Текущее время: 03 апр 2020, 10:18

МINIAVIAMODEL.RU - Форум коллекционеров моделей самолётов.

Модели самолётов, масштаб 1:500, 1:400, 1:200.

Немецкая фортификация на Северо-Западе

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 10 лет 10 месяцев 2 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 27 окт 2014, 17:21

Начну в очередной раз с конца, с последней поездки, чтобы хотя бы не увеличивать список отчетов, ждущих выкладки. Объекты фортификации интересны тем, что позволяют представить историю непосредственно на месте событий, а не в уютных залах музея. Да, ландшафт за прошедшие десятилетия сильно изменился, многие объекты уже окончательно превратились в руины и мало похожи на то, чем они были изначально, но эти безмолвные глыбы бетона - свидетели времени, на их создание было положено немало труда, а на их преодоление - чаще всего немало жертв. Тема будет по мере сил и возможности дополняться, также будут появляться и другие фортификационные темы.

Важное примечание: я отнюдь не являюсь специалистом по фортификации, не ставлю себе целью осмотреть все имеющиеся объекты, и потом написать многотомную монографию на данную тему. Объектов самых разных эпох на Северо-Западе слишком много, на их углубленное изучение у исследователей уходят годы, причем не столько на полевые поездки, сколько на последующие поиски информации в архивах и литературе. Мне же просто интересны личные впечатления от посещения подобных объектов; интересно отметить какие-то детали, и поделиться увиденным с вами. В данном случае я совершенно сознательно приношу качество в жертву количеству, и не претендую на какие-то научные открытия. Дополнительная информация по данным объектам без труда находится в интернете, в том числе на профильных форумах. Если у кого-то есть какие-либо дополнения, комментарии, поправки и т. п. - буду искренне рад их услышать.

Как можно с интересом провести выходной, когда жена в очередной раз работает? Конечно, поехать в какое-то интересное место. К счастью, в Питере для этого не нужно ехать далеко - масса интересного есть в самом городе. Вчера я решил осмотреть немецкие ДОТы на окраинах Питера - составил карту на базе данных Викимапии, ввел координаты в навигатор, и вперед! Сейчас для натурных экспедиций самая подходящая погода - по ночам уже устойчивый минус, грязь подмерзла (в Питере, как известно, особые сезоны - "грязь", "грязь подсохла", снова "грязь" и "грязь подмерзла" :)), при этом снега еще нет, но уже нет ни травостоя (только "сушняк" стоит, но он ломкий, и препятствия не представляет), ни досаждающих летом насекомых, так что только потеплее одеться - и можно "трогать историю руками".

Наверное, самый известный из немецких ДОТов на окраинах Питера расположен в Пушкине - на окраине Александровского парка, рядом с руслом речки Кузьминки. Как известно, на данном участке фронта на стороне Вермахта сражалась в том числе и 250-я пехотная дивизия, составленная из испанских добровольцев - та самая "Голубая дивизия" (División Azul). Она была в Белоруссии, потом под Новгородом (в том числе и в районе Мясного Бора), а с августа 1942 г. по октябрь 1943 г. занимала позиции в районе Пушкина и Колпино. Собственно, о том, что данный ДОТ построен именно испанцами, говорит надпись по-испански на нем. Но сначала о самом ДОТе: данный тип сооружений называется "тобрук" - по имени одноименного ливийского города, где "Африканский корпус" Роммеля понастроил множество таких объектов, которые запомнились британским войскам. По-немецки данный тип ДОТа называется Ringstand, от Ring - кольцо, Stand - стойка. Кольцо - это металлическое кольцо, вделанное в люк в крыше ДОТа: на данное кольцо ставились сошки (т. е. "стойка") пулемета. Было несколько вариантов подобных сооружений, различавшихся планировкой и размерами, все они производились из монолитного бетона и максимально заглублялись в землю; вход, как правило, вел в траншею. Внутри было 2 отдельных помещения, одно непосредственно для стрелка, другое - для хранения боеприпасов. Второе помещение также служило укрытием всему расчету, и как правило, располагалось немного ниже боевого каземата - туда вели 3 - 4 ступеньки. Расчет составлял 1 - 2 человека, в зависимости от типа вооружения - чаще всего это был пулемет MG-34 или MG-42, реже - 50-мм миномет Granatwerfer 36, еще реже - танковая башня. Особенностью данного объекта было отсутствие амбразуры: стрелок располагался в люке в верхней части сооружения. Плюс - огонь можно было вести в любом направлении, минус - стрелок был ничем не защищен, хотя иногда сверху устанавливался бронещиток или специальный лафет (который стрелка опять-таки не защищал), позволявший вести огонь в том числе и по воздушным целям. В некоторых случаях сверху устанавливался бронеколпак для пулеметчика. Данный ДОТ на немецких картах обозначался, как DP-1, и прикрывал низину за рекой Кузьминкой; обратите внимание на восьмигранную в плане форму как помещения для стрелка, так и люка. Несколько лет назад данный тобрук был расчищен силами энтузиастов, но потихоньку опять загаживается. Внутри нижнего каземата вода - дренаж если и был, то уже давно нарушен.



