Текущее время: 16 янв 2019, 02:07

МINIAVIAMODEL.RU - Форум коллекционеров моделей самолётов.

Модели самолётов, масштаб 1:500, 1:400, 1:200.

Иностранные Авиакомпании в СССР

памятные даты в истории авиации, интересные факты
Офлайн Аватара пользователя
Сообщения: 2984
С нами: 7 лет 5 месяцев 11 дней
Откуда: TAS/UTTT
Репутация: 2

Сообщение MSX » 03 июл 2012, 19:54

В этой ветке хотелось бы собрать информацию о том, какие иностранные авиакомпании регулярно летали в СССР или делали остановки на его территории, какие это были типы самолетов, в каких ливреях. Всегда интересовало, какие иностранные самолеты можно было встретить в аэропортах Советского Союза. Авиакомпании, рейсы, фотографии, воспоминания, любая информация по иностранным авиакомпаниям летавшим в Советский Союз вплоть до начала 90-х, размещаем на этой ветке!

Офлайн Аватара пользователя
Сообщения: 2984
С нами: 7 лет 5 месяцев 11 дней
Откуда: TAS/UTTT
Репутация: 2

Сообщение MSX » 03 июл 2012, 19:55

KLM ROYAL DUTCH AIRLINES - КЛМ КОРОЛЕВСКИЕ НИДЕРЛАНДСКИЕ АВИАЛИНИИ



Douglas DC-6

Нидерландская авиакомпания KLM (нидерл. Koninklijke Luchtvaart Maatschappij) летает в Советский Союз с 1958 года, тогда же в Москве открылся офис KLM. Первоначально полеты из Амстердама в Москву с промежуточной посадкой в Варшаве совершались на самолетах Douglas DC-6B.

Douglas DC-6B PH-DFL "Cornelis de Houtman" авиакомпании KLM выполнивший первый рейс из Амстердама в Москву. Аэропорт "Внуково", 1958 г.



(с) KLM Historical Photo Archive

На этой старой любительской фотографии снятой в аэропорту "Внуково" на заднем плане виден самолёт Douglas DC-6B авиакомпании KLM, кон. 50-х гг.




Douglas DC-6 авиакомпании KLM в аэропорту Внуково, 1959 г.




Lockheed L-188 Electra

В конце пятидесятых на смену DC-6B в KLM пришли новые американские турбовинтовые самолеты Lockheed L-188 Electra.

Прибытие самолета Lockheed L-188 Electra авиакомпании KLM из Амстердама в аэропорт "Внуково", 1960 г.



(с) Киножурнал "Воздушные Ворота Столицы" 1960 Студия ЦСДФ (РЦСДФ) Ю.Буслаев, В. Ошурков



Lockheed L-188 Electra авиакомпании KLM в новой ливрее 60-х годов. Аэропорт "Шереметьево", 1968 г.




Ил-62

В 1971 году авиакомпания KLM открывает свой первый рейс совместной эксплуатации с "Аэрофлотом" по Транссибирскому маршруту Амстердам – Москва – Токио и берет в лизинг пять самолетов Ил-62 с бортовыми номерами СССР-86684, СССР-86652, СССР-86653, СССР-86654 и СССР-86655. Первый рейс Амстердам – Москва – Токио был совершен 6 апреля 1971 г. Машины эксплуатировались в KLM до 1972 года.






Douglas DC-8

В начале 1970-х гг. рейсы авиакомпании в Москву также иногда выполняются на американских реактивных самолетах Douglas DC-8

Douglas DC-8-55L PH-DCY "Antony Fokker" авиакомпании KLM в аэропорту "Шереметьево", 1970 г.




McDonnell Douglas DC-9

В первой половне 70-х гг. на смену Lochkeed Electra начинается эксплуатация новых американских двухмоторных среднемагистральных реактивных cамолетах McDonnell Douglas DC-9 на рейсах из Амстердама в Москву




Boeing 737

В конце 80-х в KLM открылся ряд новых линий, в том числе и в Ленинград, рейсы из Амстердама в Ленинград выполнялись сначала на Douglas DC-9, затем на Boeing 737-300).

Boeing 737-300 авиакомпании KLM в аэропорту "Пулково", 1992 г.




Boeing 747

В конце 80-х начале 90-х гг. KLM снова начинает выполнять рейсы в Японию по Транссибирскому маршруту Амстердам - Москва - Токио на широкофюзеляжных самолетах Боинг 747.

Boeing 747-406 PH-BFD "City of Dubai" авиакомпании KLM в аэропорту "Шереметьево", 1990 г.


