https://news.mail.ru/society/32967502/
Газета Коммерсантъ
Катар блокирует Внуково
Qatar Airways получит 25% аэропорта.
В аэропортах Московского авиационного узла (МАУ) впервые может появиться иностранный акционер. Блокирующий пакет — 25% акций — Внуково к июню может выкупить авиакомпания Qatar Airways, которая пока летает из Домодедово. Стоимость и структура сделки не раскрываются. При этом Qatar Airways намерена расширить программу полетов в РФ, и, по данным «Ъ», в ближайшие дни Москва и Доха могут подписать обновленное соглашение о воздушном сообщении.
Qatar Airways подписала с владельцами аэропорта Внуково меморандум о покупке доли в 25%, рассказал исполнительный директор катарской компании Акбар аль-Бакер. По его словам, Qatar Airways видит «огромный потенциал» развития бизнеса Внуково.
В отличие от Домодедово и Шереметьево, где мощности заполнены, инфраструктура Внуково не используется полностью.
Исполнительный директор катарской компании Акбар аль-Бакер
Он уточнил «Ъ», что речь идет о «покупке доли в юрлице, представляющем аэропорт, а не в отдельных компаниях, которые предлагают доли». В течение двух месяцев пройдут юридические проверки, после чего сделка закроется, цена не раскрывается.
Qatar Airways основана в 1997 году, принадлежит Катару. Одна из крупнейших авиакомпаний Ближнего Востока, выполняет 14,2 тыс. рейсов в год более чем в 150 стран, входит в альянс Oneworld (от РФ в него входит S7). Владеет 49% в итальянской Meridiana, 20% в International Airlines Group (холдинг British Airways и Iberia), по 10% в южноамериканской LATAM и китайской Cathay Pacific. Чистая прибыль в 2016 году выросла на 22%, до $541 млн, но за 2017 год перевозчик прогнозировал «огромные убытки»: в июне Саудовская Аравия и другие арабские страны обвинили Доху в поддержке терроризма, и Qatar Airways были запрещены полеты в эти страны и в их воздушном пространстве.
Внуково — третий по пассажиропотоку аэропорт РФ и МАУ, но потерял часть пассажиров с октября 2015 года, когда прекратил полеты его базовый перевозчик «Трансаэро» и закрылся ряд международных направлений. Спад перевозок (в 2016 году на 12%, до 13,9 млн человек) ухудшил финансовое состояние аэропорта, но в 2017 году на фоне восстановления рынка перевозки выросли на 30,1%, до 18,1 млн человек. С осени 2017 года активы Внуково объединены в АО «Международный аэропорт Внуково» (МАВ). По СПАРК, на конец года 25% АО у Росимущества, 34,15% — у «Внуково Альянс» Виталия Ванцева и семьи Андрея Скоча, 15,15% — у «Сильвани», 12,07% — ЗАО ВИК, 2,41% — у АО АНК (подконтрольны «Внуково Альянс», писали «Ведомости»).
Убыток МАВ в 2015 году составил 107 млн руб., в 2016-м — 219 млн руб., в 2017-м — 227 млн руб. Выручка сохранялась на уровне около 900 млн руб., а в 2017 году достигла почти 3,5 млрд руб. В конце 2017 года Внуково привлекло у Сбербанка под залог доли «Внуково Альянс» и «Сильвани» кредитную линию до 9 млрд руб. на десять лет для рефинансирования кредита 2011 года от Банка Москвы (входил в ВТБ) почти на 12 млрд руб.
В Сбербанке отказались от комментариев. Господин Ванцев на звонки «Ъ» не ответил. В Росимуществе сообщили, что госдоля не продается.
С 2004 года Qatar Airways летала в Домодедово, сменит ли она аэропорт базирования, источники «Ъ» пока не говорят. В Домодедово «Ъ» сообщили, что рассчитывают на дальнейшее сотрудничество с авиакомпанией. Акбар аль-Бакер заявил «Ъ», что у авиакомпании есть «множество планов» расширения в РФ, но она ограничена числом частот в межправсоглашении. Qatar Airways планирует запросить у Минтранса РФ дополнительные права на полеты в города РФ. В Минтрансе «Ъ» сообщили, что запрос на частоты во Внуково не поступал. Соглашение между Катаром и РФ подписано еще в 1991 году и «больше не удовлетворяет условиям работы», говорит источник «Ъ» в отрасли. В начале 2017 года страны начали обсуждать новое соглашение. РФ предложила неограниченные полеты в Сочи, Калининград и по «пятой свободе воздуха» во Владивосток (право брать пассажиров и грузы в пункте первого прилета для дальнейшей перевозки в третью страну).
По данным «Ъ», обновленное соглашение может быть подписано в ближайшие дни.
На фоне напряженной политической обстановки российскому бизнесу приходится искать «менее традиционных инвесторов», заметил главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Он также заметил, что Внуково необходим крупный игрок, на базе которого развивался бы крупный транспортный узел.