Текущее время: 03 апр 2020, 09:55

МINIAVIAMODEL.RU - Форум коллекционеров моделей самолётов.

Модели самолётов, масштаб 1:500, 1:400, 1:200.

Латвия: музей Курляндского котла, Занте

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 10 лет 10 месяцев 2 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 27 дек 2014, 22:34

Честно признаюсь, что в названии темы мне пришлось изменить название данного музея - официально он почему-то называется Kurzemes cietokšņa muzejs Zantē, т. е. "Музей крепости Курземе в Занте". Курземе - одна из четырех исторических областей Латвии, наряду с Латгале (Латгалией), Видземе и Земгале (Земгалией или Семигалией). Иногда выделяют еще и пятую область - Селию, но как правило, она рассматривается как часть Земгале. Курземе - западная часть Латвии, крупнейшие города - Вентспилс и Лиепая. В русском языке более известно немецкое название данного региона, Kurland - Курляндия. Возможно, кто-то вспомнит существовавшее в данном регионе с 16-го по 18-ый века Герцогство Курляндии и Семигалии. Известный в русской истории фаворит императрицы Анны Иоанновны герцог Бирон - он именно оттуда.

Это был краткий исторический экскурс в географию Латвии. :) Возвращаясь к музею, нужно сказать, что несмотря на название, никакой "крепости" в данном музее и вообще в данном месте (небольшом городке Занте - в России это был бы, скорее, поселок) нет, а основной темой музея является история данного региона в 20 веке, прежде всего бурная военная история. Разумеется, одним из наиболее значимых периодов является блокада и ликвидация Курляндской группировки немецких войск с сентября 1944-го по май 1945 г. - как по значению для последующей истории этого края, так и по количеству артефактов, оставшихся после этого на данной земле, тем более, что длительное время линия фронта проходила как раз через Занте.

Для Латвии весь трагизм событий первой половины прошлого века заключался еще и в том, что как во время Первой мировой войны и последующего обретения независимости, так и особенно во время Второй мировой, на территории страны фактически шла гражданская война: кто-то из латышей сражался за Российскую империю, кто-то - за независимость Латвии, а кто-то - за всемирную власть рабочих и крестьян в рядах большевиков. Весьма почитаемая в Латвии история латышских стрелков дает об этом хорошее представление - с одной стороны, это изначально были отряды латышской самообороны против немецкого наступления, а с другой - весьма возможно, что без помощи красных латышских стрелков, перешедших на сторону большевиков, большевистская власть в России и не удержалась бы. Через четверть века все повторилось - сначала советская оккупация, потом немецкая. Один из братьев мог сражаться в рядах Красной Армии, а другой - в рядах Латышского добровольческого легиона СС на стороне Вермахта (про "добровольность" службы латышей в СС поговорим позже). В конце 1944 г. часть латышских соединений в составе войск СС фактически вышла из немецкого подчинения и стала сражаться "против всех", за независимую Латвию. По окончании войны, до середины 50-ых гг. тысячи людей воевали против советской власти в рядах "лесных братьев".

Уникальность данному музею придает и тот факт, что он был создан и развивается в течение 15 лет силами одного человека - нынешнего директора музея Илгварса Бруциса. Вторым сотрудником музея является его жена. Все доходы он использует на создание музея - сначала искал различные экспонаты сам, потом к этому присоединились добровольцы. Никаких различий между национальностями и политическими убеждениями он не делает - в коллекцию поступают самые разные вещи. Со стороны данный музей (и ему подобные) кажутся просто складом всякой рухляди - ни блестящих витрин, ни аккуратных табличек, ни красивого интерьера. Но в таких музеях важны именно сами экспонаты, - и время, чтобы можно было рассмотреть все подробно. Еще важен хороший гид, который сможет объяснить, что именно ты видишь. Нам в этом случае повезло - как раз набижала небольшая группа посетителей непонятной национальности, и экскурсию нам провел сам Илгварс Бруцис, на хорошем русском языке.

