DERULUFT - ДЕРУЛУФТТак сложилось в истории отечественной гражданской авиации, что регулярное воздушное сообщение началось в России не с внутренних рейсов, а с международной воздушной линии. Подписание председателем Совета Народных Комиссаров В. Ульяновым (Лениным) декрета СНК "О воздушных передвижениях" 17 января 1921 года положило начало зарождению гражданской авиации в Советской России и уже спустя несколько месяцев был заключен договор между правительством СССР и германскими организациями на совместную организацию общества воздушных сообщений "Дерулуфт" (Deruluft Deutsch-Russische Luftverkehrs Aktiengesellschaft). Учредителями общества были торговое представительство РСФСР в Германии и германские компании "Aero Union A.G", "Deutscher Aero Lloyd" и в 1926 году "Deutsche Luft Hansa". Каждая сторона вложила в предприятие по 5 миллионов германских марок в золотом исчислении. С советской стороны официальным владельцем 50% акций выступал Наркомвнешторг. Разовым аэропортом смешанного предприятия был выбран германский аэродром Кёнигсберг Девау (Königsberg Devau) в Восточной Пруссии, расположенный к востоку от Кёнигсберга, это был первый гражданский аэродром Германии. Первый международный авиаперелет в истории России Кёнигсберг – Каунас (Ковно) – Смоленск – Москва состоялся в Международный день солидарности трудящихся, 1 мая 1922 года. Полёты в первые годы на авиалинии выполнялись два раза в неделю в обоих направлениях, расстояние около 1 200 км преодолевалось за 8 часов 45 минут летного времени. В дальнейшем "Дерулуфт" продлил эту авиалинию до Берлина. Рейсы из Берлина и Кёнигсберга в Москву в Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе выполнялись ежедневно, даже в зимнее время, когда требовалось дополнительно отоплять негерметичные кабины пилотов и пассажирские салоны. 6 июня 1928 года обществом была открыта новая ежедневная авиалиния Берлин – Данциг – Кёнигсберг – Рига – Таллин – Ленинград. Рейсы в Ленинград совершались в Корпусной аэродром, там же находилось ленинградское представительство "Дерулуфта".
Первыми самолетами авиакомпании стали 10 голландских 5-местных одномоторных самолётов "Фоккер Ф.III" (Fokker F.III) с российскими регистрационными номерами с RR 1 по RR 10 (RR - Российская Республика, новая система регистрации СССР- (URSS- на самолетах обслуживающих международные направления) была введена в 1929 году). Они принадлежали российскому правительству и были переданы "Дерулуфту" в счёт погашения ежегодного взноса.
Fokker F.IIIПервый снимок флота "Дерулуфта", самолеты Fokker F.III с бортовыми номерами RR 1 и RR З перед открытием линии Кёнигсберг - Москва. Первый полет в Москву выполнил самолет RR 1, который вылетел из Кёнигсберга 30 апреля 1922 года под управлением немецкого летчика Эриха Юста и прибыл на Центральный аэродром им. М. В. Фрунзе в Москве 1 мая 1922 года. Аэродром "Кёнигсберг Девау", апрель 1922 г.
(с) Калининградский АСКFokker F.III RR 6 авиакомпании Deruluft. Аэродром "Кёнигсберг Девау", 3 мая 1922 г. Первый полет самолета "Дерулуфта" из Москвы в Кёнигсберг под управлением русского летчика Ивана Воедило. С этого времени полеты на авиалинии выполнялись два раза в неделю в обоих направлениях.
(с) Калининградский АСКFokker F.III RR 2 авиакомпании Deruluft. Аэродром "Кёнигсберг Девау", сер. 1920-х гг.
(с) ETH-Bibliothek Zürich, BildarchivFokker F.III RR 3 авиакомпании Deruluft. Аэродром "Кёнигсберг Девау", сер. 1920-х гг.