Теперь о надписи на испанском языке: на крыше тобрука написано CA?O HONORIO, также есть изображение символа испанской фаланги (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B0) - ярмо, стрелы и литеры YF, также есть некий неопознанный символ, похожий на русскую букву "Ю". Большинство исследователей полагают, что первое слово в надписи - CAGO, что по-испански обозначает известную вязкую субстанцию, чаще всего коричневого цвета. HONORIO в данном случае трактуется как имя собственное, т. е. получается что-то вроде "Онорио - гов*юк" - возможно, какой-то Онорио был командиром располагавшегося в этом месте взвода или роты; он не давал спуску подчиненным, и они увековечили его таким образом. Согласно второй версии, CAGO - глагол аналогичного смысла, а HONORIO - производное от слова honor - "честь", т. е. получается нечто вроде неофициального девиза фалангистов: "если и обо*раться, то с честью". В пользу данной версии - расположенный рядом символ испанской фаланги. Но мне кажется наиболее реалистичной (хоть и не столь оригинальной) третья версия: первое слово в надписи не CAGO, а CABO - так называли капрала, сержанта и любого другого младшего воинского командира. Т. е. данный ДОТ строил взвод (или рота) капрала (или сержанта) Онорио, что его подчиненные и запечатлели в виде этой надписи в бетоне, чтобы потомки непокоренного ими населения теперь приходили ее разглядывать. Вот подробности надписи:



К сожалению, выпавший ночью небольшой снежок примерз к бетону, и расчистить надписи лучше не удалось.

Следующий объект расположен в поселке Александровская, на откосе железнодорожной насыпи - это двухамбразурный ДОТ DP-2. За полотном железной дороги местность понижается; сейчас она вся застроена домами, но до войны там были поля - вот эту низину и прикрывал данный ДОТ. Монолитная бетонная коробка:



Над потолком немцы особо долго не старались, зато хорошо видна арматура из 10-мм прутка:



Внутри, как водится, срачЪ:



Небольшое отступление по поводу срача. Возможно, кому-то придет в голову мысль: "Фи, по всяким помойкам лазить - вот еще развлечение..." На это я могу ответить, что во-первых, помойки на подобных объектах устраивает не кто иной, как наши с вами сограждане. Я уже выкладывал (и надеюсь, еще выложу) фото объектов фортификации в Финляндии - разница очевидна. Во-вторых, при посещении данных объектов я обращаю внимание не на мусор (его у нас и на обычных улицах хватает), а на сами объекты. Фактически все они - воинские мемориалы, рядом с которыми отдавали свои жизни как наши деды и прадеды, так и их сверстники из других стран. В данном случае неважно, что они были врагами - они были солдатами, выполнявшими приказ, и стоит, как минимум, уважать память всех солдат, павших на той войне.

В общем, лучше обратите внимание на остатки каких-то оснований внутри, сделанных из серого силикатного кирпича. На первый взгляд кажется, что это явно послевоенные конструкции - но что можно было бы сделать в заброшенном ДОТе рядом с полотном железной дороги? Так что это, скорее всего, остатки оснований для пулеметных станков, которые немцы слепили из подручного материала.

Еще интересно, что немцы зачем-то штукатурили внутренние стенки ДОТа:



Вид с фронтальной стороны:



Вид одной из амбразур снаружи и тест: зачем морочиться, делая стенки амбразуры в виде таких уступов? Почему нельзя сделать гладкие откосы? Причин две, так что жду два ответа...



Еще пара общих видов, и расположение относительно железной дороги:



Делаем паузу... Отклики читателей на предмет интересности подобных фортификационных тем всячески приветствуются!