Музей: Музей крепости Курземе в Занте
Адрес: Kandavas novads, Zantes pagasts, Zante, Skolas iela 8a, LV-3134
Как добраться: на машине - своей или прокатной
Стоимость: 3 евро
Сайт: своего сайта нет, есть странички на http://www.latvia.travel/en/sight/kurzeme-fortress-museum и http://www.viss.lv/ru/?f=5685

Вот такая картинка для начала. Нет, из этих домов никто принудительно не выселял русских "в 24 часа" - туда даже заселиться никто не успел. Эти дома были построены в самом конце 80-х, и туда планировалось заселить каких-то новых работников какого-то производства, которое по плану развития социалистической промышленности планировалось возвести в Занте. К моменту готовности данных домов Советский Союз исчез, а у независимой Латвии были совсем другие планы по развитию экономики, плюс острая нехватка денег - жить в этих домах оказалось просто некому и незачем. С тех пор они так и стоят пустые, и медленно разрушаются. К сожалению, это типичная картина для многих мелких населенных пунктов в Латвии.



Выкладывать фотографии я буду в том же порядке, в каком я их отснял, т. е. хаотично. :) Постараюсь давать комментарии по мере необходимости. Осмотр экспозиции начали снаружи - это вполне аутентичная немецкая землянка с полусгнившими бревнами, и ведущий к ней ход сообщения:



Весь двор усеян самыми разными артефактами - остатками советской и немецкой техники.



Немецкие бочки из под топлива. Интересно, что на одних из них надпись Wehrmacht - "вооруженные силы", а на других - Heer, т. е. "армия", сухопутные войска.



Про живописные латвийские каменные сараи я уже как-то рассказывал - это непременный элемент латвийского ландшафта. Часть из них сохранилась в виде руин, как вот этот, другая часть используется по назначению.



Историю этого Ан-2 - бывшего ДОСААФовского, а потом получившего латвийскую регистрацию YL-CAR, - установить так и не удалось.



Т-34-85, собранный из частей 5-ти разных танков, плюс какие-то недостающие элементы пришлось просто сварить из листовой стали. Уникальность этой машины, во-первых, в том, что это сделал один человек, а во-вторых, в башне - на ней хорошо видны замазанные немецкие кресты. По данным Илгварса, во время ликвидации Курляндского котла немцы в разное время захватили 12 советских Т-34, и использовали их против наших войск. Башня одного из этих танков была извлечена из окрестных болот с уже замазанными крестами, но при этом никаких следов советских красных звезд не видно.



Советский тягач ГТ-СМ:



Башня от советского (вернее, американского) танка M3 Lee - такие машины поставлялись нам по ленд-лизу:



ИС-2. Когда-то был памятником в поселке Клапкалнциемс - именно там советские войска прорвали немецкую оборону. В начале 90-х это "напоминание о советской оккупации Латвии" было спасено от отправки на переплавку за ящик водки. ;)



"Шишига". Уже тоже легенда.



Не менее легендарный Dodge 3/4 с одним из бесчисленных вариантов кузовов. Во время войны поставлялся по ленд-лизу, часть машин после войны еще долго использовалась в народном хозяйстве, но этот вариант, судя по то ли шведским, то ли норвежским надписям в кабине, в начале 90-ых был частью скандинавской гуманитарной помощи возрождающейся латвийской армии.



А вот и первый тест - что за автомобиль и для чего?



Сохраняемся...

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1654
С нами: 7 лет 7 месяцев 28 дней
Откуда: Москва
Репутация: 0

Сообщение ok101 » 28 дек 2014, 13:16

Евгений, спасибо, жду продолжения. Насчет теста:

ГАЗ-63 ДДА-53А – предназначен для санитарной обработки личного состава в полевых условиях, дезинфекции и дезинсекции обмундирования, обуви, снаряжения и индивидуальных средств защиты. Она снабжалась паровым котлом с рабочим давлением 4 атмосферы, подогреваемым жидким топливом или дровами, ручным насосом, пароэлеватором, бойлером-аккумулятором, оборудованием контроля, всасывающими и напорными рукавами из прорезиненной ткани. Горячий пар подавался в две открыто расположенные дезинфекционные камеры объемом по 1,8 м3, а подогретая до температуры 40 – 42° вода направлялась в расположенные снаружи открытые душевые кабины, имевшие 12 душевых сеток. Эта установка монтировалась также на шасси ГАЗ-51.

