Текущее время: 05 мар 2024, 13:28

МINIAVIAMODEL.RU - Форум коллекционеров моделей самолётов.

Модели самолётов, масштаб 1:500, 1:400, 1:200.

Россия - Финляндия: От Выборга до Лаппеенранты по Сайменскому каналу

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 14 лет 9 месяцев 4 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 06 июл 2014, 22:55

Нужно хоть что-то выложить, пока я окончательно не запутался в отчетах... Начну с последнего: на прошлых выходных прокатились по Сайменскому каналу. Я ездил вдоль канала множество раз, - по его берегам проходит трасса, связывающая российский погранпереход Брусничное с финским Нуйямаа (Nuijamaa), - и уже долгое время думал, как бы исхитриться проплыть по каналу? Вот реализована и еще одна мечта: проплыл. Теплоход Carelia финской круизной компании Saimaa Travel с мая по сентябрь ежедневно курсирует между Выборгом и Лаппеенрантой; можно забронировать круиз напрямую, но мы в очередной раз решили воспользоваться услугами турфирмы Серебряное Кольцо - в программу включен не только круиз по каналу, но и переезд на автобусе от Питера до Выборга, и потом от Лаппеенранты до Питера. Сначала краткая экскурсия по Выборгу (мы ходили самостоятельно) - фото большинства объектов я уже выкладывал в отчете о поездке в Выборг в декабре:

Выборгский замок - единственный в России сохранившийся образец европейского рыцарского замка:



Выборгский порт активно работает:



"Ведьмин дом":



Сохранившиеся дома 16 - 17 вв.:



Руины Кафедрального собора и Часовая башня - бывшая колокольня собора:



Остатки бастиона Панцерлакс - части построенных шведами городских укреплений конца 16 - начала 17 вв. Сверху - построенное в 1930 г. здание музея изящных искусств и художественной школы. Школа размещается там и поныне, а вместо музея изящных искусств разместился музей Эрмитаж-Выборг. Кстати, сейчас там интереснейшая экспозиция оружия из эрмитажных коллекций - жаль, фотографировать было запрещено.



А вот и наше плавсредство - теплоход Carelia. Построен в 1969 г. на верфи в Хузуме (ФРГ), до 1986 г. назывался Ostsee и курсировал между ФРГ и Данией. Вместимость 200 человек, 2 ресторана, магазин дьюти-фри. Движется достаточно бодро - 18 узлов.



Отплыли - виды города, порта и Выборгского судостроительного завода с воды. Головной в серии портовый ледокол "Владивосток" был спущен на воду в апреле этого года:



Сразу два моста Дружбы (это их официальные названия). Построены в 60-ые гг., один автомобильный, другой железнодорожный, все пути ведут в Финляндию. :) С мостов открываются просто захватывающие дух панорамы Выборгского залива, но и вид снизу впечатляет:



Собственно, стоит сказать и о Сайменском канале, путешествие по которому было основной целью поездки. Финляндия, как известно, "страна тысячи озер" (на самом деле, озер там примерно 190 тыс., они занимают 9 % площади страны). Крупнейшее из них - озеро Сайма площадью 4380 км2, четвертое по величине в Европе, занимающее всю юго-восточную часть. Также известно, что основное богатство Финляндии - лес, который покрывает 76 % площади. Самым удобным способом перевозки леса всегда был сплав по рекам, и обширная Сайма подходила для этого как нельзя лучше. Но была одна проблема - Сайма не связана с морем, поэтому лес было далеко не увезти. Единственная река, вытекающая из Саймы, - Вуокса - связывает Сайму с Ладогой, но Вуокса слишком порожиста для сплошного судоходства. В итоге экспортный лес и импортные прочие товары приходилось везти по суше между Выборгом и Лаппеенрантой - в том месте, где Сайма ближе всего подходит к морю, - что было дорого и неудобно. Первые попытки проложить канал между Саймой и Выборгским заливом предпринимали еще шведы - сначала в начале 16 в., а потом столетием позже. Следы первой стройки затоплены нынешним руслом канала, кусочек второй стройки еще можно обнаружить в Финляндии вот здесь: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=61.079627&lon=28.312497&z=15&m=b. Но перепад высот между Саймой и Финским заливом аж целых 76 м (я и сам не знал) при длине по прямой около 40 км - стало понятно, что без сложной системы шлюзов не обойтись, иначе канал превратился бы в бурную реку, никакое судоходство по ней было бы невозможно, и через несколько лет все озеро Сайма просто спустили бы в Финский залив. В итоге шведы проект забросили ввиду технической сложности и отсутствия средств на реализацию. Следующий этап истории канала наступил в 1845 г., после присоединения Финляндии к России - активно строящийся Петербург нуждался в пиломатериалах, деньги в казне империи были, и строительство началось. В сентябре 1856 г. канал был торжественно открыт - на 4 года раньше запланированного срока и даже с экономией бюджета (что вообще поразительно). Расходы на строительство окупились всего за 25 лет. За всю историю канал неоднократно реконструировался и расширялся: подробности можно узнать в Вики: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB, или из этой брошюры, которую раздают на теплоходе:



Сегодня Сайменский канал является уникальной территорией - его российская часть (примерно половина общей длины) принадлежит, естественно, России, но находится в аренде у Финляндии, которая обеспечивает работу всех шлюзов канала, в том числе и тех, которые расположены на российской территории. Всего шлюзов 8 - 5 на российской и 3 на финской территории.

Старое русло канала видно во многих местах - финны начали масштабную реконструкцию канала с постройкой нового (нынешнего) русла еще в 1920-е годы, но не успели закончить в связи с начавшимися войнами:



Некое бетонное сооружение на берегу, явно 1920 - 30-х годов постройки. Возможно, это одна из плотин, с помощью которых финны планировали затопить прилегающую территорию в случае прорыва Красной Армией линии Маннергейма. Затопление финны действительно произвели, но никакого эффекта это не дало.



Сухогруз "Антэ" то ли пропускает нас перед входом в первый шлюз, то ли просто тут "припарковался". "Березовые балансы" едут в Финляндию, едут не только кораблями, но и целыми железнодорожными эшелонами, и грузовиками - там технологии позволяют произвести из них писчую бумагу, в том числе даже мелованную, причем без хлорного отбеливания (это в Европе уже давно запрещено), а у нас - в лучшем случае крафт-бумагу (из которой делают в том числе гофротару), в худшем - решетки для яиц (как из макулатуры), а то и просто дрова. Интересно, почем "торгуем родиной", если Финляндии, которая фактически и есть сплошной лес, выгоднее покупать древесину в России, а не заготавливать у себя?..



Подходим к первому шлюзу - Брусничное, подъем на 10 м.:



Шлюзовые ворота начинают закрываться и мост над шлюзом начинает опускаться еще до того, как мы остановились в шлюзе - шлюзование занимает не более 10 минут:



Ворота закрыты, шлюз заполняется водой:



И кадр с того же ракурса через 10 минут - шлюз заполнен:



Первый шлюз пройден. Насколько я понял, наполнение шлюзов осуществляется самотеком, за счет перепада высот, без каких-либо насосов - вода либо "наливается" в шлюз с верхнего уровня, либо спускается в нижний уровень. Но насколько быстро это происходит - просто поразительно.



Вдоль канала проходит одна из международных трасс, соединяющих Россию и Финляндию - погранпереходы Брусничное и Nuijamaa:



У второго шлюза - Искровка, подъем на 11,4 м, - к нашему прибытию готовятся заранее:



Дальше стандартная процедура подъема:



У каждого шлюза нас поджидают чайки - насколько я понял, мощные потоки воды при заполнении шлюза затягивают туда рыбу, ловить которую в ограниченном пространстве шлюза чайкам гораздо удобнее, чем по всему каналу. В итоге канал кормит не только людей, но и чаек.



Еще одно русло старого канала с живописным мостиком:



Российские пограничные столбы наставлены по берегам по всей длине российской части канала. Вроде бы нормальное дело, но на финской части канала я почему-то не видел ни одного финского столба. Странно?.. Думаю, странно, что между нашими столбами колючая проволока не натянута - кругом ведь враги...



