Текущее время: 07 июн 2023, 09:16

МINIAVIAMODEL.RU - Форум коллекционеров моделей самолётов.

Модели самолётов, масштаб 1:500, 1:400, 1:200.

Немецкая фортификация на Северо-Западе

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1654
С нами: 10 лет 10 месяцев 1 день
Откуда: Москва
Репутация: 0

Сообщение ok101 » 25 ноя 2014, 10:56

Eugenius писал(а):- именно так: почему сам ДОТ сложен из незамысловатых бетонных блоков, а на плите перекрытия (крыше) какие-то фигурные желобки по всему периметру?

В теме я чайник, догадка одна: увидел фото британского дота Тип 25 со схожей поверхностью. Форма внешних стен обусловлена использованием опалубки из стали. Предполагаю, что для быстрого сооружения ДОТа использовалась быстромонтируемая (и снимаемая) опалубка: сделали основание - смонитровали опалубку из 3-х полос стали - залили бетоном - сняли опалубку.
Кстати, вот ссылка на британские доты, тебе может быть интересно: http://www.pillboxes-somerset.com/pillbox_types.htm
Мои авиафото: https://fotki.yandex.ru/users/ok101/

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 14 лет 6 дней
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 26 ноя 2014, 14:39

ok101 писал(а):Форма внешних стен обусловлена использованием опалубки из стали. Предполагаю, что для быстрого сооружения ДОТа использовалась быстромонтируемая (и снимаемая) опалубка: сделали основание - смонитровали опалубку из 3-х полос стали - залили бетоном - сняли опалубку.
- совершенно верно!



Сначала думаешь, что опалубку делали из бревен - наиболее доступный материал в России. Но если это было дерево, то почему не использовать плоские доски? Потом обращаешь внимание, что стороны перекрытий некоторых объектов слегка изогнуты:



Видимо, стальные полосы изгибались под весом залитого бетона. Почему на некоторых объектах крыша явно маловата, тоже плохо вяжется с использованием дерева - бревна можно взять любой длины:



Да и следы внутренней опалубки не похожи на дерево - как будто нижняя часть бревен была стесана:



Вывод: стальная разборная форма, видимо, из гнутых листов металла, перевозилась с места на место и подгонялась на каждом объекте.
[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 25-11-2014 17:10:14[/merge_posts_bbcode]

Прогулка в тот весенний день на осмотре ДОТов не закончилась, хотя погода и начала портиться. В расположенной неподалеку деревне Сологубовка расположено крупнейшее за пределами Германии немецкое воинское захоронение - сейчас там захоронены останки 34 тыс. солдат и офицеров Вермахта, а всего выделенная территория позволит захоронить около 80 тыс. человек. Фактически все останки немецких солдат, найденные в Ленинградской области (а их ежегодно находят тысячи), захораниваются здесь. Соглашение о создании кладбища было подписано в 1992 г., само кладбище и примыкающий к нему Парк мира открылись в 2000 г. Все работы финансировал немецкий Народный союз по уходу за воинскими захоронениями.

Вход на кладбище и некая скульптурная "аллегория" у входа. Современное искусство я плохо понимаю.



Церковь Успения Богородицы была построена в 1881 г., но с 1930-ых гг. использовалась, как водится, в качестве склада. Во время войны храм был серьезно поврежден, и к концу 80-ых гг. представлял собой заросшую бурьяном руину. Восстановлен на немецкие деньги и открыт в 2003 г. - теперь он называется Храм примирения.



План территории и краткое описание кладбища:



Имена захороненных (если имя известно) высечены вот на таких гранитных плитах:



Указано, что захоронены погибшие со всей Ленинградской области, а также погибшие и умершие в лагерях военнопленных, как немцы, так и представители других наций. А "других наций" там хватало - на Ленинградском и Волховском фронтах сражались в том числе и добровольческие дивизии войск СС, составленные из представителей самых разных стран.



Еще несколько памятников:



Территория разбита на участки, которые по-немецки лаконично обозначены каменными кубиками с номерами:



Свежее захоронение - видимо, с прошлой осени:



В некоторых местах есть отдельные таблички с именами:



И даже небольшие отдельные памятники. Вот обер-егерь (аналог обер-гренадера в горнострелковой дивизии) Йоханн Хаслер, "покойся с миром"... Всего 22 года, еще полудетское лицо, смешно оттопыренные уши... Какой черт понес его в Россию?!





Еще памятник - штабс-фельдфебелю Якобу Валькеру:



Здесь просто табличка:



На некоторых памятниках имен уже не разобрать - регулярно из Германии в Россию не наездишься, чтобы ухаживать за могилой отца или деда. Да и детям похороненных уже за 70.



Два брата? Служили вместе и погибли (второй пропал без вести) с интервалом в один день?