На Дальнем Востоке стояли целые поля машин, там много было всякой экзотики, насмотрелся - на передвижные душевые, пункт руководителя полетов, прожекторы, кинобудки - ГАЗ-63, 66, ЗиЛ-130, 157, 131 и тд., старые Уралы.
Мои авиафото: https://fotki.yandex.ru/users/ok101/

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 10 лет 10 месяцев 2 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 28 дек 2014, 22:59

Олег и Дима, совершенно верно - это именно ДДА-53А!



Когда я показал эти фото своему отцу, он живо вспомнил, как в 70-ые годы после учений они устраивали баню прямо в дезинфекционных камерах - максимальной температуры 98 С вполне хватало, чтобы попариться. :) Вот еще пара фото этой же установки:


[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 28-12-2014 23:59:08[/merge_posts_bbcode]

"На честном слове и на одном крыле…" - крыло (полукрыло), видимо, от МиГ-15:



Средний артиллерийский тягач АТ-С. Состояние плачевное - рук и времени одного человека на восстановление всех экспонатов не хватает. Со временем я выложу фото данного тягача в гораздо "более лучшем" состоянии в финском артиллерийском музее в Хямеенлинна...



ГАЗ-69 с какой-то непонятной конструкцией сзади. Видимо, не простой ГАЗ-69 - какой именно, спросить времени не было.



Траки от разной гусеничной техники. Крайние справа "полтора трака" - единственный артефакт от немецкого "Тигра", имеющийся в музее. Прямо по центру в кадре - траки от "Пантеры".



Остатки прочей колесно-гусеничной техники:



Следующий "зал" музея - просто навес. Там при входе видим заднюю стойку бомбардировщика СБ - хорошо виден резиновый амортизатор (вот эти расщепленные резиновые жгуты):



Остатки Ил-2:



Общий вид экспонатов под навесом; на первом плане ГАЗ-67Б:



Это немецкий полевой тигель, то бишь кузница:



А это прицеп для мотоцикла с коляской, или для Kettenkrad - того самого "незаконнорожденного ребенка танка и мотоцикла":



Телега с замазанным тактическим номером Вермахта - да, телега тоже была транспортным средством во время войны:





Jeep CJ-7 - видимо, тоже когда-то был гуманитарной помощью латвийской армии. Судя по характерному проему в ветровом стекле, когда-то на данной машине стояло безоткатное орудие.



Еще один Dodge 3/4:



Примерно под таким углом бомбы сыпались на голову неприятеля:



Немецкое изобретение - бомба в бетонном корпусе. Зачем тратить дефицитную сталь, если осколки бетона обладают ничуть не меньшей поражающей способностью, чем осколки стали?..



Немецкая кассетная бомба, сбрасываемая на парашюте (кто-нибудь - подскажите точное обозначение!)



.. просто бомба...



...и советская РРАБ - тоже не уверен в опознавании, буду благодарен за помощь.



Сохраняемся...

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 4766
С нами: 9 лет 5 месяцев 7 дней
Откуда: Нижегородская обл.,с. Дивеево
Репутация: 3

Сообщение iceman » 28 дек 2014, 23:26

Эх! Тест пропустил... :) Евгений, очень хороший и познавательный репортаж, понравился Ан-2 (жалко только, что такой подпорченный :( ) - прямо как были в нашем клубе, только у нас были 09 и 70-ка.
С уважением, Алексей.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 10 лет 10 месяцев 2 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 30 дек 2014, 15:24

Да, уточнение про авиабомбы: то, что я назвал "немецкой кассетной бомбой", на самом деле - контейнер Mk 250 LK (другое обозначение - AB 250 Kz), содержавший 41 осветительный элемент Luftmarkierungskörper Mk 2L. Использовался, соответственно, для подсветки или маркировки целей.