Офлайн Аватара пользователя
Сообщения: 5488
С нами: 9 лет 4 месяца 16 дней
Откуда: MOW / DME / UUDD
Репутация: 6

Сообщение Pavel11 » 28 окт 2014, 10:43

это некоторая противогранатная защита
чтобы граната не залетела при соприкосновении со стенкой внутрь
и также противоосколочная защита
рубеж 1431 штук в масштабе 1/200 и 165 штук в масштабе 1/400 преодолел :)))

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1654
С нами: 7 лет 7 месяцев 28 дней
Откуда: Москва
Репутация: 0

Сообщение ok101 » 28 окт 2014, 11:16

Евгений, спасибо, всегда интересно узнать что-то новое - а нового у тебя всегда хватает. ))) Уважаю интерес к заброшке вообще, и к военной - в частности, но сам не практикую: был в подобных местах, часто ловил давящее тяжелое ощущение, особенно в местах, где народ реально воевал. Нет у тебя такого?
Про тест - это противорикошетные уступы. Только вот второе назначение не знаю.
Мои авиафото: https://fotki.yandex.ru/users/ok101/

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 10 лет 10 месяцев 2 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 28 окт 2014, 11:39

ok101 писал(а):был в подобных местах, часто ловил давящее тяжелое ощущение, особенно в местах, где народ реально воевал. Нет у тебя такого?
- нет, я там себя спокойно чувствую - то ли это сугубо индивидуальные ощущения, то ли за прошедшие десятилетия мрачная аура уже выветрилась. А может, наоборот - учитывая, сколько в Питере и вокруг него подобных объектов, и бои шли в том числе и в тех местах, где сейчас располагаются жилые кварталы, возможно, жители Питера просто привыкли к этой ауре.

ok101 писал(а):Про тест - это противорикошетные уступы.
- совершенно верно!



Если сделать стенки амбразуры просто скошенными (гладкими), то многие пули будут рикошетить как раз в проем амбразуры. Вторая причина в целом похожа на первую...

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1654
С нами: 7 лет 7 месяцев 28 дней
Откуда: Москва
Репутация: 0

Сообщение ok101 » 28 окт 2014, 14:55

Может быть, еще и осколки бетона чтобы не отлетали?
[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 28-10-2014 15:55:57[/merge_posts_bbcode]

Eugenius писал(а):нет, я там себя спокойно чувствую - то ли это сугубо индивидуальные ощущения, то ли за прошедшие десятилетия мрачная аура уже выветрилась.

У меня на старой даче старые окопы, там вот такая картина. За моим СНТ линия фронта осенью-зимой 1941 г. проходила. Людей там мало, погибших много (постоянно новые братские могилы делают) - может быть, поэтому.
Мои авиафото: https://fotki.yandex.ru/users/ok101/

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 10 лет 10 месяцев 2 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 28 окт 2014, 14:59

ok101 писал(а):Может быть, еще и осколки бетона чтобы не отлетали?
- не совсем... Еще будут мнения?..

Офлайн Аватара пользователя
Сообщения: 5488
С нами: 9 лет 4 месяца 16 дней
Откуда: MOW / DME / UUDD
Репутация: 6

Сообщение Pavel11 » 28 окт 2014, 16:30

а мои ответы кто-нибудь читает ?
рубеж 1431 штук в масштабе 1/200 и 165 штук в масштабе 1/400 преодолел :)))

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 10 лет 10 месяцев 2 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 28 окт 2014, 16:59

Pavel11 писал(а):а мои ответы кто-нибудь читает ?
- Паша, их все читают, но они пока неверные. Ты раньше как-то активнее принимал участие в тестах...

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1654
С нами: 7 лет 7 месяцев 28 дней
Откуда: Москва
Репутация: 0

Сообщение ok101 » 29 окт 2014, 12:45

Может быть, защита от подрыва - типа, подрывной заряд крепить труднее?
Мои авиафото: https://fotki.yandex.ru/users/ok101/

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 10 лет 10 месяцев 2 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 02 ноя 2014, 19:50

ok101 писал(а):Может быть, защита от подрыва - типа, подрывной заряд крепить труднее?
- похоже, но не совсем то: просто такие "ступенчатые" стенки амбразуры еще и слегка ослабляют воздействие ударной волны от разрыва снаряда или бомбы перед амбразурой.
[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 02-11-2014 17:43:56[/merge_posts_bbcode]

Идем дальше. До войны ныне тупиковое Ленинградское шоссе в пос. Александровская пересекало железную дорогу как раз в месте расположения ДОТа DP-2, потом пересекало небольшой ручей - приток р. Кузьминки, - и далее соединялось с Пулковским шоссе. Сейчас Ленинградское шоссе - это обычная поселковая улица, заканчивающаяся у полотна железной дороги. По другую сторону железной дороги сохранились остатки довоенного автомобильного моста, но теперь там только пешеходный мостик:



Рядом с мостом - сваленные в кучу надолбы:



Следующий объект находится в кустах у дороги, уже по другую сторону Киевского шоссе - тобрук DF-13:



Это один из тех объектов, который летом не будет виден из-за окружающей его листвы и травы, а зимой будет засыпан снегом - смотреть можно либо весной, либо осенью. Залезаю внутрь - вид из убежища в боевой каземат. Бочка к объекту отношения не имеет. :)



Люк боевого каземата сверху закрыт бетонной плитой - так сделано на многих подобных объектах, дабы никто не провалился внутрь:



Судя по состоянию объекта, его когда-то пытались то ли подорвать, то ли снести каким-то другим способом, но из этой затеи ничего не вышло. Зато видна конструкция всех объектов в данном районе - монолит из смеси цемента и гравия на арматуре из стального прутка:



Вход; хорошо видна лежащая сверху бетонная плита:



Следующий объект дальше по той же дороге - чертырехамбразурный капонир DF-12 - гораздо лучше заметен. Две амбразуры фронтального огня + две фланговые, конструкция типовая:



Задняя стенка отсутствует. Разумеется, 72 года назад подобного быть не могло, потому как один разрыв бомбы или снаряда позади ДОТа - и весь расчет будет либо убит осколками, либо контужен взрывной волной.



Возможно, задняя часть сооружения была дерево-земляной, как показано на этой схеме, и просто не сохранилась.



Этот объект, видимо, тоже пытались снести, и тоже безуспешно - он потрескался, внешние слои бетона обвалились, но в целом конструкция сохранилась:



Внутри неоднократно работали копатели - валяются гильзы от патронов 7,92×57 Mauser. Данные патроны использовались как для основной винтовки Вермахта Mauser 98K, так и для основного пулемета MG-34 или MG-42:



Название следующего объекта установить не удалось, он аналогичен предыдущему, но у него сохранилась задняя часть сооружения, отсутствующая у предыдущего ДОТа. Тоже в кустах, да еще и более предыдущего объекта завален валунами, свезенными сюда уже после войны с окрестных полей. Если не знать точно, что ты ищешь, то никогда не подумаешь, что в этих зарослях есть что-то, кроме самих зарослей, валунов, ну и мусора, конечно - покажите мне в России дорогу, по обочинам которой не валяется мусор? :(



То ли за давностью лет, то ли опять-таки при попытках снести данное сооружение, но между монолитной фронтальной и сборной тыльной частью ДОТа образовался проход, через который теперь и можно попасть внутрь:



Вид из фронтальной части в тыльную. Да, тыльная часть сделана из такого же силикатного кирпича, который мы уже видели внутри ДОТа DP-2, так что и у DF-12 задняя часть могла быть аналогичной, а не дерево-земляной:



Вид тыльной части. Прямо по центру - заваленный снаружи камнями вход в сооружение, справа от входа - скорее всего, вентиляционное отверстие. Перекрытие - монолитная бетонная плита:



А это обратный вид - из тыльной части во фронтальную:



Перекрытие фронтальной части такое же, как и у тыльной:



Слева фронтальная часть, справа тыльная:



Вид снаружи левой боковой амбразуры - правая сторона фронтальной части разрушена, амбразура не сохранилась.



Искать заброшенные военные объекты, особенно небольшие и малоизвестные, гораздо сложнее, чем, допустим, искать грибы. На каждом участке леса есть несколько грибов, и тебе в принципе неважно, какой именно из имеющихся там грибов ты нашел - был бы белый или хотя бы подосиновик. :) А ДОТ - он один; он может совсем уйти в землю, может зарасти травой и кустами так, что его не разглядишь, даже ползая на четвереньках. Он может быть виден только с определенного ракурса, когда среди травы и земли вдруг мелькнет бетонная грань стенки или крыши. Низкое солнце бьет в глаза и дает длинные тени, которые затрудняют поиски. Ветер качает кусты и высокую траву, что тоже не улучшает видимость. К тому же, будучи дилетантом в вопросах фортификации, я в качестве первоисточника пользуюсь, как правило, картами из Викимапии. Данные карты составляют все, кому не лень, так же, как и тексты на Википедии. Да, по соотношению "доступность/достоверность" оба данных источника вне конкуренции, но стоит учитывать, что с достоверностью там бывают "неувязки" - кто-то искренне заблуждается, кто-то выдает желаемое за действительное, кто-то ошибается в расположении объектов. Профессионального навигатора у меня нет - пользуюсь встроенным в телефон Nokia, и его в подавляющем большинстве случаев вполне хватает. Но тут стоит учитывать, что координатная привязка на разных картах и на разных устройствах навигации дает определенную погрешность, в случае с точечными объектами эта погрешность может составлять до 50 м. - а вокруг с виду совершенно одинаковый лес, и попробуй отыщи там вросший в землю объект размером 5 х 5 м. В итоге можно облазить все окрестные кочки, но так и не понять, что ты элементарно стоишь на крыше сооружения, которое ты ищешь. Вот так было и с поисками этого тобрука DF-1 рядом с Волхонским шоссе - он почти полностью засыпан землей, да еще и вдоль дороги идут весьма похожие кучи земли, заросшие травой и кустами, видимо, оставшиеся со времен реконструкции (а то и строительства) шоссе. Лазил там полчаса - ничего не обнаружил. "Что ж, тут - не судьба" - решил я, и поехал к следующему объекту. Уже на шоссе взглянул на обочину - и вот же он, как я мог его не заметить?! Разворачиваюсь, паркуюсь, и иду ставить еще одну "галочку" - его я тоже нашел. А не нашел изначально по простой причине - он совершенно сливается с теми кучами земли, о которых я упоминал, и виден, только если идти по дренажной канаве вдоль шоссе. Изначально я как-то побрезговал спускаться в данную канаву, с подозрительно поблескивающей водой и привычным мусором, за что чуть было не поплатился.