Вокруг классическая карельская природа, причем вполне заповедная - как-никак пограничная зона:



А мы тем временем подходим к третьему шлюзу - Цветочное, подъем на 5,5 м, - это самый "низкий" из всех шлюзов канала:



Поверх данного шлюза проходит автотрасса, но мы задержим движение ненадолго:



Опять русло старого канала:



С одной стороны виден перепад уровня воды:



А с другой его уже нет:



Навстречу идет голландец Kelt. По Сайме и по Сайменскому каналу плавают суда под самыми разными флагами; больше всего, конечно, русских и финнов, следующие по количеству - голландцы, потом немцы. Но встречаются и греки, и чехи, и даже либерийцы с киприотами - "удобные флаги" для регистрации судов. Оказывается, есть суда под флагами даже Монголии, от которой до ближайшего моря тысячи километров.



Очередной шлюз - Илистое, подъем на 10,2 м:



Местное население спокойно ловит рыбку в погранзоне:



А мы у последнего и самого высокого из российских шлюзов - Пялли, подъем на 11,7 м. Хорошо видно, где гранит, а где бетон:



Поскольку Пялли - последний шлюз на российской территории, то здесь осуществляется пограничный контроль судов (таможенный контроль - у первого шлюза Брусничное). В нашем случае все ограничилось передачей пограничницам некой бумаги - видимо, копии судового манифеста, - а таможенного контроля судна вообще не было. Все пассажиры проходили российский паспортный и таможенный контроль в Выборге, непосредственно перед посадкой. Стою на верхней палубе, фотоаппарат просто висит на шее, разглядываю симпатичных пограничниц, идущих по берегу канала вдоль нашего судна, и вдруг - истошные крики: "Уберите фотоаппарат!" Блин, и здесь то же самое!.. :blush: Интересно, все эти стражи госграницы понимают, что выглядят, как идиоты?.. Или "прокукарекал, а там хоть не рассветай"?.. Я ничего и не собирался там фотографировать, но после того, как пограничницы прекратили кричать и удалились в свою будку, не отказал себе в удовольствии "в отместку" сфотографировать эту самую будку, и теперь с радостью разглашаю государственную тайну - вот он, самый стратегически важный и секретный объект канала, любуйтесь:



Внимание, тест: вдоль шлюзов на столбах протянут металлический трос, по нему перемещаются каретки со свисающим вниз тросом и петлей на конце - для чего?



После Пялли берега канала становятся более обрывистыми - и более живописными:



"И на камнях растут деревья..."



Российские пограничные столбы вдоль канала напоминают, что хоть мы и прошли место пограничного контроля, но вокруг все еще Россия. Вон, даже на небольшом островке столб виднеется:



Потом мы выходим в озеро Нуйямааярви, по которому и проходит граница между Россией и Финляндией. Граница обозначена буйками, сфотографировать не успел - было время ужина.

За нами откуда-то неожиданно взялась небольшая яхта; небольшие суда могут шлюзоваться одновременно, но эта яхта до следующего шлюза не доплыла - куда-то свернула раньше:



А шлюз занят - там стоит сухогруз "Уфимец" с портом приписки Таганрог:



Пропускаем "Уфимца"...



...и проходим первый финский шлюз Soskua, подъем на 8,3 м:



Отдых на берегу канала пользуется популярностью и у финнов:



На последнем фото - надпись на скале на русском и финском языках в честь русских императоров Николая I и Александра II, в царствование которых происходило строительство Сайменского канала: "Николай I. и Александръ II. торговлѣ и благосостоянію Финляндіи."



Проходим порт Mustola...



...и подходим к одноименному шлюзу, подъем на 7,3 м:



За нами двинулся еще один голландец, Andrea, которого мы только что обошли в порту Mustola:



Опять русло старого канала:



Чтобы не прерывать движение по шоссе во время проводки судов, финны в 2002 г. построили над каналом высокий мост:



А мы входим в последний и самый высокий из всех шлюзов канала - Mälkiä (Мялкия), подъем на 12,4 м:



Хорошо видны шурфы в скале, причем шурфы явно не для закладки динамита (слишком близко друг к другу расположены), а от работы ручным инструментом - сверлили или долбили отверстия в скале, забивали туда стальные пруты, накаливали их - и очередной кусок скалы откалывался. Потом ручными долотами выравнивали стенки. Просто титанический труд!