На втором фото вовсе не "советская РРАБ", а опять-таки немецкий контейнер AB-250-2, в котором помещались 144 шт. бомб-мин SD-2B Schmetterling - тех самых "бабочек", которые немцы успешно применяли против живой силы противника.

В общем, я хотя бы не ошибся в том, что оба данных экспоната - кассетные боеприпасы.
[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 30-12-2014 16:24:22[/merge_posts_bbcode]

По дороге от навеса в основное здание полюбуемся природой. Пушка настоящая, 17 в., времен Курляндского герцогства. Лотосы в пруду тоже настоящие. :)



Музей расположен на первом этаже здания бывшего правления колхоза, а на втором этаже живет сам создатель музея Илгварс Бруцис:



На лестнице - немецкая счетверенная зенитная пушка 2-cm Flakvierling 38:



На стене - карта Курляндского котла. Красной точкой отмечен город Занте, через который проходила линия фронта. 500 000 человек - примерное количество погибших, раненых и пропавших без вести с обеих сторон с октября 1944 г. по май 1945-го.



Общий вид музея изнутри:



Первый зал рассказывает о возрождении вооруженных сил независимой Латвии и сил территориальной обороны - Земессардзе - в начале 90-ых гг. Вооружение - от советских АК-47 и пистолетов ТТ до американских Кольтов. Амуниция - сначала тоже советская, потом различная "гуманитарная помощь" со всей Европы и США.



А это немногое, что сохранилось от предшественников нынешней Земессардзе - Айзсаргов. Это были силы территориального ополчения, организованные по образцу финской организации Suojeluskunta, более известной у нас, как Шюцкор. После присоединения Латвии к СССР Айзсарги были объявлены "фашистской организацией" и распущены 23 июня 1940 года. Большинство командиров и многие рядовые бойцы были репрессированы - представленные предметы были в основном найдены в братских могилах расстрелянных Айзсаргов во время их перезахоронения в 90-ые гг. С началом войны оставшиеся на свободе бывшие члены Айзсаргов начали партизанскую войну против частей Красной Армии, а потом составили костяк немецкой вспомогательной полиции, "прославившейся" в том числе расстрелами евреев и военнопленных на оккупированных территориях. В Латвии не любят об этом вспоминать, но факт есть факт: наибольший из всех оккупированных стран процент уничтоженных во время войны евреев был именно в Латвии - 92 %. На Украине, в Белоруссии и даже в самой Германии процент выживших евреев был больше. Большинство евреев в Латвии было уничтожено вовсе не немцами, а различными местными формированиями, состоявшими в подавляющем большинстве из латышей.



Следующий зал можно условно назвать "полевой лазарет Вермахта". Все предметы - подлинные.



Противогазные коробки...



...куртки-анораки и маскхалаты...



... посуда, ящики с медикаментами, аптечки, полевой шлем санитара...



...складной полевой хирургический стол...



...и складная металлическая шина на ногу.



Если руки целы, то лежа в госпитале, можно поразвлекаться игрой на аккордеоне. Чтобы никто не решил, что это его личный аккордеон, с обратной стороны табличка: "собственность Вермахта".



Интересный вариант зимних сапог - голенища сделаны из чего-то вроде плотного фетра, при этом голенища высокие, почти до паха - видно, что фетр растянулся и вытерся в районе коленей. Кто, а главное - как мог их носить, чтобы голенища не мешали ходить (потому как никаких завязок или других креплений голенищ к чему-либо не обнаружилось), выяснить не удалось. Есть предположение, что это зимняя обувь летчиков: если просто сидеть в кресле, то они не будут сваливаться, и в советских ВВС была подобная зимняя обувь с высокими голенищами.