Вход в тобрук, обращенный к шоссе - напольная стенка была обращена на северо-восток, в сторону фронта в районе Пулковских высот. Можно было заползти внутрь на животе, но я воздержался от подобного героизма. Плита сверху - возможно, очередная попытка предотвратить проваливание внутрь через люк всяких искателей на свою ж... приключений, типа меня.



Но какой-то провал на крыше сооружения все-таки обнаружился, несмотря на наличие дополнительной плиты:



Собственно, в Питере вовсе не обязательно шариться по кустам в пригородах, чтобы обнаружить какие-то объекты времен Второй Мировой - можно просто гулять с собакой или идти на свидание с девушкой, и по дороге обнаружить вот это:



Канализационный коллектор? Теплоцентраль? Нет, это очередной немецкий тобрук, на этот раз DL-2, в районе проспекта Ветеранов, в пойме речки Ивановки. Там имеется некая "зеленая зона" (я бы назвал ее "заросшим пустырем", ну да ладно), вдоль которой расположено три немецких оборонительных объекта. Этот объект полностью зарос в землю, но видны остатки стального кольца в люке, где располагался пулемет. Обратите внимание, что люк на этот раз - круглый, в отличие от восьмигранного люка аналогичного объекта в Александровской, с которого я начал свой рассказ:



Второй тобрук в том же районе - DL-1. Несколько лет назад тоже был расчищен энтузиастами, но к сожалению, энтузиастов гораздо меньше, чем пьяного быдла, кидающего банки и бутылки, где ни попадя, по мере их опорожнения. :(



Зато видна общая схема сооружения - люк и в этом случае с круглым кольцом:



Видно, что боевой каземат (там, где люк) расположен выше убежища - оно внизу слева. Слева от входа (прикрытого какой-то картонкой) - вентиляционная труба:



Видна восьмигранная форма оконечности боевого каземата:



В этом случае немцы в качестве арматуры использовали любые подручные металлические предметы:



Еще один общий вид:



Самый замаскированный из всех объектов - третий тобрук в данном районе, полностью сровненный с уровнем земли. С виду - обычный канализационный люк или доступ к теплотрассе:



Сохраняемся - продолжение следует...


[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 02-11-2014 20:50:42[/merge_posts_bbcode]

Приехал, и выяснилось, что один из объектов я просто пропустил, а о втором - гораздо более интересном, чем все прочие, - узнал уже задним числом. Что ж, опять в путь-дорогу - вчера и прокатился.

Это DL-3 - немецкий каземат под осадное орудие, обстреливавшее Ленинград. Затерян в лесах на южных окраинах Питера. Какое именно там располагалось орудие - сложно сказать; видимо, калибр был от 150 мм и выше. Примерная директриса стрельбы - на центр города.



Вид сзади; обратите внимание на отдельное помещение справа от основного входа:



Вид слева:



Фронтальные виды; амбразура в плане несимметрична:



С качеством бетона немцы особо не заморачивались:



В задней части каземата внизу с каждой стороны сделаны некие зарешеченные окна:



Вид каземата изнутри; в задней части с каждой стороны имеются какие-то ниши; конструкция - монолитный бетон, перекрытия крыши - на двутавровых балках:



В некоторых местах сохранились доски опалубки - этим доскам минимум 42 года:



Одно из тех самых зарешеченных окон изнутри:



То самое непонятного предназначения помещение справа от входа; площадь - не более 0,5 кв. м. Для хранения боезапаса явно маловато.



Вверху есть отверстие; возможно, туда проходила некая труба. Вентиляция?.. Печка?.. Неизвестно...