(с) ETH-Bibliothek Zürich, BildarchivFokker F.III RR 7 авиакомпании Deruluft. Аэродром "Кёнигсберг Девау", сер. 1920-х гг.
(с) ETH-Bibliothek Zürich, BildarchivFokker F.III RR 7 авиакомпании Deruluft. Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе, 1924 г. Кадр из фильма "Папиросница от Моссельпрома" (Межрабпом-Русь, 1924 г.)
(с) Межрабпом-РусьFokker F.III RR 10 авиакомпании Deruluft. Аэродром "Кёнигсберг Девау", сер. 1920-х гг.
(с) ETH-Bibliothek Zürich, BildarchivFokker F.III RR 10 авиакомпании Deruluft на московском Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе, 1924 г. Кадр из фильма "Папиросница от Моссельпрома" (Межрабпом-Русь, 1924 г.)
(с) Межрабпом-РусьВидео: Посадка самолёта Fokker F.III RR 7 и самолёт Fokker F.III RR 10 на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе, 1924 г. Отрывок из фильма "Папиросница от Моссельпрома" (Межрабпом-Русь, 1924 г.)
(с) Межрабпом-РусьJunkers F.13Позже в дополнение к десяти самолётам Fokker F.III "Дерулуфт" приобретает ещё несколько немецких 4-местных самолетов "Юнкерс Ф.13" (Junkers F.13). Самолёты Junkers F.13 были первыми в мире цельнометаллическими пассажирскими самолётами и первыми коммерческими самолётами немецкой авиастроительной компании "Юнкерс" (Junkers).
Junkers F.13 RR 38 авиакомпании Deruluft, сер. 1920-х гг.
(с) Калининградский АСКJunkers F.13 авиакомпании Deruluft, 1930 г.
Dornier MercurС 1927 года на смену самолетам Fokker F.III приходят более комфортабельные 8-местные немецкие одномоторные самолеты "Дорнье Меркур" (Dornier Mercur).
Dornier Mercur RR 30 авиакомпании Deruluft. Аэродром "Кёнигсберг Девау", кон. 1920-х гг.
Dornier Mercur авиакомпании Deruluft. Обратите на табличку "Moscau-Berlin" на самолете, 1927 г.
(c) Stockholms Stadsarkiv В 1927 году 27-летний счетовод спичечной фабрики "Маяк" Александр Казаринов из Рыбинска купил за 50 копеек билет лотереи только что созданного Осоавиахима и выиграл кругосветное путешествие. Александр Казаринов начинает своё кругосветное путешествие с московского Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе на самолёте Dornier Mercur авиакомпании Deruluft, 16 июня 1927 г.
Rohrbach RolandВ 1932 году "Дерулуфт" закупил у авиакомпании Deutsche Luft Hansa три немецких цельнометаллических трехмоторных 10-местных самолета с застеклённой кабиной пилотов "Рорбах Роланд-II" (Rohrbach Ro-VIIIb Roland II) с бортовыми номерами D-1712, D-1729, D-1735. Совместно с Dornier Mercur они летали на главной линии компании - из Москвы в Берлин через Кёнигсберг в течении трёх лет до 1936 года.
Rohrbach Ro-VIIIb Roland II D-1729 авиакомпании Deruluft. Аэродром Каунас (Ковно), 1933 г.
Rohrbach Ro-VIIIb Roland II D-1712 авиакомпании Deruluft на Центральном аэродроме им. Фрунзе, Москва, 1934 г. Данным рейсом прибыл в Москву с очередным визитом известный английский писатель Герберт Уэллс (Herbert G. Wells) для встречи со Сталиным.
(с) AP
АНТ-9Начиная с 1931 года "Дерулуфт" начинает эксплуатацию первого советского пассажирского самолета АНТ-9. Созданный Андреем Туполевым, трёхмоторный самолёт был рассчитан на перевозу 9 пассажиров и не уступал по комфорту иностранным самолетам. Первоначально в эксплуатации было 2 самолета АНТ-9 с регистрационными номерами URSS-D308 и URSS-D309, позже было приобретено ещё 4 машины.