Тест № 1 - для чего этот агрегат?



Тест № 2 - а это что такое? По внешнему виду напоминает сложенные листы... чего-то.



Хирургические инструменты, перевязочные пакеты, медикаменты. Байеровский аспирин с тех пор несильно изменился. :)



Следующий зал - латышские части в составе войск СС. Как известно, Латышский добровольческий легион СС был создан в феврале 1943 г., и в июне 1944 г. был переформирован в 15-ю ваффен-гренадерскую дивизию СС (латышскую № 1) и аналогичную 19-ю дивизию (латышскую № 2). Несмотря на слово "добровольческий" в названии, в подавляющем большинстве случаев солдаты легиона были набраны по принудительной мобилизации. "Добровольность" состояла только в том, что мобилизованные могли выбирать место службы: либо в латышский легион СС, либо в обслуживающий состав немецких войск, либо на оборонные работы. Большинство записывалось в СС только потому, что там было лучшее обеспечение, в том числе продовольственное. К тому же все больше распространялась практика отправки таких же "добровольцев" на работу в Германию, и мало кто хотел уезжать из родной страны. Впрочем, несмотря на фактическое принуждение ко вступлению в СС, факты военных преступлений, совершенных солдатами Латвийского легиона, хорошо известны.



Увеличенная фотокопия конвертов, в которых приходили повестки "добровольцам":



Солдатские книжки легионеров:



Деньги и продовольственные карточки. Деньги, кстати, "ненастоящие" - так называемые "марки Вермахта". На деньгах надпись, что данное средство используется для выплат "суточных и командировочных" Вермахту на оккупированных территориях, и их использование для обычных платежей запрещено - их можно было отоваривать только в "военторгах".



Вот такой Хитлар на почтовой марке. На марке надпечатка Ostland, т. е. марка тоже ходила только на территории Рейхскомиссариата Остланд.



Порошок от вшей полагался каждому военнослужащему:



Папиросы Bulgarija - видимо, болгарские:



Целый иконостас Хитларов на марках с надпечатками Ostland.



А это уже много денег, да еще и в банковских упаковках. Это оккупационные марки, выпускавшихся, соответственно, для оккупированных территорий. Слева от рейхсмарок интересные "талоны": их получали за сдачу оккупационным властям текстильного сырья - шерсти и льна. Соответственно, купить в магазине текстильные товары можно было только на данные "текстильпункты".



Вот такие резные деревянные трости или палки были почему-то очень популярны у солдат Вермахта - я их встречал во многих музеях:



Небольшая витрина с оружием "лесных братьев". На металлической табличке надпись: "Земгальский лес, 7 февраля 1949 г."



Сохраняемся... Не забываем про 2 теста!

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1654
С нами: 7 лет 7 месяцев 28 дней
Откуда: Москва
Репутация: 0

Сообщение ok101 » 30 дек 2014, 22:00

Евгений, спасибо! Единственное что: глянь по оружию армии Латвии - там по-моему, не АК, а чех, кажется Wz - 58? Когда Варшавский Договор дербанили, много оружия на сторону попало.
По тестам сложно - ни разу не медик, но первый - думаю, раз в ней бинт висит, то машинка для смотки бинтов после стирки - для госпиталей это должно быть акутально.
Мои авиафото: https://fotki.yandex.ru/users/ok101/

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 10 лет 10 месяцев 2 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 30 дек 2014, 22:20

ok101 писал(а):там по-моему, не АК, а чех, кажется Wz - 58
- Олег, спасибо за уточнение - судя по всему, это действительно "чех" CZ Sa vz.58, весьма похожий на АК, но принципиально отличающийся от него по конструкции. Да, некоторые экспонаты в витринах обозначены номерами (но большинство - нет), но при этом либо никаких пояснений к данным номерам вообще не дается, либо они исключительно на латышском. Поскольку мы ходили с русскоязычным гидом, то поначалу в основном слушали, а уже потом, пройдя по музею по второму разу, начали рассматривать детали и фотографировать. Разумеется, внимательно разглядывать каждый экспонат не было времени - этот автомат я отметил краем глаза и сфотографировал "для общего антуража".

ok101 писал(а):думаю, раз в ней бинт висит, то машинка для смотки бинтов после стирки - для госпиталей это должно быть акутально.
- совершенно верно!