(с) Сергей Григорьев СВГ




Меморабилия (Memorabilia)


Расписание рейсов KLM в СССР и карта полётов (1962 г.). Рейсы выполнялись на самолетах Lockheed L-188 Electra



Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable Images


Расписание рейсов KLM в СССР и карта полётов (1966 г.). Рейсы выполнялись на самолетах Lockheed L-188 Electra



Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable Images


Расписание рейсов KLM в и через СССР и карты полётов (1971 г.). В расписании появился первый Транссибирский рейс авиакомпании KLM в Токио через Москву, выполнявшийся на самолетах "Дуглас ДС-8", а также регулярный рейс Амстердам - Москва, который начал выполнятся на самолетах "Дуглас ДС-9"




Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable Images




Конверты первого перелета (First Flight Covers)


21 июля 1958 г. Первый рейс Амстердам - Москва (DC-6) 6 апреля 1971 г. Первый рейс Амстердам - Москва - Токио (Ил-62)


4 апреля 1987 г. Первый рейс Амстердам - Ленинград (DC-9)





Информация для коллекционера

Примечательно: Модель Douglas DC-8 от Aeroclassics имеет такой же регистрационный номер PH-DCY как и на вышеприведенной фотографии прототипа в Шереметьево!

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1089
С нами: 7 лет 3 месяца 15 дней
Откуда: Норильск
Репутация: 0

Сообщение RomanR » 03 июл 2012, 20:32

Квадратные иллюминаторы забавно выглядят :D

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 9 лет 7 месяцев 15 дней
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 03 июл 2012, 23:51

Хм, интересная тема... Знаю, что в 90-ые гг. голландцы летали в Питер через Хельсинки (т. е. был совмещенный рейс). Тип - видимо, 737-300. Еще знаю, что в те же 90-ые Аэрофлот летал из Питера в Сан-Франциско (через полюс) на Ил-62 и Ил-86 с посадкой в Мурманске. Финнэйр летал из Хельсинки на DC-9/MD-80. Насчет остального надо подумать...

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1249
С нами: 7 лет 1 месяц 18 дней
Откуда: Ростов-на-Дону / URRR, XRRO
Репутация: 0

Сообщение orion04 » 04 июл 2012, 00:32

Во времена СССР я только летал Аэрофлотом несколько раз на Ту-154 и Ан-24, ах да ещё вертушка Ми-2 :)

Моя коллекция:http://www.diecastmodelaircraft.com/collection/orion04
Хочу собрать все Ту-154 в 400м /37 из 72/

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 2586
С нами: 9 лет 8 месяцев 6 дней
Откуда: Москва
Репутация: 0

Сообщение Футболист » 04 июл 2012, 11:48

Интересно, а заполнялись ли это рейсы? Или летали просто ради политики полупустыми?
____________________________________
С уважением,Дмитрий.
Моя коллекция: http://www.diecastmodelaircraft.com/collection/Dmitry

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 9 лет 7 месяцев 15 дней
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 04 июл 2012, 12:49

Футболист писал(а):Интересно, а заполнялись ли это рейсы? Или летали просто ради политики полупустыми?
- сложно сказать. С одной стороны, до середины 80-ых рейсов из СССР в Европу было немного, и только из Москвы и Питера. С другой, и пассажирообмен был небольшой, и все перевозки жестко регулировались двусторонними государственными договорами. А вот рейсы в Сан-Франциско пользовались огромной популярностью - вторая половина 80-ых, "гласность", "перестройка", массы американцев хлынули в бывшую Империю Зла, которая на глазах превращалась с "Империю Добра". Плюс активная работа американских гуманитарных организаций в СССР. Да и советские граждане, пользуясь нежданной свободой выезда из страны, начали активно путешествовать. Потом этот рейс почему-то закрыли, и американцы с Западного побережья стали летать до Хельсинки, а потом ехать поездом.

Офлайн Аватара пользователя
Сообщения: 5304
С нами: 8 лет 1 месяц 29 дней
Откуда: MOW / DME / UUDD
Репутация: 2

Сообщение Pavel11 » 04 июл 2012, 13:06

Eugenius писал(а):
Футболист писал(а):Интересно, а заполнялись ли это рейсы? Или летали просто ради политики полупустыми?
- сложно сказать. С одной стороны, до середины 80-ых рейсов из СССР в Европу было немного, и только из Москвы и Питера. С другой, и пассажирообмен был небольшой, и все перевозки жестко регулировались двусторонними государственными договорами. А вот рейсы в Сан-Франциско пользовались огромной популярностью - вторая половина 80-ых, "гласность", "перестройка", массы американцев хлынули в бывшую Империю Зла, которая на глазах превращалась с "Империю Добра". Плюс активная работа американских гуманитарных организаций в СССР. Да и советские граждане, пользуясь нежданной свободой выезда из страны, начали активно путешествовать. Потом этот рейс почему-то закрыли, и американцы с Западного побережья стали летать до Хельсинки, а потом ехать поездом.