На потолке также остатки дерева:



Вокруг - остатки ходов сообщения:



Еще пара видов амбразуры:



Один из тех случаев, когда ты не знаешь, что именно ты видел. На карте Викимапии в данном месте обозначен очередной тобрук, но на местности и расположение объекта неверно, и внешний вид явно не тот, что на фотографиях в Викимапии. На бетонные блоки сверху можно не смотреть - смотрим ниже:



Возможно, это был ход сообщения, ведущий ко входу в ДОТ:



Объект еле виден из под земли:



Снизу предположительно немецкий бетон, сверху - послевоенный советский. Зачем сверху положили эти глыбы - непонятно. Возможно, таким образом предохранили верхний люк от проваливания внутрь всяких оболтусов, но на тобрук с верхним люком данный объект не похож, да и зачем сразу две глыбы класть? - и одной бы хватило... Возможно, внизу тоже никакой не немецкий ДОТ, а всего-навсего какой-нибудь заброшенный коллектор теплоцентрали 60-ых годов.



Будем изучать историю дальше...

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1769
С нами: 10 лет 11 месяцев 10 дней
Откуда: Москва
Репутация: 1

Сообщение Sanders » 02 ноя 2014, 23:15

Обалдненная экскурсия

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 2020
С нами: 10 лет 8 дней
Откуда: Белгород
Репутация: 0

Сообщение Одиночка » 03 ноя 2014, 12:29

Евгений, спасибо за очередной отчет о Ваших экскурсиях всегда с большим интересом их читаю и слежу за ними. Ждем очередных отчетов. :)
"Хорошо летают только красивые самолёты" (А.Н. Туполев)

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 10 лет 10 месяцев 2 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 24 ноя 2014, 17:14

Ладно, раз публика в целом положительно восприняла мое начинание с обзором объектов фортификации, тогда продолжим - "кино и немцы". :)

Следующая группа немецких объектов расположена юго-восточнее Мги, в районе Сологубовка - Турышкино: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=59.695384&lon=31.223831&z=13&m=b&tag=8606. О немецкой фортификации в целом известно немного - все данные об этом, какие могли сохраниться, находятся, разумеется, в немецких архивах. Условно данная группа ДОТов называется "Линия DM" - по обозначению каждого объекта данной группы "DM-№". Дата постройки - скорее всего, 1942 г.; видимо, это была тыловая позиция на случай прорыва наших войск. Как известно, немцы заняли Мгу 31 августа 1941 г., и именно с этого момента фактически началась блокада Ленинграда - через Мгу проходила последняя остававшаяся доступной железнодорожная ветка, связывавшая Ленинград с Большой Землей. Занятие немцами Шлиссельбурга 8 сентября - дата, скорее, символическая, когда немцы заняли все южное побережье Невы. В районе Шлиссельбурга никаких мостов через Неву не было, и занятие данного города в дальнейшей судьбе Ленинграда ничего принципиально не изменило. Мга (и район расположения данных ДОТов) были освобождены 21 января 1944 г. в ходе Красносельско-Ропшинской наступательной операции (более известной, как "Январский гром" или "Нева-2"), когда была полностью снята блокада Ленинграда.

Данные объекты в большинстве своем - типовые простейшие "коробки"; с одним-единственным внутренним помещением и двумя амбразурами для пулемета (фронтальной и боковой). Сам ДОТ сооружался из некоего подобия сделанных из бетона "кирпичей" с использованием арматуры из гибкого ~5 мм прутка (на некоторых объектах следы арматуры не были обнаружены). Видимо, бетонные "кирпичи" заготавливались в одном месте, и потом развозились на места строительства ДОТов. Крыша - из монолитного бетона, возводилась, видимо, на месте, но с крышей будет связан тест...

Фотографии начала мая этого года - в этом году весна была особенно удачна для полевых поездок: и без того немногочисленный снег сошел уже в марте, но температура держалась достаточно низкой, чтобы не вызвать раннего роста травы. В итоге в конце апреля - начале мая было уже достаточно сухо, но травы еще не было - самое то для исследования всяких заброшенных объектов в полях и лесах.

Первый объект - ДОТ DM-13 и его фронтальная амбразура:



Фланкирующая амбразура, вход и боковая стенка. Внутри ничего интересного, кроме умеренного количества мусора, не обнаружилось:



Следующий объект - ДОТ DM-11 в деревне Турышкино. Рядом - вышка мобильной связи. Внутри и вокруг - вполне предсказуемая помойка:



Вход завален мусором; внутрь я не полез:



В крыше - пролом; то ли неудачная попытка подрыва, то ли просто бетон крыши с годами истончился и провалился. Видна тонкая арматура крыши - видимо, немцы использовали то, что под руку попадалось:



Вид пешеходного моста через речку Мгу - уже который год я там открываю купальный сезон, когда приезжаю к другу на дачу (в этом году, правда, довелось искупаться всего один раз).



Летом, когда речка мелеет, на внедорожнике вполне можно переехать ее вброд:



Остатки плотины - в начале прошлого века здесь была мельница. От той, досоветской жизни остались только кучи камней...