Более того - данная машинка не только наматывает бинты, но еще и разглаживает их. Во время Второй мировой с ее огромным количеством раненых нехватка перевязочных материалов была у обеих сторон. В итоге использованные бинты стирались и запускались в повторное обращение - это устройство хотя бы частично автоматизировало и облегчало данный процесс.

А что со вторым вопросом? Он сложный - потребуется буквально мозговой штурм...

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 4766
С нами: 9 лет 5 месяцев 7 дней
Откуда: Нижегородская обл.,с. Дивеево
Репутация: 3

Сообщение iceman » 31 дек 2014, 08:29

По второму вопросу попробую выдвинуть версию: возможно, это какой-то материал (с виду, кстати, похож на пористую бумагу и из фото не понятно, это отдельные "листы" или что-то сложенное одно целое), который использовался как дезинфицирующий и кровоостанавливающий при транспортировке раненых с поля боя (чтобы под огнем не бинтовать и не тратить время).
С уважением, Алексей.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 10 лет 10 месяцев 2 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 31 дек 2014, 09:38

iceman писал(а):возможно, это какой-то материал (с виду, кстати, похож на пористую бумагу и из фото не понятно, это отдельные "листы" или что-то сложенное одно целое), который использовался как дезинфицирующий и кровоостанавливающий при транспортировке раненых с поля боя (чтобы под огнем не бинтовать и не тратить время)
- Лёша, очень близко к правильному ответу, только относилось все это не к раненым...

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 4766
С нами: 9 лет 5 месяцев 7 дней
Откуда: Нижегородская обл.,с. Дивеево
Репутация: 3

Сообщение iceman » 31 дек 2014, 10:25

Может быть, материал, пропитанный каким-то антисептическим средством для заворачивания погибших для последующего хранения тел и транспортировки их месту захоронения? Или просто для захоронения в непосредственной близости с местами боевых действий (с гробами-то на фронте явный напряг).
С уважением, Алексей.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1654
С нами: 7 лет 7 месяцев 28 дней
Откуда: Москва
Репутация: 0

Сообщение ok101 » 31 дек 2014, 16:30

По 2-му тесту: может, это как-то связано с операциями? Судя по витрине, там хирургический инструмент, может, это одежда (типа фартук/наручи) для хирургов?
Мои авиафото: https://fotki.yandex.ru/users/ok101/

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 10 лет 10 месяцев 2 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 02 янв 2015, 20:40

iceman писал(а):Может быть, материал, пропитанный каким-то антисептическим средством для заворачивания погибших для последующего хранения тел и транспортировки их месту захоронения?
- Лёша, именно так!



Да, это действительно немецкие мешки для трупов - сделанные то ли из бумаги, то ли из целлюлозы, и пропитанные водонепроницаемым и антисептическим составом.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 4766
С нами: 9 лет 5 месяцев 7 дней
Откуда: Нижегородская обл.,с. Дивеево
Репутация: 3

Сообщение iceman » 03 янв 2015, 10:17

Интересный был тест, спасибо, Евгений. Я себя прямо ощущаю игроком "Что?Где?Когда?", ища ответы на твои вопросы :). Интересно именно логически доходить до правильного ответа, не гугля и не прибегая к иным современным средствам, содержащим необходимую нам информацию. А что, а не собрать ли нам команду от нашего форума и не махнуть ли поучаствовать в вышеуказанной передаче? :) Благо, люди в основном все с серьезным грузом знаний и жизненного опыта, так что можно вполне попытаться...
С уважением, Алексей.



Вернуться в Авиационные и технические музеи мира



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 0 пользователей и гости: 0