как обычно пришёл Евгений и всё "ополитизировал" и вставил свои пять копеек о том какой ужасный на его взгляд был СССР:)))
рубеж 1431 штук в масштабе 1/200 и 165 штук в масштабе 1/400 преодолел :)))

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 9 лет 7 месяцев 15 дней
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 04 июл 2012, 13:15

Да ничего и не "ополитизировал", и про "ужасный СССР" (я его таким вовсе не считаю) ничего не сказал. "Империя Зла" - известная фраза из речи Рейгана, а "Империя Добра" - тоже известная фраза, см. http://irteniev.msk.ru/verse.php3?id=00000072

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 579
С нами: 9 лет 8 дней
Откуда: Липецк
Репутация: 0

Сообщение limakov » 04 июл 2012, 19:27

Не стоит забывать авиакомпании так называемого "социалистического лагеря", включая его "самый весёлый барак" Югославию , а эти ребята не только на советских самолётах летали :D

Офлайн Аватара пользователя
Сообщения: 2984
С нами: 7 лет 5 месяцев 11 дней
Откуда: TAS/UTTT
Репутация: 2

Сообщение MSX » 05 июл 2012, 20:26

PAN AMERICAN WORLD AIRWAYS (PAN AM) - ПАН АМЕРИКАН УОРЛД ЭРУЭЙЗ (ПАН АМ)[/b]



Одной из самых примечательных авиакомпаний, летавших в Советский Союз была американская Pan Am - единственная авиакомпания США летавшая в СССР. Ещё в 1956 году основатель и владелец воздушной империи Pan American World Airways Хуан Трипп (Juan Trippe) прилетал в Советский Союз для переговоров с Аэрофлотом по открытию совместных рейсов в советские города. В январе 1958 года стороны пришли к соглашению по основных принципам совместных полетов, но переговоры затормозились по техническим причинам, одной из которых был английский язык, советская сторона не хотела чтобы английский язык использовался для коммерческой коммуникации на её территории и должны ли быть члены экипажа гражданами той страны, на самолете авиакомпании которой они летят, эти вопросы обсуждались и на переговорах в 1959 году Хрущева и Эйзенхауэра в Кемп-Дэвиде, затем на саммите в Париже в 1960 году и длились почти десятилетие, и только администрация президента Кеннеди в самые первые дни своей работы взялись окончательно завершить переговоры с Аэрофлотом. В течении нескольких месяцев обе стороны подписали соглашение о прямых двухсторонних рейсах между Нью-Йорком и Москвой, обслуживаемых совместно авиакомпаниями Pan Am и Аэрофлот. Советская сторона согласилась на мультинациональных составах экипажей, но настояла на использовании исключительно русского языка в её воздушном пространстве. Но даже с этими уступками предварительное соглашение так и не стало образцом доверия или предполагало потенциальную коммерческую прибыльность от этих рейсов. Авиакомпания Pan Am и не планировала что еженедельные рейсы покроют их стоимость, и тот факт что ей не было разрешено перевозить пассажиров или грузы за пределами их места посадки также не способствовало ожиданию хоть какой-то прибыльности. Тем не менее, Хрущев и Кеннеди окончательно утвердили это соглашение.
Pan Am было особенно сложно заполучить советского пассажира, поскольку все билеты продаваемые в Советском Союзе должны были приобретаться только в Аэрофлоте. Только когда Аэрофлот распродавал все билеты на свои рейсы, открывалась продажа на рейсы других авиакомпаний, что случалось очень редко. Ради заполняемости своих самолетов, Пан Ам договорился с Аэрофлотом, по сути о сдаче в лизинг своих самолетов Советскому Союзу, что покрыло бы половину расходов и места на рейсы Пан Ам продавались бы также свободно как и на рейсы Аэрофлота. Однако краеугольным камнем был вопрос по оплате билетов советскими пассажирами. Советские граждане могли оплачивать билеты исключительно рублями, которые не могли быть конвертированы в другие валюты. Рубли даже не могли быть использованы для оплаты расходов Пан Ам на территории Советского Союза, страна требовала оплаты в долларах или других твёрдых валютах.
Вице-президент авиакомпании Pan American World Airways Джон Шелдон (John D. Sheldon, второй справа) и директор по организации транспортных и пассажирских перевозок Аэрофлота Павел Николаевич Чулков подписывают соглашение между двумя авиакомпаниями, которое откроет прямое воздушное сообщение между Москвой и Нью-Йорком. Москва, 23 января 1967 г.

(с) UPI Cablephoto, United Press International


Boeing 707

Первый инаугурационный рейс Pan Am Boeing 707-320B N405PA "Clipper Stargazer" авиакомпании Pan American, открывающий регулярное прямое авиасообщение между США и СССР, выполнивший рейс из нью-йоркского аэропорта им. Джона Кеннеди с промежуточной посадкой в Копенгагене, во время посадки, руления и на перроне. Внутренний интерьер международного аэровокзала "Шереметьево".
phpBB [video]

(с) AP

1. Boeing 707-320B N405PA "Clipper Stargazer" авиакомпании Pan American на фоне баннеров "Слава КПСС". Аэропорт "Шереметьево", июль 1968 г.; 2. Экипаж самолета Boeing 707-320B совершившего первый рейс авиакомпании Pan American из Нью-Йорка в Москву. Аэропорт "Шереметьево", 1968 г. (с) (с) Музей истории аэропорта "Шереметьево"Контрибьютор: ok101; 3. Встреча американских вип-пассажиров первого рейса Pan Am в "Шереметьево". Министр гражданской авиации СССР Генерал Борис Бугаев (слева), генеральный директор авиакомпании Pan American Гарольд Грэй (Harold Gray, в центре), посол США в СССР Лайвеллин Томпсон (Llewellyn Thompson, справа). Аэропорт "Шереметьево", 1 июля 1968 г.(c) Stan Wayman TIME & LIFE Pictures.
1. 2. 3.