Продолжение воспоследует...
[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 26-11-2014 01:29:11[/merge_posts_bbcode]

Чтобы закончить с немецкой темой, в очередной раз перенесемся в пространстве и во времени - на Псковщину, в июль этого года. Когда за окном устойчивый минус, рассматривать жаркие летние фотографии особенно приятно - заодно и погреемся. :) От немецкой оборонительной линии Пантера в Псковской области остался примерно десяток объектов, подавляющее большинство из которых ничего примечательного из себя не представляет - примерно такие же бетонные коробки, как и в районе Мги, только почти полностью вросшие в землю - видимо, сказывается климат, и большее плодородие псковской земли. Стоит отъехать от Питера хотя бы на сотню километров на юг, и это уже чувствуется - теплее, пышнее, живописнее.

Приказ о строительстве оборонительной линии Пантера-Вотан был отдан в августе 1943 г., когда немцы поняли, что текущую линию фронта, проходившую на тот момент по обширным пространствам северо-запада России, Белоруссии и Украины им удержать не удастся - элементарно не хватит человеческих ресурсов. На тот момент линия Пантера-Вотан считалась тыловой, но уже в сентябре 1943 г. данный рубеж обороны был прорван на Украине, в ходе Черниговско-Полтавской наступательной операции; прорыв линии на северо-западе был осуществлен только в июле 1944 г. южнее Острова. Большинство оборонительных объектов линии были дерево-земляными, и до наших дней не сохранились, а бетонных объектов там было немного - в то время немцам уже приходилось экономить ресурсы.

Собственно, наиболее примечательный объект - немецкий наблюдательный пункт на окраине деревни Абросово. Впрочем, в данном случае наиболее примечателен, конечно, аист, свивший гнездо на этой бетонной коробке. Ареал обитания аистов в Ленинградской области проходит где-то в районе Луги - севернее их уже нет. Ну, а на Псковщине их множество.



Видны обрезки рельсов, из которых немцы сделали перекрытие крыши - с резкой в размер явно никто не заморачивался, видимо, не до того было:



Преодолев заросли иван-чая, пробираемся внутрь. Внутри обнаруживается лестница на деревянном основании; большинство ступеней уже утрачено, поэтому для подъема наверх требуются навыки подготовленного гимнаста. Ввиду отсутствия данных навыков решаю наверх не карабкаться, а ограничиться видами снизу:



На стенах обнаруживаются следы какого-то ремонта (?), причем явно свежие, и со следами деревянных вставок - судя по состоянию дерева, оно тоже не 70-летней давности:



Какие-то плоские ниши в стенах, для чего они были - поди пойми...



Еще один красавец-аист - короткое продолжение следует...


[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 26-11-2014 15:39:16[/merge_posts_bbcode]

Остальное - типовые бетонные коробки. Унылость вот этой слегка скрашивает построенная на ее крыше хижина местных пастухов:



В большинстве случаев даже невозможно понять, с какой стороны находился вход - до такой степени ДОТы засыпаны землей. На этих объектах для возведения перекрытия использовали опалубку из досок.



Если вход и обнаруживается, то проникнуть внутрь можно только ползком:



Некоторые объекты затоплены водой:



На этом с немецкой фортификацией пока все, а в Псковскую область мы еще вернемся в других темах.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1654
С нами: 10 лет 10 месяцев 1 день
Откуда: Москва
Репутация: 0

Сообщение ok101 » 26 ноя 2014, 17:30

Шикарные аисты... ))) Последний раз видел на Украине в детстве, когда отец Чернобыльскую АЭС строил. Про Линию Пантеры читал, что там, помимо прочих, участвовали формирования добровольцев СС из Бельгии - фламандцы и валлоны. Потери были их серьезными, и их "дивизии" (реально, у валлонов - 2 полка неполного состава) были отведены на переформирование и пополнение.
Мои авиафото: https://fotki.yandex.ru/users/ok101/

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 14 лет 6 дней
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 08 фев 2015, 16:04

В общем, должен повиниться, и принести глубокие извинения всем, кто купился на мои рассуждения насчет существования каких-то специальных металлических форм у немцев для заливки перекрытий ДОТов - mia culpa, я не проверил информацию, в чем и признаюсь... Последнее время плотно общаюсь с фортоведами (то бишь с историками и знатоками фортификации), и выяснилось, что никаких многоразовых заливочных форм не было - были подходящие по размеру березки и сосенки, нарубленные в ближайшем русском лесу. Изгиб внешней стороны перекрытия образовывался за счет гибкости стволов деревьев + массы залитого бетона. Стесанные контуры внутренних перекрытий - действительно, для этого стесывали стволы деревьев, чтобы они не разъезжались в процессе заливки бетона перекрытия.

Короче, устыдился своей дремучести, и пошел думать, как с этим жить дальше... :pinch:

Пред.

Вернуться в Авиационные и технические музеи мира



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 0 пользователей и гости: 0