АНТ-9 URSS-D308 авиакомпании Deruluft, нач. 1930-х гг.
АНТ-9 URSS-D30* авиакомпании Deruluft, 1935 г.
АНТ-9 URSS-D308 "Чайка" авиакомпании Deruluft. На снимке также видны два самолета "Дерулуфта" Junkers Ju 52/3m. Аэродром "Кёнигсберг Девау", 1935 г.
Калининградский АСКВ зимнее время самолеты АНТ-9 ставили на лыжное шасси.
Junkers Ju 52Дополнительно к ранее приобретенным АНТ-9, "Дерулуфт" покупает 5 немецких трёхмоторных 17-местных самолётов "Юнкерс Ю 52/3м" (Junkers Ju 52/3m). Летом машины летали в стандартном варианте, зимой их также как и АНТ-9 ставили на лыжи.
Junkers Ju 52/3m авиакомпании Deruluft в аэропорту Каунаса (Ковно), 1935 г.
Junkers Ju 52/3m авиакомпании Deruluft в аэропорту Риги, 1935 г.
GSE "Дерулуфта"
В 20-30-х гг., воздушные перелеты становились невероятно авангардным, новым и революционным способом передвижения, однако стоимость одного билета от Москвы до Берлина и обратно была около 400 руб. Естественно, представители победившего пролетариата при среднемесячной зарплате в 40-50 рублей воспользоваться услугами "Дерулуфта" не могли. Но граждан и господ, желавших сэкономить время и оградить себя от общения с русским железнодорожным сервисом, хватало. Средняя загруженность самолетов была около 75%. Одним из первых пассажиров авиакомпании стал 27-летний русский поэт Сергей Есенин, который вместе с Айседорой Дункан 10 мая 1922 года прилетел из Москвы в Кёнигсберг. Услугами "Дерулуфта" пользовался и Владимир Маяковский. Под впечатлением от своего первого в жизни перелета в 1923 году он даже написал стихотворение "Москва - Кёнигсберг".
Отрывок из письма Владимира Маяковского направляющегося в США Лили Брик от 2 июня 1925 года:
- "
Долетел хорошо. Напротив немец тошнил, но не на меня, а на Ковно. Летчик Шебанов замечательный. Оказывается, все немецкие директора сами с ним летать стараются. На каждой границе приседал на хвост, при встрече с другими аппаратами махал крылышками, а в Кёнигсберге подкатил на аэроплане к самым дверям таможни, аж все перепугались, а у него, оказывается, первый приз за точность спуска.Если будешь лететь, то только с ним.Мы с ним потом весь вечер толкались по Кёнигсбергу…."
В 1927 году главным героем "Огонька" стал 27-летний счетовод спичечной фабрики "Маяк" из Рыбинска Александр Казаринов, выигравший в лотерею Осоавиахима кругосветное путешествие. Времена тогда стояли относительно либеральные, и большевики отпустили счетовода в 71-дневный круиз. Началось путешествие в московском аэропорту, где Казаринова первым делом переодели. "Осоавиахим снял с меня старые брюки и косоворотку, выдав мне новый европейский костюм,— вспоминал он в своих мемуарах, опубликованных в рыбинской газете "Рабочий и пахарь".— Потом посадили меня в самолет немецкой компании "Дерулуфт", а уже в Кенигсберге ко мне был приставлен переводчик". Древний Кенигсберг не очень понравился путешественнику (слишком тесный и старый!), в отличие от Берлина, где он первым делом попросил показать ему местную спичечную фабрику. "Вот это фабрика! — писал счетовод.— Внутри цехов полный порядок, новое оборудование, машины, упаковочная привели меня в восторг!" Париж счетовода просто покорил, тем более что Казаринова оказался в одной тургруппе с двумя американками: "Одна — жена миллионера-банкира, а другая — крупного инженера... Когда они узнали, что я из России, у американок поджилки со страху, должно быть, затряслись". Далее Казаринов прибыл в США, где в гавани Нью-Йорка из-за недоразумений с советским паспортом его отправили на несколько дней в лагерь для нелегальных эмигрантов. Впрочем, когда все разъяснилось, Казаринова отправили на поезде в Чикаго в вагоне первого класса — как настоящего миллионера! Далее Казаринов посетил Калифорнию, откуда океанский лайнер доставил его в японский порт Иокогама. "На пристани нас встречали много шпиков. А один в штатском даже спросил по-русски: "Вы тот, который выиграл путешествие у большевиков? Небось, рады, что наконец вырвались!" А я ему в ответ кукиш: вот тебе!" По возвращении в СССР Казаринов перебрался из Рыбинска в Москву, где стал штатным лектором Осоавиахима, он ездил по городам с рассказами о заграничной жизни. Журнал "Огонёк".