В поисках очередного ДОТа (который я, кстати, так и не нашел) брожу по берегу Мги, и натыкаюсь на свежий раскоп:



Разумеется, на поверхности земли никаких более-менее ценных артефактов 70-летней и больше давности уже давно не осталось - либо найдено предыдущими поколениями копателей, либо просто сгнило. Соответственно, нужно копать с использованием современных технических достижений, т. е. металлоискателей. В земле особо ничего ценного, как правило, тоже уже не найти - как-никак 70 с лишним лет прошло, а ничто не вечно. В озерах и болотах, - там, где к объектам нет доступа воздуха, и коррозия меньше сказывается - еще можно что-то отыскать, а просто в лесу... Ну, если только обнаружить засыпанный блиндаж или ДОТ, в котором все чудесным образом "законсервировалось". Разумеется, каждый копатель, обнаружив на глубине некий металлический объект, надеется, что это Парабеллум "в смазке", или Железный Крест с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами, или еще нечто подобное. Но в 99 % случаев это оказывается, например, полусгнившая переноска для минометных мин и такой же степени сохранности ведро. В данном случае ведер обнаружилось сразу два, плюс неизвестная консервная банка, плюс несколько поддонов от снарядов калибра навскидку 152 мм:



Моим трофеем (видимо, брошенным копателями за ненадобностью) стала очередная гильза от патрона 7,92×57 Mauser, каковая использовалась и для пулемета MG-34/42, и для карабина Mauser 98k:



Многие знают, что маркировки на донышке гильзы вполне позволяют восстановить ее историю. Так и здесь: маркировка: S* 5 38 P315. Насколько я выяснил, S - материал изготовления (латунь), 38 - год выпуска (1938), 5 - номер партии, Р315 - код завода (Märkisches Walz GmbH, Strausberg).

Следующий объект - там же, в поселке Турышкино, и он отличается от большинства прочих - наблюдательный пункт DM-10. Когда-то он располагался на вершине оврага, но со временем съехал вниз:



Сохраняемся...
[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 19-11-2014 18:03:08[/merge_posts_bbcode]

Продолжим.

У DM-10 амбразур, судя по всему, не было - вход и люк для наблюдателя в башенке сверху. Возможно, сверху было какое-то бронезакрытие. Хорошо видно, насколько использование арматуры повышает прочность конструкции - если бы арматуры не было, то строение, настолько съехавшее вниз по склону, уже давно рассыпалось бы на отдельные кирпичи. Внутри башенки кое-где на стенках сохранились остатки деревянной опалубки. Интересно, что на одном из углов люка наблюдателя из бетона сделано нечто вроде небольшого полукруглого бруствера. Внутреннее перекрытие между самим объектом и башенкой, скорее всего, было деревянным; следов лестницы не обнаружил.

Следующая группа однотипных объектов - в поле у шоссе между деревнями Сологубовка и Турышкино. Это DM9; рядом с ним памятный крест. Зачем крест - не знаю.



Тест: почему у всех данных ДОТов такая странная форма крыши? Сама конструкция - из простейших бетонных блоков, а на крыше вдруг какие-то фигурные фризы?

Вынужденная пауза...

Ладно, пока все думают над вариантами ответа на вопрос теста, продолжим. DM8 расположен рядом с шоссе, соединяющим деревни Сологубовка и Петрово - данное шоссе он и перекрывал огнем. Вокруг, естественно, мусор, поэтому внутрь я не полез, но зато хорошо видна конструкция ДОТа снаружи:



Следующие три объекта расположены группой в поле, метрах в 100 друг от друга. Странно, что в советские времена их не снесли, учитывая, что сооружения невелики по размерам - выращивали ли что-то на данном поле, или там был просто покос (вокруг расположено много ферм, сейчас по большей части заброшенных), но технике работать эти бетонные коробки в любом случае мешали. На переднем плане DM18, по центру у кромки леса - DM19, левее - DM20:



DM18 со стороны входа и со стороны фланкирующей амбразуры - как я говорил, амбразур у каждого из данных ДОТов было две - фронтальная и фланкирующая.



Из DM19 вывалился один из бетонных "кирпичей", видна скрепляющая арматура:



Внизу - крыша DM19, в центре кадра - DM20:



DM19. Справа вход, слева фронтальная амбразура, на противоположной от входа стенке - амбразура фланкирующего огня:



Внутри данного ДОТа нет ни воды, ни помойки - можно заглянуть. Пол, как водится, перекопан копателями. Обращаем внимание на фланкирующую амбразуру (снаружи она почти не видна), выступающий от уровня стены бетонный ленточный фундамент и конструкцию перекрытия:



DM20, похоже, получил снаряд прямо во фронтальную амбразуру - маловероятно, что его пытались подорвать (да еще и неудачно) после войны, а другие ДОТы не тронули.