Ворота верхнего створа шлюза. Видно, как по мере наполнения шлюза, вода начинает поступать и через отверстия в самих воротах для поддержания скорости заполнения шлюза:



На предпоследнем кадре слева и на последнем кадре справа - старое русло канала:



Договориться об индивидуальной экскурсии в рубку особого труда не составило - вот что значит опыт. :)



Табличка в рубке: "Счастливого плавания кораблю и экипажу! Завод MAN в Аугсбурге, родина дизельного двигателя". Правда, сейчас на корабле уже стоят шведские дизеля Volvo.



Выходим в Сайму:



Сплав леса плотами до сих пор широко используется в Финляндии. И действительно - зачем грузить на пароход то, что и само прекрасно плывет? Интересно, что связки плотов проходят через шлюзы так же, как и обычные суда.



В Лаппеенранте расположен один из заводов UPM-Kymmene - одного из крупнейших мировых концернов по деревообработке и целлюлозно-бумажной промышленности, мирового лидера по производству журнальной бумаги (20 % рынка), производящего также пиломатериалы, фанеру, целлюлозу, этикеточную самоклеящуюся бумагу и массу всего прочего. Производства расположены в 15 странах мира, на старейшем предприятии во Франции, основанном еще в 15 в, высококачественные сорта бумаги до сих пор производятся ручным способом. А фабрика в Лаппеенранте была основана в 1873 г. и до 1904 г. занималась производством... деревянных катушек для ниток.



В Карелии такие плоские скалы называют "бараньи лбы":



Подходим к порту Лаппеенранты:



Красиво!..



Финские таможенники, похоже, как-то не рады нашему прибытию:



Выгрузились; наш теплоход в закатных лучах солнца:



Еще один прогулочный теплоход, заметно более старый - Brahe:



А это Leppävirta II - старейшее из сохранившихся на Сайме прогулочных судов, построенное в 1904 г. Из таблички можно также узнать краткую историю пароходства на Сайме:



Фестиваль песчаных скульптур проводится в Лаппеенранте регулярно; Боба Марли, думаю, все узнали; в окружении магнитофона, компакт-кассеты и прочих средств звукозаписи - изобретатель этой самой звукозаписи Томас Эдисон:



Пушки в Linnoitus - старой крепости в центре Лаппеенранты. К самой крепости данные орудия не имеют никакого отношения - это французские 90-мм орудия системы Банжо обр. 1877 г., которые были подарены (а не исключено, что и "подарены за деньги") финнам в 1939 г., во время Зимней войны, и использовались в качестве полевых орудий. За информацию об орудиях большое спасибо Сергею Войцеховичу.



Suvorovinkuja - аллея Суворова



и совместная мемориальная доска: "В 1790-х годах маршал Александр Суворов строил укрепленный оплот против Запада" - помнят...



Гуляем по крепости в белую ночь. Вот, выставка каких-то деревянных фигурок:



Крепостные бастионы...



...и вид с бастионов на порт:



Финны отличаются необъяснимой любовью к старым американским машинам; лет 20 назад их было вообще множество, но потом то ли машин стало меньше, то ли бензин стал дороже... Хотя и сейчас они часто встречаются - вот такой Chevrolet Impala SS припаркован у входа в крепость:



Остатки бастионов внешней обороны крепости:



Стрельбу окончил!
[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 06-07-2014 23:55:50[/merge_posts_bbcode]

Да, не забываем про тест!