1. Одной из самых примечательных пассажирок первого рейса из Нью-Йорка была 85-летняя американская феминистка, защитница прав женщин Элси Хилл (Elsie Hill), которая прилетела в СССР из-за того что её отец, конгрессмен от штата Коннектикут, очень любил Россию и был одним из первых пассажиров на Транссибирской магистрали в 1901 году.(c) Stan Wayman TIME & LIFE Pictures; 2. Boeing 707-320B авиакомпании Pan Am. Аэропорт "Шереметьево", 1968 г.; 3. Прибытие американского астронавта Френка Бормана (Frank Borman) с супругой в Советский Союз на самолете Boeing 707 авиакомпании Pan Am. Аэропорт "Шереметьево", июль 1969 г. (с) Юрий Сомов РИА Новости;
1. 2. 3.

1. Посадка самолета Boeing 707 авиакомпании Pan Am из Нью-Йорка в "Шереметьево", 1 июля 1970 г. (c) Лев Поликашин РИА Новости; 2. Boeing 707-321B N724PA "Clipper Golden West" авиакомпании Pan Am. Американский джазовый музыкант и композитор Дюк Эллингтон (Duke Ellington). Аэропорт "Шереметьево", 11 августа 1971 г. (с) ИТАР-ТАСС/Архив; 3. Служебные автомобили Dodge, принадлежавшие Pan American World Airways: Dodge Polara Wagon'68 и Power Wagon'64. Как правило, такие машины доставляли пассажиров первого класса этой авиакомпании и их багаж к месту прибывания (с) Денис Валерьевич (NeonIndian) - Блог "Иностранные авто в СССР".
1. 2.3.

Boeing 707 авиакомпании Pan Am во время руления в аэропорту "Шереметьево", 1973 г. Фрагмент из киножурнала "Москва" 1973 №8 "Город и пассажир".
phpBB [video]

(c) ЦСДФ

В 1973 году Советский Союз и Соединённые Штаты подписали соглашение о совместном сотрудничестве в области транспортных перевозок для обмена информацией в областях, которые включали безопасность и эффективность гражданской авиации. В результате пакта, чиновники Федерального управления гражданской авиации США (FAA) и их советские коллеги провели встречи по различным техническим дисциплинам. Соглашение было одним из серии соглашений, подписанных должностными лицами во время встречи на высшем уровне между президентом Никсоном и Брежневым. Последнее из этих соглашений, подписанное 23 июня, предусматривало расширение прямых рейсов авиакомпаний между двумя государствами. Ранее и первоначальное соглашение между Pan American и "Аэрофлот" позволяло обеим авиакомпаниям выполнять еженедельные рейсы между Нью-Йорком и Москвой. Новое соглашение теперь позволяло авиакомпаниям Pan Am и "Аэрофлот" выполнять до трех рейсов в неделю по маршруту Нью-Йорк — Москва, и Pan Am получила разрешение на выполнение рейсов в Ленинград, а "Аэрофлот" в Вашингтон. Рейсы по маршруту Нью-Йорк — Москва — Ленинград авиакомпания Pan Am выполняла в течении пяти лет с 1973 по 1978 год на чартерной основе (нерегулярные рейсы).

Члены экипажа самолёта Boeing 707 авиакомпании Pan American, выполнившего первый рейс по маршруту Нью-Йорк — Москва — Ленинград. М. Спиззи и М. Атаназио (справа) в сувенирном магазине "Берёзка" в ленинградском аэропорту "Пулково", 1973 г.


c) ЦГАКФФД Г.Ю. Белинский

Boeing 707-321B N884PA "Clipper Nightingale" авиакомпании Pan Am во время посадки в ленинградском аэропорту "Пулково", 1978 г. Фрагмент из телевизионного художественного фильма "Рафферти" (Ленфильм, 1980 г.)

phpBB [video]

(с) Ленфильм

Boeing 707-320B авиакомпании Pan Am на перроне ленинградского аэропорта "Пулково", 1978 г. Фрагмент из киноповести "Бабушкин внук" (Ленфильм, 1978 г.)

phpBB [video]