Другое воспоминание пассажирки, путешествовавшей "Дерулуфтом" в июле 1931 года:
- "
В 2 часа 20 минут благополучно опустились на Кёнигсбергском аэродроме. Из Берлина вылетели в 11 часов ночи. В 4 часа летим на Москву, где будем сегодня в 1 час дня. Все хорошо. Самолет 3-моторный. Лететь было очень интересно..."
Известный советский авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев, будучи тогда ещё 17-летним подростком, строящим летающие авиамодели в школьном кружке и работающим после школы в 20-х годах на Центральном аэродроме также упоминал о "Дерулуфте" в своих воспоминаниях:
- "
Московский Центральный аэродром в 1925-1926 годах выглядел совсем не так, как теперь. На зеленом поле не было бетонных дорожек для взлета и посадки: самолеты того времени в них не нуждались. По краю аэродрома стояло несколько деревянных ангаров. Один ангар - нашего летного отряда, соседний принадлежал советско-германскому обществу "Дерулуфт". Дальше шли ангары, где собирались самолеты Р-1 производства бывшего московского велосипедного завода "Дукс", и еще дальше - ангар Московской школы военных летчиков. С востока аэродром был ограничен военными складами и заводом "Авиаработник"... с севера - Ленинградским шоссе, с запада - оврагом, куда выбрасывали разбитые самолеты, с юга - братским кладбищем, где хоронили погибших летчиков…На аэродроме до сих пор еще цел небольшой двухэтажный павильон, на вышке его раньше развевалась полотняная пестрая колбаса, которая надувалась ветром и указывала летчикам направление посадки…"
До того как "Железный занавес" стал к концу 20-х гг. практически непроницаемым с советской стороны "Дерулуфтом" пользовались также отдельные иностранные туристы, которым посчастливилось получить советскую туристическую визу, поскольку Наркомат иностранных дел вплоть до 1928 года препятствовал въезду в СССР граждан европейских стран с туристической целью. Только лишь после того как в 1929 году был создан "Интурист" специально для обслуживания и контроля иностранных туристов, поток туристов стал расти, тем самым количество пассажиров "Дерулуфта" увеличилось в разы, достигнув максимума в 1935 и 1936 году. Самыми популярными направлениями для иностранных туристов были Москва, Ленинград, Дагестан, Батум, Тифлис, Крым и Черноморская Ривьера. Однако после убийства Кирова в 1936 году было принято Постановление ЦК ВКП "О мерах, ограждающих СССР от проникновения шпионских, террористических и диверсионных элементов". Репрессии в отношении иностранных граждан тут же активизировались, шпион и иностранный интурист стали практически синонимичными понятиями, что свело и иностранный туризм к нулю, советский же заграничный туризм отсутствовал полностью. Из-за ухудшения советско-германских отношений советское правительство решило в конце 1936 не продлевать концессионный договор с Германией. В связи с чем в 1937 году авиакомпания прекратила существование, но её ликвидация так и не была формально завершена. С ликвидацией "Дерулуфт" прекращается воздушное сообщение с Москвой и Ленинградом. С 1 сентября 1937 года владельцем германского пакета акций "Дерулуфта" становится авиакомпания Lufthansa.