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1654
С нами: 11 лет 6 месяцев 30 дней
Откуда: Москва
Репутация: 0

Сообщение ok101 » 07 июл 2014, 08:03

Евгений, спасибо. Если захочешь сменить поле деятельности, сможешь открыть телепередачу "Путешествия с Евгением". :) :) :)
Красиво, что и говорить.
Очень удивило, что такое узкое русло у старого канала, как туда только могло что-то проходить/проплывать?! Отделка камнем, капитально - вроде осыпаться (сузиться) не должно было....
Насчет теста - назначение этих петель, ИМХО - фиксировать что-то на время шлюзования, чтобы не ездило по шлюзу. Чтобы не сквалыжничать и не гадать, пусть будет швартовка (правильно?), ну или просто закрепление, маломерных судов, чтобы не стучались друг о друга.
Мои авиафото: https://fotki.yandex.ru/users/ok101/

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 14 лет 9 месяцев 4 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 07 июл 2014, 12:58

Дмитрий писал(а):Возможно этот трос с каретками, натянут для спасения упавших пассажиров за борт судна..к петле пристёгивается трос с спасательным кругом, который бросается в воду)
- очень близко по смыслу, но все-таки не совсем точно. Еще мнения?..

ok101 писал(а):Насчет теста - назначение этих петель, ИМХО - фиксировать что-то на время шлюзования, чтобы не ездило по шлюзу. Чтобы не сквалыжничать и не гадать, пусть будет швартовка (правильно?), ну или просто закрепление, маломерных судов, чтобы не стучались друг о друга.
- нет, неверно. Для швартовки судна в шлюзе используются кнехты-поплавки, движущиеся по направляющим в стенках шлюза, и всплывающие/опускающиеся вместе с судном по мере изменения уровня воды.

ok101 писал(а):Очень удивило, что такое узкое русло у старого канала, как туда только могло что-то проходить/проплывать?!
- так в 19 в. по каналу ходили только небольшие баржи, как правило, на конной тяге, или движимые бурлаками - старые бечевники (дороги для лошадей и бурлаков) видны во многих местах вдоль старого русла.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 14 лет 9 месяцев 4 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 07 июл 2014, 14:24

Дмитрий писал(а):Возможно палубные рабочие, пристёгиваются в качестве страховки или работники шлюза ( погранцы, таможенники), которые перемещаются по земле и возможно, переходят на корабль.




В общем и целом верно - это страховка для рабочих, которые выполняют какие-либо работы внутри осушенного шлюза - там высота около 20 м, и падать с нее было бы неприятно.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 14 лет 9 месяцев 4 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 07 июл 2014, 15:33

Дмитрий писал(а):А, что включает в себя такой круиз и сколько он по времени, продолжается ?
- Дима, сам круиз длится почти 6 часов (выход из Выборга в 17-00, прибытие в Лаппеенранту в 21-45 финского времени (22-45 МСК), и включает в себя только непосредственно круиз. На теплоходе постоянно работает бар с самыми разными напитками, и ресторан в 2 смены кормит пассажиров ужином, но все это за отдельную плату (ужин - "шведский стол" 20 евро с человека, пиво в баре - от 4 до 7 евро за 0,5 л.). Есть магазин дьюти-фри, он работает, когда корабль находится в "нейтральных водах", т. е. идет по каналу. Вечером в баре - финские и русские песни под гитару. Про весь тур "от двери до двери" можно почитать здесь: http://www.silver-ring.ru/ru/trip/eu/fin/bolshoicruisposaime/.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 14 лет 9 месяцев 4 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 07 июл 2014, 16:19

Дмитрий писал(а):Я так понял ты уважаешь данную тур-контору и можно, смело, пользоваться их услугами ?
- просто данная компания предлагает туры, которые не предлагают другие, будь то линия Маннергейма, питерская дамба или еще что-то. Гиды есть более знающие и менее знающие, но в целом никаких претензий к данной фирме нет. Некоторые туры я использую в качестве "разведки" - чтобы разузнать конкретику, и потом проехать в то же место или по тому же маршруту самостоятельно, обстоятельно осматривая то, что мне интересно. Интересные военно-исторические туры также есть у Баир-Трэвел (компании Баира Иринчеева), http://bair-books.ru/ru/nashi-ekskursii-i-lekcii/.



Вернуться в Авиационные и технические музеи мира



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 0 пользователей и гости: 0