(с) Ленфильм


В 1978 году авиакомпания Pan Am прекращает использовать самолёты Boeing 707 на своих трансатлантических рейсах в Советский Союз, которые использовались на протяжении 10 лет с 1968 года, по причине очень низкой загрузки самолётов. Авиакомпания внедряет новую схему выполнения рейсов - пассажиры летят из Нью-Йорка до Западной Европы (Франкфурта-на-Майне) на широкофюзеляжных самолётах Boeing 747, а дальше пересаживаются на менее вместительные узкофюзеляжные самолёты Boeing 727/737 следующие далее в Москву. Таким образом в течении 1978 года рейсы авиакомпании из Нью-Йока в Москву начали выполняться с технической посадкой во Франкфурте-на-Майне со сменой типа воздушного судна. Однако к концу 1978 года авиакомпания полностью прекратила выполнять рейсы в Советский Союз в связи с их убыточностью, так авиакомпания отменила регулярные рейсы в Москву и чартерные рейсы в Ленинград, в рамках сокращения убыточных европейских рейсов.

Начиная с 1985 года Советский Союз вёл трудные переговоры с американцами о возобновлении приостановленных Администрацией США из-за инцидента с южнокорейским самолётом полетов "Аэрофлота" в США. Неожиданно для советской стороны Соединённые Штаты попросили предоставить для Pan American право беспосадочных полетов через территорию СССР из пунктов Западной Европы в пункты Индийского полуострова. Такое право было предоставлено в обмен на получение "Аэрофлотом" права собственной продажи авиаперевозок в США. Эти два события нашли широкое освещение в мировых средствах массовой информации. В известном авиационном журнале Airline Business появилась большая статья "Добрая воля СССР помогает открывать новые воздушные трассы", в которой, в частности, отмечалось: "Соглашения, позволяющие авиакомпании Pan American и "Аэрофлоту" возобновить воздушное сообщение между СССР и США. Так в 1986 году рейсы авиакомпании Pan American и "Аэрофлота" были снова возобновлены.
С 1986 года авиакомпания Pan Am начинает выполнять регулярные рейсы в Советский Союз два раза в неделю по маршруту Нью-Йорк — Франкфурт-на-Майне — Москва — Ленинград. Отрезок из Нью-Йорка во Франкфурт-на-Майне выполнялся на широкофюзеляжных самолётах Boeing 747, а отрезок из Франкфурт-на-Майне в Москву и далее в Ленинград выполнялся на узкофюзеляжных самолётах Boeing 727.

1. В присутствии чрезвычайного и полномочного посла США в СССР Артура Хартмана (Arthur Hartman, в центре) и заместителя министра гражданской авиации СССР Олега Смирнова (справа) перерезает красную ленту президент американской авиакомпании Pan American Ханс Мирка (Hans Mirka, слева) в честь возобновления воздушного сообщения между СССР и США. Аэропорт "Шереметьево", 29 апреля 1986 г.(с) Борис Бабанов РИА Новости; 2. Представительство авиакомпании Pan Am в Ленинграде, кон. 1980-х гг.

1. 2.


Boeing 747

В 1988 году авиакомпания Pan Am на маршруте Нью-Йорк — Москва начинает эксплуатацию дальнемагистральных широкофюзеляжных двухпалубных самолетов Boeing 747 с дальность полета 9 800 км., которая позволила выполнять беспосадочные рейсы между США и СССР. Первый инаугурационный беспосадочный рейс из Нью-Йорка в Москву был совершен 15 мая 1988 года на самолёте Boeing 747-121 с бортовым номером N733PA, который в честь этого события был переименован в Clipper Moscow Express. По словам очевидцев самолёты были всегда полными пассажиров по причине того, что c введением Boeing 747, рейс авиакомпании Pan Am из Нью-Йорка в Москву стал единственным прямым беспосадочным рейсом соединявшим Соединённые Штаты и Советский Союз (самолёты Аэрофлота Ил-62 и Ил-86 совершали промежуточную посадку в Шенноне).
Прямые беспосадочные рейсы авиакомпании Pan Am по маршруту Нью-Йорк — Москва на самолётах Boeing 747 совершались три раза в неделю - во вторник, пятницу и субботу. В остальные дни недели - в среду, субботу и воскресенье авиакомпания Pan Am выполняла рейсы в Советский Союз из своего европейского хаба на самолётах Boeing 727 по маршруту Франкфурт-на-Майне — Москва и один раз в неделю по маршруту Франкфурт-на-Майне — Москва — Ленинград. Факт того, что Советский Союз был "Империей Зла", не останавливал американских туристов от поездок, этим рейсом пользовался дипломатический корпус и бизнесмены.

1. Boeing 747-121 N733PA "Clipper Moscow Express" авиакомпании Pan Am во время посадки в международном аэропорту "Шереметьево-2", 15 мая 1988 г.(с) Яцина Владимир/Фотохроника ТАСС; 2. Boeing 747-121 N733PA "Clipper Moscow Express" авиакомпании Pan Am на перроне международного аэропорта "Шереметьево-2", 15 мая 1988 г.(с) Яцина Владимир/Фотохроника ТАСС; 3. Boeing 747-121 N733PA "Clipper Moscow Express" авиакомпании Pan Am. Международный аэропорт "Шереметьево-2", 15 мая 1988 г.;

1. 2. 3.