Внутри - вода:



Видны остатки деревянной опалубки:



DM21:



На "следы войны" не похоже - видимо, уже наши современники развлекались:



На крыше обнаружилось отверстие диаметром примерно 15 см - может, для перископа, а может, для вентиляционной или печной трубы. Также хорошо видна неровная заливка крыши.



С арматурой, стягивающей стенки амбразуры, решили не заморачиваться, и пустили ее снаружи по нижнему краю амбразуры:



DM22 интересен тем, что при его строительстве немного не рассчитали размеры - крыша заметно меньше, чем сам ДОТ:



А вот эти объекты наиболее интересны, но про них нет никакой подробной информации - неизвестен даже их код по схеме. Они расположены рядом, метрах в 50-ти от того же самого шоссе, в том месте, где к шоссе подходит глубокий овраг с текущим по его дну ручьем. Вот общий вид:



Левый объект:



И правый:



Залезаем в левый. Конструкция в целом аналогичная, но на перекрытии присутствуют следы гидроизоляции, чего не было в прочих ДОТах, да и само перекрытие неровное, в каких-то непонятных "складках":



Конструкция перекрытия вполне очевидна:



В этот выступ когда-то тоже проходила труба:



И тут на потолке обнаруживается... клеймо! Наиболее логичный ответ: это клеймо когда-то было на мешке с цементом, которым нерадивые зольдаты Вермахта (или мобилизованное местное население, если оно к тому моменту там еще оставалось) заложили пролом в крыше, и залили мешок водой. Бумага, из которой был сделан мешок, давно истлела, а клеймо отпечаталось в цементе, и теперь его хорошо видно. Заодно объясняются и неровности и "складки" на потолке - следы поспешного заделывания проломов в крыше:



Заглядываем в правый объект, и там обращаем внимание на нечто, похожее на амбразуру. Но это не амбразура - отверстие слишком большое, не имеет противорикошетных уступов, да еще и было забрано решеткой:



В общем, назначение сооружений неизвестно. На Викимапии они названы "казармами", что вряд ли: в каждом помещении на двухъярусных нарах могли бы разместиться максимум 6 чел. - зачем делать 2 маленькие казармы в столь неудобном месте, без дверей, да еще и с выходом в сторону противника?

Остальные объекты тоже в окрестных полях. Вот DM24:



Заваленный камнями DM23:



DM2 у самой дороги:



DM3 чуть подальше, и весь зарос травой:



Последние три объекта тоже расположены рядом. Кто и зачем затащил немаленький камень на крышу DM5, неизвестно:



DM6:



А вот DM7 был, видимо, наблюдательным пунктом - амбразур не обнаружено, зато хорошо виден люк в крыше. Сверху было какое-то броневое или бетонное закрытие:



Слева от входа такое же "окно", как и у парных объектов неизвестного назначения:



Левее окна следы каких-то металлических направляющих, да и бетон странной формы - какой-то оплывший:



Рассказ об объектах DM закончен, но наша весенняя прогулка будет продолжена...

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1654
С нами: 7 лет 7 месяцев 28 дней
Откуда: Москва
Репутация: 0

Сообщение ok101 » 25 ноя 2014, 09:10

Слушай, про тест: фриз - ты имеешь в виду выступающую часть крыши ДОТа?
PS1. Жаль, что не знал про твое увлечение оборонительными сооружениями раньше, поснимал бы немецкие точки на Крите - там это добро тоже имеется. Но мне попадались либо небольшие ДОТы, либо уже серьезные форты, которые используются и теперь (и фотографировать там сблизи не очень хочется).
PS2. Написал в личку еще по одному вопросу.
Мои авиафото: https://fotki.yandex.ru/users/ok101/

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5531
С нами: 10 лет 10 месяцев 2 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 0

Сообщение Eugenius » 25 ноя 2014, 09:52

ok101 писал(а):Слушай, про тест: фриз - ты имеешь в виду выступающую часть крыши ДОТа?
- именно так: почему сам ДОТ сложен из незамысловатых бетонных блоков, а на плите перекрытия (крыше) какие-то фигурные желобки по всему периметру?

ok101 писал(а):Жаль, что не знал про твое увлечение оборонительными сооружениями раньше
- в общем, данный интерес появился не столь давно. Во-первых, объекты фортификации находятся в тех самых местах, где и происходили всякие связанные с ними события - это хорошая возможность представить, как все было, находясь непосредственно на месте событий. Во-вторых, эти объекты находятся в неизменном состоянии в течение нескольких десятилетий - получается своего рода "машина времени". В-третьих, интересные музеи в географической близости постепенно заканчиваются, а ездить куда-то нужно. ;)

След.

Вернуться в Авиационные и технические музеи мира



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 0 пользователей и гости: 0