deutsche Lufthansa AG и восточногерманская Deutsche Lufthansa GmbH der DDR, не имеющие никакого отношения друг к другу.
Спустя почти десятилетие после окончания Второй мировой войны в 1954 году американцы дали разрешение восстановить западногерманскую "Люфтганзу" и передали ей самолеты. В точном соответствии с законами холодной войны то же самое немедленно проделали и за железным занавесом. А чтобы ответ Советского Союза проискам Запада был как можно эффективней, авиакомпанию Германской Демократической Республики назвали "Дойче Люфтганза" – Deutshe Lufthansa, подчеркивая, что именно она и является подлинно немецкой. Ведь западная "Люфтганза" базировалась в Гамбурге, а восточная — в Берлине. Основная цель состояла в том, чтобы стать правопреемником созданной в 1926 году довоенной авиакомпании Deutsche Lufthansa AG, и, следовательно, обладать правом собственности, даже дизайн нового логотипа созданного в 1952 году восточногерманской Deutsche Lufthansa (DDR) полностью повторял оригинальный дизайн флага довоенной "Люфтганзы" с изображением журавля, хотя в то время в компании не было ни одного самолета. Однако в 1954 году американцы дали разрешение восстановить западногерманскую авиакомпанию Deutsche Lufthansa AG и она становится полностью государственной авиакомпанией Федеративной Республики Германия, тем самым западные союзники предотвратили правовое поглощение бывшей довоенной "Люфтганзы" восточногерманскими властями. Поскольку Советский Союз так и не получил активы довоенной "Люфтганзы" он был вынужден дать ГДР в аренду три советских самолета для того чтобы авиакомпания Deutsche Lufthansa (DDR) начала воздушные сообщения. Восточногерманские авиаторы безостановочно благодарили советских коллег за все — за возможность летать, за лицензию на производство самолетов, за горючее и учебу в летных училищах. Но летать им приходилось в основном в соцстраны, поскольку первое немецкое социалистическое государство признавали только они.
4 октября 1956 года авиакомпания Deutsche Lufthansa (DDR) начинает выполнять регулярные рейсы Берлин – Вильнюс – Москва на 36-местных советских поршневых ближнемагистральных двухмоторных самолетах Ил-14П. Сначала на рейсах летали советские экипажи, первый немецкий пилот занял левое кресло в кабине экипажа в марте 1957, в последствии состав экипажей полностью сменился на восточногерманский.
Самолет Ил-14П DM-SBU восточногерманской авиакомпании Deutsche Lufthansa (DDR) в аэропорту "Внуково", 1958 г.
(с) sss
На этом фотоснимке сделанном легендарным американским фотографом Говардом Сочуреком (Howard Sochurek) во время его визита в Советский Союз в 1958 году на заднем плане видна часть Ил-14П с логотипом-журавлем авиакомпании Deutsche Lufthansa (DDR) на носу. Аэропорт "Внуково", 1958 г.
(c) Howard Sochurek TIME & LIFE Pictures, New York
Ил-14П DM-SBX в аэропорту "Шереметьево", нач. 1960-х гг.
(с) Геннадий Петров
Контрибьютор: ok101В 1960 году в Deutsche Lufthansa (DDR) был поставлен первый советский четырехмоторный газотурбинный самолёт - Ил-18. С 3 апреля 1960 он работал на линии Берлин – Москва.
(с) Frank Manke
Ил-18В DM-STB авиакомпании Deutsche Lufthansa (DDR) в аэропорту "Шереметьево", 1962 г.
Меморабилия (Memorabilia)Расписание рейсов восточногерманской Deutsche Lufthansa (DDR) в СССР (
1957 г.). Рейсы выполнялись на самолетах Ил-14.
Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable Images
Расписание рейсов восточногерманской Deutsche Lufthansa (DDR) в СССР (
1958 г.). Рейсы выполнялись на самолетах Ил-14.
Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable Images
Расписание рейсов восточногерманской Deutsche Lufthansa (DDR) в СССР (
1962 г.). Рейсы выполнялись на самолетах Ил-18.
Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable Images
Конверты первых перелётов (First Flight Covers)4 октября 1956 г. Первый рейс Берлин – Москва (Ил-14) 31 марта 1960 г. Первый рейс Берлин – Москва – Берлин на самолёте Ил-18 Информация для коллекционераINTERFLUG - ИНТЕРФЛЮГФРГ и западногерманскую "Люфтганзу" раздражало использование новой восточногерманской авиакомпанией их торговой марки и в 1962 году в Берне начался судебный процесс между Восточной и Западной Германией за торговую марку Lufthansa. Суд признал единственным правообладателем названия авиакомпанию из ФРГ. Стало ясно, что брэнд Deutsche Lufthansa (DDR) перспектив не имеет. 1 сентября 1963 он был ликвидирован и название социалистической немецкой авиакомпании принесли в жертву укреплению мира во всем мире и тихо и без объяснений переименовали в Interflug (cокр. нем. Internationaler Flug). Авиакомпания базировалась в берлинском аэропорту Берлин-Шёнефельд (Berlin-Schönefeld). Сильный прессинг со стороны ФРГ тормозил продвижение Interflug на Запад. Поэтому авиакомпания сосредоточилась на развитии сети в страны СЭВ и Третьего мира. В середине 60-х годов выросла частота полётов по самому важному направлению авиакомпании в Москву, в расписании появились Киев (1966) и Ленинград (1968).