1. Boeing 747-121 N733PA "Clipper Moscow Express" авиакомпании Pan Am. Международный аэропорт "Шереметьево-2", 15 мая 1988 г. Первый совместный экипаж беспосадочного рейса Москва — Нью-Йорк (с) Советские авиалинии; 2. Командир экипажа "Боинг-747" Р. Олсон после беспосадочного полета через океан из Нью-Йорка в международном аэропорту Шереметьево (с) Яцина Владимир/Фотохроника ТАСС.
1. 2.

Киножурнал "На воздушных трассах" №8 от 1988 года, повествующий о начале эксплуатации авиакомпанией Pan Am самолетов Boing 747 на трансатлантических рейсах из Нью-Йорка в Москву. В киножурнале рассказывается о функционировании авиалинии, показано представительство авиакомпании Pan Am в Москве и интервью с директором представительства.

phpBB [video]

(c) Центрнаучфильм

Фрагменты из киножурнала с самолётами Boing 747 авиакомпании Pan Am в аэропорту "Шереметьево":

Boeing 747-121 N733PA "Clipper Moscow Express" авиакомпании Pan Am, выполнивший первый рейс по маршруту Нью-Йорк — Москва, 15 мая 1988 г.
Boeing 747-121 N748PA "Clipper Crest of the Wave" авиакомпании Pan Am у телескопического трапа в международном аэровокзале "Шереметьево-2", 1988 г.

phpBB [video]
phpBB [video]

(c) Центрнаучфильм

Boeing 747-121 N742PA "Clipper Neptune's Car" авиакомпании Pan Am во время посадки в аэропорту "Шереметьево", 1988 г.
Boeing 747-121 N653PA "Clipper Pride of the Ocean" во время руления к месту стоянки в международном аэровокзале "Шереметьево-2", 1998 г.

phpBB [video]
phpBB [video]

(c) Центрнаучфильм

Boeing 747-121 N749PA "Clipper Dashing Wave" авиакомпании Pan Am во время обслуживания в международном аэровокзале "Шереметьево-2", 1998 г.

phpBB [video]

(c) Центрнаучфильм

Видео: Boeing 747-200 N724PA "Clipper Fairwind" авиакомпании Pan Am. Международный аэропорт "Шереметьево-2", 16 октября 1988 г. Полное видео можно посмотреть здесь - http://www.youtube.com/watch?v=V1eOWZHD3S0.

phpBB [video]

(с) The Walt Disney Company

Boeing 747-200 N724PA "Clipper Fairwind" авиакомпании Pan Am. Международный аэропорт "Шереметьево-2", 16 октября 1988 г. Американский бизнесмен Рой Эдвард Дисней (Roy Edward Disney) впервые привёз Микки Мауса в Советский Союз.


(с) В. Яцин ИТАР-ТАСС

1. Boeing 747-121 N733PA "Clipper Pride of the Sea" авиакомпании Pan Am. Международный аэропорт "Шереметьево-2", 1989 г. (c) TITAR69; 2. Boeing 747-200 авиакомпании Pan Am. Аэропорт "Шереметьево", 1988 г.(с) Советские авиалинии, 1989
1. 2.

Boeing 747-121 N740PA "Clipper Ocean Pearl" авиакомпании Pan Am. Международный аэропорт "Шереметьево", сентябрь 1989 г. Народный депутат СССР Ельцин Б. Н. отправляется в Нью-Йорк первым классом авиакомпании "Пан Ам". Фрагмент из документального фильма "Борис Ельцин. Портрет на фоне борьбы" (1990 г.)
phpBB [video]

(с) Российский государственный архив кинофотодокументов/Архив кинохроники и документальных фильмов net-film.ru

Boeing 747 авиакомпании Pan Am во время взлета в аэропорту "Шереметьево", 1989 г. Фрагмент из сюжета "Иммиграция в США" (Агентство печати «Новости» АПН, 1989 г.)

phpBB [video]

(с) АПН/РИА Новости

Boeing 747-123SF N9670 "Clipper Empress of the Skies" авиакомпании Pan Am. Международный аэропорт "Шереметьево-2", 1990 г. Отрывок из к/ф "Шереметьево-2" (ФБ-33, 1990 г.)
phpBB [video]

(с) ФБ-33 (Французский бульвар, 33), Одесская к/ст.

1. Самолет авиакомпании Boeing 747 Pan Am на взлетно-посадочной полосе аэропорта "Шереметьево-2", 10 октября 1989 г. (с) Нетелев Роберт/Фотохроника ТАСС; 2. Boeing 747-200 N730PA "Clipper Gem of the Ocean" в старой ливрее Pan Am. Аэропорт "Шереметьево", 1990 г. (c) sss.

