То мы кризис обсуждаем, то про сбитый над Украиной Боинг вспоминаем... Посмотрите лучше на красивые картинки и отвлекитесь от грустных мыслей, потому как посещение музеев этому весьма способствует. Когда рассматриваешь предметы, которым не одна сотня лет, как-то сама собой приходит в голову мысль о бренности наших сиюминутных тревог: "Все проходит, и это пройдет".
От пересказа истории создания Гатчинского дворца я воздержусь - думаю, желающие смогут найти эту информацию самостоятельно. Здесь просто визуальные впечатления от посещения дворца в прошлое воскресенье. На фоне помпезных Пушкина и Петродворца он кажется скромным и забытым, но при этом весьма интересен.
Так дворец выглядел после завершения первоначальной постройки в 1781 г., когда Антонио Ринальди построил его для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова:
А вот вид дворца в середине 19 в. после двух серьезных перестроек:
Сейчас он выглядит вот так:
Интерьеры. В январе 1944 г. дворец был подожжен отступавшими немецкими войсками. После ремонта там размещалось военно-морское училище, потом (до 1976 г.) НИИ Электронстандарт. Реставрация началась только в 1968 г. и первые восстановленные интерьеры были открыты для обозрения только в мае 1985 г. Отдельной эпопеей стал процесс возврата наиболее ценных экспонатов, перед войной эвакуированных в другие музеи - за прошедшие годы "хранители" уже стали считать их своими, и возвращать не спешат.
Трон Павла I - копия тронного кресла императрицы Анны Иоанновны.
Чесменская галерея дает представление, в каком состоянии находились все интерьеры дворца после войны. Надеются, что и ее когда-то восстановят, но я бы оставил какую-то ее часть в нынешнем состоянии - для сравнения.
Внешним видом дворец теперь напоминает замок, и как в каждом уважающем себя замке, там есть подземный ход. Он был проложен изначально, еще при строительстве дворца, но имел исключительно развлекательную функцию - прямо из парадных залов можно было спуститься в подвал, и по подземному ходу выйти к гроту "Эхо" на берегу Серебряного пруда. Эхо там действительно есть - в 130-метровом облицованном известняком подземном ходе прекрасная акустика.
На первом этаже дворца обнаружилась интереснейшая выставка, посвященная 100-летней годовщине начала Первой мировой войны. Представлены экспонаты из Артиллерийского музея, Центрального музея ВМФ и из частных коллекций. Наиболее интересные экспонаты я отснял.
"Револьвер французский" - это 8-мм Lebel обр. 1892 г., "пистолет автоматический австрийский" - 9-мм Steyr обр. 1912 г.
Немецкий "пехотный панцирь" и налобник я видел третий раз в жизни, причем панцири каждый раз разные по конструкции.
Русская солдатская походная печка-буржуйка:
Первый русский солдатский стальной шлем - так называемый "Сольберг", "русский, М1917" или, как он назывался в официальных документах того времени, "Каска Французского образца из Лопаточной стали". В 1917 г. на финских заводах G.W. Sohlberg и V.W. Holmberg был размещен заказ на производство 600 тыс. шлемов для русской армии по образцу французского шлема Адриана. Тем не менее, русский шлем внешне заметно отличался от французского - был цельноштампованным (французский - клепаный из 4-х частей), вместо гребня на вершине русского шлема был приклепан небольшой лепесток, закрывавший вентиляционное отверстие. Около 10 тыс. шлемов аналогичной конструкции произвел в 1916 г. Ижорский завод - они отличались креплением рамы подшлемника к шлему с помощью точечной сварки, а не заклепок. Помимо русской армии, часть трофейных шлемов использовалась в армии Австро-Венгрии, часть непоставленных с финских заводов позже использовалась в Финляндии, а некоторое количество оставшихся в России использовалось в РККА в 20-ые - 30-ые гг., при этом на переднюю часть шлема крепилась вырезанная из жести красная звезда (иногда звезда просто рисовалась краской).
Легендарный Льюис со всех сторон:
Крайне интересный вариант превращения однозарядной винтовки Бердана № 2 в многозарядную - сбоку прикреплен магазин.
Еще один Льюис - с магазином, но без станка:
На русском летном шлеме обратите на нанесенную явно позднее звезду в передней части. Интересно, что данный шлем делает в запасниках Музея Суворова? Была какая-то эскадрилья имени Суворова, и это шлем одного из пилотов? Что касается датского пулемета Мадсена, то указание на его "русскость" весьма удивительно. Известно, что данный пулемет с 1905 г. состоял на вооружении русской армии, но попытка локализовать его производство в России так и не удалась - строительство завода в Коврове (нынешний завод им. Дегтярева) для выпуска данных пулеметов было начато только в 1916 г., в августе 1917 г. первая партия пулеметов не прошла тестовые испытания, и в итоге наладить их производство так и не удалось. Возможно, на выставке представлен один из чудом сохранившихся четырех тестовых пулеметов, сделанных в Коврове, но это уже 1916 г., а не 1902-ой, и модель пулемета называлась Р.1916. Либо это все-таки изначальная модель обр. 1902 г., но датского производства.
Стрельбу окончил!