Олег, большое спасибо за ссылку! Собственно, даже не за именно эту ссылку, а за те, которые были в данной статье, и в "ссылке уровнем ниже":
http://www.fool.com/investing/general/2014/03/23/why-airbus-desperately-needs-an-a330-neo.aspx,
http://aviationweek.com/awin/reengining-airbus-a330-could-take-2-3-years. Все статьи достаточно сумбурные и спорные (например, почему-то во всех из них А330 изначально рассматривается как конкурент В787), но общая логика становится понятна. Для общего понимания контекста я вот такую табличку изготовил, со сравнительными характеристиками конкурентных авиалайнеров:
Показана стандартная вместимость в 2-классной компоновке (только у В787-10 в 3-х классной - выделено желтым). Все данные - с сайтов производителей, кроме А330NEO - эти цифры из разных источников. Видно, почему Airbus скорее всего не будет выпускать А350-800 - по вместимости он ничем не превосходит А330 и А330NEO, а дальность у него просто избыточна - фактически, этот такой же нишевый продукт, каким был В757. Как было сказано в одной из статей: "Не так много желающих летать в Антарктиду, чтобы делать для этого отдельный самолет".
Отсюда выводы (может, это будет полезно не только мне, но и другим, чтобы упорядочить картину в голове):
1. А330 и В787 ни разу не конкуренты - у последнего заметно бОльшая вместимость и дальность (удивительно, но во многих источниках сравнивают именно эти типы, после чего начинаются разговоры на тему "какие в Airbus лохи работают")
2. А350 - прямой конкурент В787, и именно для этого он и создавался. Плюс закрыть нишу между А330 и А380, плюс частично конкурировать и с будущим В777Х.
3. Рынок авиаперевозок растет в среднем на 5 % в год; соответственно, увеличивается количество авиакомпаний/маршрутов, для которых А321 и В737-800/900 уже маловаты (или дальности не хватает), но при этом А350 и В787/В777X еще "великоваты" (или элементарно нет денег на их покупку

) - тут-то и приходит А330NEO.
4. У А330NEO есть те преимущества, что он:
- дешевле, чем А350 и В787 – как за счет общей базы с нынешними А330, так и за счет меньшей дальности и вместимости. Ну и еще за счет того, что Airbus, по многим оценкам, откровенно демпингует – там, где надо.
- за счет такой же кабины, как у нынешних А330, авиакомпании экономят на тренажерах и переобучении экипажей;
- заказы на В787 расписаны до 2020 г., на А350 - до 2022, но есть клиенты, которым самолеты понадобятся раньше - А330NEO появится в 2017 - 18 гг., и как раз закроет этот gap.
5. С момента появления А330 прошло уже 20 лет, за это время появились новые более экономичные двигатели, поэтому ремоторизация - наиболее быстрый и дешевый вариант дать рынку более конкурентоспособный самолет. По этому же пути пошел и Боинг, создавая В747-8 и В777Х.
6. А330 - наиболее прибыльный продукт Airbus, но заказы на него стабильно снижаются - по состоянию на конец июля получено около 50 новых заказов, а поставлено 60 самолетов (в прошлом году было поставлено 108 шт.) - рынок ждет более интересных предложений прежде всего в плане повышения топливной эффективности и снижения затрат на пассажиро-километр. С этой точки зрения запуск "дешевого" (в смысле затрат на разработку) А330NEO поможет пережить период снижения прибылей, связанный с затратами на разработку А380 (который только-только начинает окупаться) и А350.
7. В начале года Airbus провел переговоры с крупными потенциальными заказчиками - American Airlines, Lufthansa и AirAsia X. Все они поставили условием новых заказов на А330 модернизацию данной модели.
Вот такая "аналитика". Необходимость писать в Airbus отпала; конечно, было бы интересно, что по этому поводу думает Боинг, но отвечать на вопросы о планах конкурента официально они, разумеется, не станут, а доступа к неофициальным источникам мнения Боинга у меня нет.
В очередной раз пожалел, что прекратил выписывать иностранные авиационные журналы - Airliners, Airliner World, AIR International. Несколько лет назад обнаружил, что новые выпуски приходят быстрее, чем я успеваю читать уже вышедшие, и забросил это дело, хотя все подобные вопросы там, естественно, рассматриваются.
Олег, спасибо еще раз!