Меморабилия (Memorabilia)Карта полётов и рекламные брошюры Дерулуфта конца 1920-х нач. 1930-х годов
Расписание рейсов Deruluft в СССР (
1925 г.)
Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable ImagesРасписание рейсов Deruluft в СССР (
1934 г.)
Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable ImagesРасписание рейсов Deruluft в СССР (
1935 г.)
Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable Images Расписание рейсов Deruluft в СССР (
1936 г.)
Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable ImagesLUFTHANSA - ЛЮФТГАНЗАLufthansa была проверенным партнером по акционерному обществу "Дерулуфт", за годы совместной работы не возникало сколько-нибудь серьезных проблем. "Aero Union A.G" и "Deutscher Aero Lloyd", а затем Lufthansa, созданная на их основе, упорно пытались получить право на полеты по маршруту Берлин – Москва – Пекин с мая 1925 года. Причем германская сторона была согласна на любые условия, лишь бы создать новое акционерное общество для полетов в Китай. Однако главным был вопрос о праве пролета над советской территорией. В Москве считали, что это право и будет вкладом СССР в капитал будущего советско-германского общества. Но немцы отказывались считать права эквивалентом наличности. Советская и германская сторона не пришли к положительному решению по открытию этой авиалинии и переговоры были завершены. Тем временем, несмотря ни на какие приливы и отливы в отношениях СССР и Lufthansa, их совместное детище "Дерулуфт" продолжало свою работу. После закрытия "Дерулуфта" в марте 1937 года работа на линии Берлин – Москва возобновилась в 1940 году после того, как СССР и нацистская Германия поделили Польшу в строгом соответствии с договоренностями августа 1939 года. В предверии открытия авиалинии в беседе с советскими журналистами представитель Lufthansa господин Шиллер сообщил следующее: "
Воздушная линия Москва – Берлин находится в полном порядке. Все подготовительные работы закончены. Высокий уровень советской авиации, прекрасная работа ваших летчиков позволяют надеяться, что они в содружестве с немецкими пилотами обеспечат хорошую, бесперебойную воздушную связь между столицами двух великих государств. Авиалиния Москва – Берлин имеет большие перспективы". А всего полтора года спустя получившие большой опыт полетов в советском небе и знавшие западные районы СССР как свои пять пальцев пилоты Lufthansa повели за собой эскадрильи бомбардировщиков на советские города.
После Второй мировой войны Lufthansa прекратила свое существование на девять лет и лишь в 1954 году американцы дали разрешение восстановить компанию и передали ей самолеты. Новый этап взаимоотношений в области авиатранспорта между Советским Союзом и Федеративной Республикой Германия (ФРГ) начался годом позже в 1955 году после визита в Москву канцлера ФРГ Конрада Аденауэра. В январе 1958 года было подписано соглашение о взаимном признании перевозочной документации, открывшее дорогу авиачартерному сообщению между двумя странами. Наконец, соглашение между Советским Союзом и ФРГ, которое главы правительств подписали 11 ноября 1971 года в Бонне, положило начало регулярным полетам между государствами. В год пятидесятилетия первых полетов Кёнигсберг - Москва 5 февраля 1972 года самолет Боинг 727-100 авиакомпании Lufthansa впервые приземлился в аэропорту Шереметьево. С этого дня началось регулярное авиасообщение между Франкфуртом-на-Майне и Москвой. Рейсы выполнялись два раза в неделю на 131-местных американских среднемагистральных трёхмоторных реактивных самолетах Боинг 727-100. В следующие годы частота полётов существенно увеличилась, а в конце 1970-х годов на смену самолетам Boeing 727-100 на линию вышел 145-местный Boeing 727-200 - модификация с удлиненным фюзеляжем и увеличенной пассажировместимостью.
