Важное примечание: я отнюдь не являюсь специалистом по фортификации, не ставлю себе целью осмотреть все имеющиеся объекты, и потом написать многотомную монографию на данную тему. Объектов самых разных эпох на Северо-Западе слишком много, на их углубленное изучение у исследователей уходят годы, причем не столько на полевые поездки, сколько на последующие поиски информации в архивах и литературе. Мне же просто интересны личные впечатления от посещения подобных объектов; интересно отметить какие-то детали, и поделиться увиденным с вами. В данном случае я совершенно сознательно приношу качество в жертву количеству, и не претендую на какие-то научные открытия. Дополнительная информация по данным объектам без труда находится в интернете, в том числе на профильных форумах. Если у кого-то есть какие-либо дополнения, комментарии, поправки и т. п. - буду искренне рад их услышать.
Как можно с интересом провести выходной, когда жена в очередной раз работает? Конечно, поехать в какое-то интересное место. К счастью, в Питере для этого не нужно ехать далеко - масса интересного есть в самом городе. Вчера я решил осмотреть немецкие ДОТы на окраинах Питера - составил карту на базе данных Викимапии, ввел координаты в навигатор, и вперед! Сейчас для натурных экспедиций самая подходящая погода - по ночам уже устойчивый минус, грязь подмерзла (в Питере, как известно, особые сезоны - "грязь", "грязь подсохла", снова "грязь" и "грязь подмерзла"