Ил-18Ил-18В DM-STG авиакомпании Interflug в аэропорту "Шереметьево", 1967 г.
Посадка Ил-18В DM-STN авиакомпании Interflug в аэропорту "Шереметьево", 1968 г.
Ил-18B DM-STF авиакомпании Interflug в аэропорту "Шереметьево", сентябрь 1968 г.
(с) Авиационно-исторический журнал
Ил-18В авиакомпании Interflug в киевском аэропорту "Борисполь", кон. 1960-х гг.
Ту-134В 1968 году флот Interflug пополнился первым реактивным самолётом Ту-134. Он заменил Ил-18 на европейских и ближневосточных линиях.
Ту-134К DM-SCZ авиакомпании Interflug в аэропорту "Шереметьево", сер. 1970-х гг.
Ту-134А авиакомпании Interflug в аэропорту "Пулково", сер. 1970-х гг.
Контрибьютор: orion04Ту-134 авиакомпании Interflug в аэропорту "Шереметьево", 1979 г.
Ту-134А DDR-SCV авиакомпании Interflug в аэропорту "Шереметьево", 1985 г.
(с) Антон Петров
Ту-134А D-AOBM авиакомпании Interflug в аэропорту "Шереметьево", ноябрь 1990 г.
Ил-62В 1970 году получен первый Ил-62 DM-SEA, он стал обслуживать рейсы в Москву и Западную Африку. Также в 1970 открывается рейс Берлин – Минск. Количество рейсов авиакомпании из Берлина в Москву к концу 70-х годов увеличивается до пяти ежедневных рейсов, четыре рейса в день выполнялись на самолетах Ту-134 и один рейс в середине дня выполнялся на Ил-62. В 1976 году Interflug открывает еженедельный рейс Берлин – Москва – Ташкент – Карачи – Дакка – Ханой выполняемый на Ил-18Д. Кроме регулярных полётов, авиакомпанией выполнялись чартерные рейсы на курорты Кавказа и Чёрного моря. Дешёвым чартером на курорты Чёрного моря охотно пользовались не только граждане ГДР, но и жители Западного Берлина.
Первый рейс Берлин – Москва выполненный на самолете Ил-62 DM-SEA. Аэропорт "Шереметьево", 1970 г.
(c) IF-Interflug
Ил-62 авиакомпании Interflug во время посадки и руления в аэропорту "Шереметьево", 1971 г. Фрагменты из художественного фильма "Ох уж эта Настя!" (Киностудия им. М. Горького, 1971 г.)
(с) Киностудия им. М. Горького
Ил-62М авиакомпании Interflug в аэропорту "Шереметьево-2", 1980-е гг.
Ил-62М авиакомпании Interflug. Аэропорт "Шереметьево", 1980-е гг.
Ил-62М авиакомпании Interflug. Аэропорт "Шереметьево", 1989 г.
(с) Regina Ginasant
В 1984 году Interflug открывает регулярный рейс Берлин – Ташкент.
Ил-62М авиакомпании Interflug в аэропорту Ташкент-Южный, 1987 г.
(с) Андрей К.
Меморабилия (Memorabilia)
Вырезки статей о "Интерфлюге" из советского общественно-политического журнала "Огонёк" №2 янв 1970 и №19 май 1973.
Расписание рейсов Interflug в СССР (
1967 г.). Рейсы выполнялись на самолетах Ил-18.
Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable Images
Конверты первых перелетов (First Flight Covers)1 cентября 1963 г. Первый рейс Берлин – Москва как "Интерфлюг" (Ил-18) 6 июня 1966 г. Первый рейс Берлин – Киев (Ил-18) 1 мая 1969 г. Первый рейс Берлин – Москва на самолёте Ту-134 4 мая 1970 г. Первый рейс Дрезден – Москва (Ил-18) 1 августа 1970 г. Первый рейс Берлин – Москва на самолёте Ил-62 1 апреля 1971 г. Первый рейс Берлин – Ленинград (Ил-18) 4 ноября 1973 г. Первый рейс Берлин – Москва – Ташкент – Карачи – Дакка – Ханой (Ил-18) 18 мая 1975 г. Первый рейс Берлин – Минск (Ил-18) Информация для коллекционера