Boeing 727Boeing 727-100 D-ABIG "Kiel" авиакомпании Lufthansa, выполнивший первый рейс авиакомпании из Франкфурта-на-Майне в Советский Союз. Перрон международного аэровокзала "Шереметьево-1", 5 февраля 1972 г.
(с) Альберт Пушкарев ИТАР-ТАСС/АрхивХвостовая часть самолета Boeing 727 авиакомпании Lufthansa у телескопического трапа посадочного здания международного аэровокзала "Шереметьево-1", 1973 г. Кадры из кинофильма "Невероятные приключения итальянцев в России" (Мосфильм, Dino de Laurentiis Cinematografica 1973 г.).
(с) Мосфильм Dino de Laurentiis Cinematografica, 1973В марте 1980 года Lufthansa открывает рейс из Франкфурта-на-Майне в Ленинград. Генеральный представитель авиакомпании "Люфтганза" (ФРГ) в СССР г-н В. Шниткер приветствует командира самолета Boeing 727-230/Adv D-ABSI "Hof", совершившего первый рейс по маршруту Франкфурт-на-Майне – Ленинград. Аэропорт "Пулково", 29 марта 1980 г.
(с) В. Лозовский РИА НовостиBoeing 727-200 авиакомпании Lufthansa в аэропорту "Шереметьево", 1983 г.
(с) Сергей ГригорьевBoeing 727-200(Adv) D-ABKG "Kassel" авиакомпании Lufthansa в аэропорту "Шереметьево", нач. 1980-х гг.
(с) "Планета", 1987Контрибьютор: icemanBoeing 727-200(Adv) D-ABKD "Freiburg" авиакомпании Lufthansa. Аэропорт "Шереметьево", 1985 г.
(с) Антон ПетровВыгрузка багажа из самолета Boieng 727-200 авиакомпании Lufthansa. Аэропорт "Шереметьево", 1980-е гг.
(с) "Планета"Контрибьютор: icemanBoeing 707В 1973 году открывается рейс Франкфурт-на-Майне – Москва – Токио по самому короткому транссибирскому маршруту с промежуточной посадкой в Шереметьево, который выполнялся раз в неделю на дальнемагистральной модификации американского узкофюзеляжного четырехмоторного реактивного самолета Boeing 707 Intercontinental.
(с) Alberto StortiЭкипаж самолета Boeing 707-330B D-ABUM "Bremen" авиакомпании Lufthansa, который совершил первый рейс по авиалинии Франкфурт-на-Майне – Москва – Токио в аэропорту Шереметьево. Генеральный представитель авиакомпании Lufthansa в СССР Фольфгант К. Л. Мюллер (слева) поздравляет командира корабля с первым рейсом на авиалинии Франкфурт-на-Майне – Москва – Токио. Аэропорт "Шереметьево", 1 июля 1973 г.
(c) Мишин РИА НовостиBoeing 737В 1984 году открываются две новые авиалинии авиакомпании Lufthansa из Мюнхена в Москву и из Мюнхена в Ленинград, рейсы из Мюнхена выполнялись на американских узкофюзеляжных среднемагистральных двухмоторных реактивных самолетах Boeing 737-200. В 1989 году открывается авиалиния из Гамбурга в Москву, рейсы на которой также выполняются на самолетах Boeing 737-200.
Boeing 737-200 авиакомпании Lufthansa в аэропорту "Шереметьево". Кадр из к/ф "Дама с попугаем" (Киностудия им. А. Довженко, 1988 г.)
(с) Киностудия им. А. ДовженкоBoeing 737-200/Adv D-ABFL "Coburg" авиакомпании Lufthansa. Аэропорт "Шереметьево", 1990 г.
(с) А. БукинBoeing 737-200/Adv D-ABMC "Norderstedt" авиакомпании Lufthansa. Аэропорт "Шереметьево", 1990 г.