1. 2.

1. Хвостовая часть самолета Boeing 747 авиакомпании Pan Am. Международный аэропорт "Шереметьево-2", 1990 г. (с) А. Букин; 2. Boeing 747-121 N750PA "Clipper Neptune's Favorite" авиакомпании Pan Am. Аэропорт "Шереметьево", 17 июля 1991 г. (с) Chris Chennell.
1. 2.

Стюардессы "Боинга 747" рейса авиакомпании Pan Am PA31 из Москвы в Нью-Йорк, 1991 г.

(с) Jane Andreassi


Boeing 727

В середине 1980-х годов крупные американские авиакомпании, такие как Pan Am, TWA, United имели свои хабы в крупных европейских аэропортах, откуда в течении дня совершались рейсы в США и эти авиакомпании использовали среднемагистральные самолёты Boeing 727 в качестве челноков для связи этих крупных аэропортов с аэропортами городов других стран Европы в первую очередь для удобной стыковки с рейсами отправляющимися в США, и в 1986 году Москва c Ленинградом также были включены в эту сеть внутриевропейских рейсов Pan Am. Первый рейс авиакомпании Pan Am из Франкфурта-на-Майне в Москву был совершен в 29 апреля 1986 г.

1. Boeing 727-235 N4745 "Clipper Invincible" авиакомпании Pan Am выполнивший первый рейс в Москву из европейского хаба авиакомпании Pan Am - Франкфурта-на-Майне. Международный аэропорт "Шереметьево-2", 29 апреля 1986 г. (с) Борис Бабанов РИА Новости; 2. Экипаж самолета американской авиакомпании "Пан-Америкэн" перед полетом в США в московском аэропорту "Шереметьево", 29 апреля 1986 г. (с) Яцина Владимир/Фотохроника ТАСС; 3. Boeing 727-200 авиакомпании Pan Am. Международный аэропорт "Шереметьево-2", 18 августа 1987 г. (с) Daniel Frohriep-Ichihara.
1. 2. 3.

Boeing 727-235 N4751 "Clipper Competitor" авиакомпании Pan Am. Аэропорт "Шереметьево", 1990 г.

(с) А. Букин

После банкротства Pan Am в ноябре 1991 года рейс PA 30/31 JFK-SVO-JFK был передан авиакомпании Delta Air Lines, причем без изменения старого номера рейса, который используется авиакомпанией Delta Air Lines (DL 30/31) и по сей день.




Меморабилия (Memorabilia)


Вырезки из газет

Pan Am Clipper, вып. №28 от 15 июля, 1968 г.


The Bulletin от 16 Июля, 1968 г.


The Montreal Gazette от 20 Июля, 1968 г.


The Modesto Bee от 13 Декабря, 1987 г.


Советские авиалинии №1, 1989 г.



Расписание рейсов Pan Am в СССР и карта полётов (1969 г.). Рейсы в Москву выполнялись с промежуточной посадкой в Копенгагене. Рейсы выполнялись на самолётах Boeing 707:




Image courtesy of Björn Larsson and David Zekria (c) Airline Timetable Images

Карта полётов Pan Am (1977 г.). Рейсы в Москву выполнялись с промежуточной посадкой в Копенгагене. Рейсы выполнялись на самолётах Boeing 707:



Расписание рейсов Pan Am в СССР и карта полётов (1978 г.). Рейсы в Москву выполнялись по новой схеме с промежуточной посадкой во Франкфурте-на-Майне со сменой типа воздушного судна. Отрезок полёта из Нью-Йорка до Франкфурта-на-Майне выполнялся на самолётах Boeing 747, а отрезок из Франкфурта-на-Майне до Москвы выполнялся на самолётах Boeing 727/737.



Карта полётов Pan Am за 1979 г. Рейсы в Советский Союз Pan Am не выполняет:



Расписание рейсов Pan Am в СССР (1987 г.). После семилетнего отсутствия советские города снова появляются в расписании авиакомпании. В расписании появился первый регулярный рейс в Ленинград, который стал продолжением регулярного рейса авиакомпании в Москву. Рейсы авиакомпании Pan Am в Советский Союз выполняются два раза в неделю по маршруту Нью-Йорк — Франкфурт-на-Майне — Москва — Ленинград. Отрезок из Нью-Йорка во Франкфурт-на-Майне выполнялся на широкофюзеляжных самолётах Boeing 747, а отрезок из Франкфурта-на-Майне в Москву и далее в Ленинград выполнялся на узкофюзеляжных самолётах Boeing 727:



Расписание рейсов Pan Am в СССР и карта полётов (1988 г.). В расписании и на карте полётов появляется первый беспосадочный рейс авиакомпании из Нью-Йорка в Москву, выполняемый на широкофюзеляжных самолётах Boеing 747 три раза в неделю. Также есть рейсы выполняемые по "челночной" схеме (Pan Am Connecting Service) из Франкфурта-на-Майне в Москву и Ленинград на узкофюзеляжных самолётах Boeing 727-200:




Буклеты авиакомпании Pan Am, рекламирующие первый беспосадочный рейс из Нью-Йорка в Москву "Moscow Express" и багажные бирки авиакомпании рейсов в Шереметьево (SVO) и Пулково (LED):







Конверты первого перелета (First Flight Covers)

15 июля 1968 г. Первый рейс Нью-Йорк - Москва (B707) 16 июля 1968 г. Первый рейс Москва - Нью-Йорк (B707)

1 мая 1986 г. Первый рейс Нью-Йорк - Ленинград (B707)

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1249
С нами: 7 лет 1 месяц 18 дней
Откуда: Ростов-на-Дону / URRR, XRRO
Репутация: 0

Сообщение orion04 » 05 июл 2012, 21:18

Интересный материал. Марат спасибо за подборку реальных бортов летавших в союз и их моделей ;) Сразу возникает вопрос, под фотками моделей несколько разных бортовых номеров все они летали в Москву? или они сменяли бортовые номера позже? я всё отношу к 400му масштабу.

Моя коллекция:http://www.diecastmodelaircraft.com/collection/orion04
Хочу собрать все Ту-154 в 400м /37 из 72/

Офлайн Аватара пользователя
Сообщения: 2984
С нами: 7 лет 5 месяцев 11 дней
Откуда: TAS/UTTT
Репутация: 2

Сообщение MSX » 05 июл 2012, 21:42

Футболист писал(а):Интересно, а заполнялись ли это рейсы? Или летали просто ради политики полупустыми?


Большинство иностранных авиакомпаний действительно летали практически полупустыми, политический интерес играл очевидно всё же бóльшую роль чем коммерческий. Например Пан Ам даже изначально уже не рассчитывал получать прибыль от своих рейсов в Советский Союз, но в конце 80-х беспересадочные рейсы авиакомпании стали очень прибыльными с полной загрузкой огромных Боингов 747 летавших в СССР три раза в неделю и ценой в две тысячи долларов за билет. У меня есть знакомые американцы, совершенно простая обычная американская семья рабочих и они летали всей семьей в "Империю Зла" на 747 Пан Ам в 80-х, объехав все возможные туробъекты у них остались очень хорошие воспоминания, и от страны и от полета.

orion7804 писал(а):Интересный материал. Марат спасибо за подборку реальных бортов летавших в союз и их моделей ;) Сразу возникает вопрос, под фотками моделей несколько разных бортовых номеров все они летали в Москву? или они сменяли бортовые номера позже? я всё отношу к 400му масштабу.


Несколько бортовых номеров это просто значит что эти перечисленные модели имеют именно такую же ливрею как на фотографиях, вот PH-DCY KLM точно летал например :) Фотографии тех лет с самолетами иностранных авиакомпаний в СССР с четко различимыми бортовыми номерами это большая удача, фотографий совсем мало, да и их качество оставляет желать лучшего, поэтому часто бортовой номер просто не различим, но по крайней мере по ним у нас есть возможность получить представление о типах самолетов и вариантах ливрей в которых они летали, что уже ценно.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1067
С нами: 8 лет 5 месяцев 10 дней
Откуда: Stockholm(Close to BMA)
Репутация: 0

Сообщение Flight fan » 05 июл 2012, 23:33

Very interesting topic. In my occasional USSR diorama layouts i use my one and only PanAm 727, a -100. I guess i wasn't as far off as i thought. :d
My collection at DiMA: http://www.diecastmodelaircraft.com/collection/stockholm_flyer
My YouTube channel: http://www.youtube.com/user/MrFlightfan?feature=mhee

I don't always write in Russian, but when i do, i use Google Translate.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 9 лет 7 месяцев 15 дней
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 06 июл 2012, 00:41

Марат, спасибо за интересный обзор. Да, точно, было дело - во второй половине 80-ых Pan Am летала из Питера во Франкфурт на 727-ых. Я еще, помню, удивлялся - с чего это вдруг американцы из СССР в ФРГ летают?..

Что касается авиакомпаний соцстран, то в Питер летали Interflug, CSA, LOT, Malev и Balkan. Мой знакомый одноклассник в 87-м или 88-м году собрался поехать к сестре в Чехословакию (там служил ее муж, офицер), и с удивлением обнаружил, что А) купить билет на рейс СSA в Прагу можно совершенно свободно, просто зайдя в представительство авиакомпании (сейчас это удивление уже сложно понять, но мои ровесники, думаю, понимают, о чем я), и Б) этот билет стоит заметно дешевле, чем билет Аэрофлота на то же направление. Ну а полет на самолете иностранной компании, пусть и нашего производства, и компании из соцстраны - тогда это было круто! Плюс к тому друг еще и на Ил-62 - нашем флагмане - в Прагу летел, что подняло впечатления вообще на недосягаемую высоту. :)

След.


  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в История авиации



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 0 пользователей и гости: 0