(с) А. БукинAirbus A300/A310В 1983 году в связи с увеличением числа пассажиров связанным с третьей волной эмиграции Lufthansa начинает выполнять рейсы из Франкфурта-на-Майне в Москву на более пассажировместительных франко-германских широкофюзеляжных двухмоторных среднемагистральных самолетах Airbus А300 и А310. В мае 1988 года самолеты Airbus A310 также начинают выполнять рейсы из Франкфурта-на-Майне в Ленинград. Самолёты Airbus А300 и Airbus A310 ставили на рейсы по необходимости для замены менее вместительных Boeing 727-200 и Boeing 737-200.
Airbus A300 авиакомпании Lufthansa в аэропорту "Шереметьево", нач. 1980-х гг.
(c) Аэрофлот АвиарекламаImage kindly provided and contributed by Pércsi Zoltán from personal collection.Airbus A300 авиакомпании Lufthansa в аэропорту "Шереметьево", 1985 г.
(с) Антон ПетровAirbus A310 авиакомпании Lufthansa у международного терминала "Шереметьево-2", сер. 1980-х гг.
Airbus A300-600 D-AIAP "Donauwörth" авиакомпании Lufthansa в аэропорту "Шереметьево", 1989 г.
(c) Serhii TitenkoAirbus A310-200 D-AICB "Garmisch-Partenkirchen" авиакомпании Lufthansa. Аэропорт "Шереметьево", 1990 г.
(с) А. БукинМеморабилия (Memorabilia)Расписание рейсов довоенной Deutsche Lufthansa в СССР (
1940 г.). В истории "Люфтганзы" говорится, что авиалиния между Берлином и Москвой закрылась в 1937 году. Но в авиакомпании предпочитают не упоминать, что работа на линии возобновилась в 1940 году после того, как СССР и нацистская Германия поделили Польшу в строгом соответствии с договоренностями августа 1939 года. Прежние самолеты, работавшие на линии обслуживаемой "Дерулуфтом", пролетали по маршруту Москва—Великие Луки—Каунас—Кенигсберг—Данциг—Берлин за 11 часов. По новому расписанию самолеты летали в СССР по более длинному маршруту: Москва—Минск—Белосток—Кенигсберг—Данциг—Берлин, но продолжительность рейса составляла только 9 1/2 часов. Рейсы выполнялись на самолётах Douglas DC-3.
Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable ImagesРасписание рейсов довоенной Deutsche Lufthansa в СССР (
1941 г.). Последнее расписание авиакомпании Deutsche Lufthansa перед Второй мировой войной. Рейсы выполнялись на самолётах Douglas DC-3.
Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable ImagesРасписание рейсов Lufthansa в СССР и карта полётов (
1972 г.). Первое расписание авиакомпании Lufthansa, в котором спустя 30 лет появился снова рейс в Москву. Рейсы выполнялись на самолётах Boeing 727.
Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable ImagesКонверты первых перелетов (First Flight Covers) 5 февраля 1972 г. Первый рейс Франкфурт – Москва (B727) 5 августа 1973 г. Первый рейс Франкфурт – Москва – Токио (B707) 29 марта 1980 г. Первый рейс Франкфурт – Ленинград (B727) 2 апреля 1983 г. Первый рейс Дюссельдорф – Москва – Ленинград (B727) 3 июля 1983 г. Первый рейс Франкфурт – Москва на самолете А310 31 марта 1984 г. Первый рейс Мюнхен – Москва (B737) 31 марта 1984 г. Первый рейс Мюнхен – Ленинград (B737) 7 мая 1988 г. Первый рейс Франкфурт – Ленинград на самолете А310 6 июля 1988 г. Первый рейс Франкфурт – Москва –Токио на Boeing 747 29 октября 1989 г. Первый рейс Гамбург – Москва (B737) Информация для коллекционера