Текущее время: 29 май 2024, 12:48

МINIAVIAMODEL.RU - Форум коллекционеров моделей самолётов.

Модели самолётов, масштаб 1:500, 1:400, 1:200.

Россия: технический музей им. Сахарова, Тольятти

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 14 лет 11 месяцев 28 дней
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 11 июн 2014, 11:52

Начну выкладывать фото из этого музея, потому как их будет много.

Что: Технический музей им. Сахарова (его также часто называют "Технический музей АвтоВАЗа").
Где: г. Тольятти, Южное шоссе 137
Сайт: http://museum.vaz.ru/
Как: доехать до Тольятти, потом любым способом добраться до АвтоВАЗа (в Тольятти любой подскажет) - музей расположен напротив корпусов завода.
Когда: ежедневно, с 9 до 17.
Сколько: 60 руб. за посещение одной из двух площадок (они расположены рядом), 100 руб. за обе площадки, 40 руб. фото, 60 руб. видео.

Помимо двух основных, существует также и третья площадка "Экспериментальные автомобили" (также называемая "Выставочный зал ОАО АвтоВАЗ"), она расположена в здании колледжа АвтоВАЗа, который находится тоже неподалеку. По ней информация неполная; знаю только, что по понедельникам она закрыта, и вроде как попасть туда можно только с организованной экскурсией. В любом случае, времени на ее посещение не было - основную экспозицию, и то досматривали уже бегом. Кстати, хоть музей официально работает до 17 ч., но если вы задержитесь на территории на полчаса-час, то выгонять вас никто не станет - охранники вполне лояльны.

Музей открылся в 2001 г. и является крупнейшей в России многопрофильной экспозицией самой различной техники. Основное достоинство музея - то, что он в принципе существует, и что его экспонаты - многие из них я видел впервые, а о существовании некоторых даже не подозревал - сохранены от отправки в металлолом. Остальное, к сожалению, недостатки. Коллекция никак не систематизирована - по сути, это просто стоянка самой разной техники, которую удалось заполучить для музея. Многие экспонаты находятся в плачевном состоянии, и им нужен минимум ремонт, максимум - полная реставрация. Некоторым бы не помешало и хранение в закрытом помещении, поскольку если броня и литой металл спокойно выдерживают атмосферные воздействия, то обычная катаная сталь достаточно быстро поражается коррозией. Некоторые экспонаты, видимо, пытались ремонтировать, но судя по результатам, это делали какие-то гастарбайтеры, которым все равно, где закрывать дырку листом железа - что на обшивке самолета, что на крыше дачного дома. Не было бы видно дырки - и ладно. Отдельная история - описание экспонатов. У примерно половины из них таблички вообще отсутствуют (т. е. разглядываешь неизвестно что), многие из имеющихся табличек перепутаны (т. е. стоят не у тех экспонатов), содержат грамматические и фактические ошибки. Но все эти минусы вполне перекрываются тем плюсом, что эти образцы техники в принципе можно увидеть.

Комментарии буду давать краткие: там, где таблички есть, на них имеется основная информация, а там, где их нет, зачастую я сам не знал, что за образец передо мной. :) Сначала фото экспоната, потом табличка; если потом идет следующий экспонат, значит, у предыдущего таблички не было.

Вид холла основного здания музея (но там никакой экспозиции нет), пара общих планов и схема музея:



Артиллерийская часть:



Б-4 на колесном ходу - редкость:



Поскольку территория обширна, а я ходил по ней кругами, то дальше по ходу движения оказался один из самых крупных и интересных авиационных экспонатов:



А это, без сомнения, гвоздь экспозиции: дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б "Сом", всего их было построено 18 штук. Данная лодка с 1979 по 2001 гг. несла службу на Северном флоте. Доставка лодки из Кронштадта до Тольятти стала сама по себе уникальной процедурой, поскольку лодку не разрезали на части, а везли на понтонах. С берега Волги до музея лодку везли зимой 2005 г. по специально построенной дороге длиной 4,5 км.

К сожалению, как и с аналогичной лодкой в Москве, внутрь этой попасть тоже не удалось - музей готовился к Дню Победы, и лодка была закрыта для проведения каких-то работ. Выглядит более чем внушительно:



Дальше по маршруту шел кусочек экспозиции бронетехники, но у самых интересных экспонатов табличек не было (кстати, подсказывайте, кто что знает!):



А это из серии "курьезы нашего городка" - понятно, что и Pz. 38(t), и Т-70 - реплики, в которых практически нет подлинных частей (только маска пушки у Т-70 вроде как натуральная). Pz. 38(t) так и вообще, даже внешне на себя не похож, и что танк Вермахта в принципе делает в экспозиции советской техники - совершенно непонятно. Отдельно доставляет сочетание сварных швов с "как бы заклепками" на башне, при этом хорошо видно, что "заклепки" тоже приварены. :P Ну и в довесок - ляп с таблички: "Разработан фирмой "4КД". :)



Дальше опять уголок авиации, хорошо видны отличия Су-17М от Су-17М4, благо они стоят рядом, хотя у М4 никакой таблички вообще нет:



И опять артиллерия. Стоило бы грамотно написать фамилию нашего известного конструктора артиллерийских систем В. Г. Грабина на табличке с описанием пушки ЗиС-3...



Пара самолетов и опять артиллерия. Хорошо видно близкое родство "Тюльпана" и "Гиацинта":



Продолжение следует...

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 4827
С нами: 13 лет 7 месяцев 2 дня
Откуда: Нижегородская обл.,с. Дивеево
Репутация: 4

Сообщение iceman » 11 июн 2014, 12:16

Ту-16 красивый самолет! Жалко, что никому из производителей моделей не интересен... :(
С уважением, Алексей.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 328
С нами: 10 лет 7 месяцев 12 дней
Откуда: Москва
Репутация: 0

Сообщение Fynjy257 » 11 июн 2014, 13:41

Евгений, откуда у Вас столько сил и времени посещать такое кол-во музеев? :)

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 14 лет 11 месяцев 28 дней
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 17 июн 2014, 16:11

Fynjy257 писал(а):Евгений, откуда у Вас столько сил и времени посещать такое кол-во музеев? :)
- Антон, реализация всякой сущности зависит от желания и возможности. Возможность, в свою очередь, - это прежде всего время и деньги. Желание имеется - мне интересны история (в особенности военная история 20 в.), история техники, авиация вообще, моделизм, путешествия и фотография. Все это до некоторой степени как раз и объединяется поездками по музеям, различным военно-историческим памятникам, реконструкциям и т. п. Плюс мне интересны музеи, как таковые - уже имеющийся опыт позволяет сравнивать различные экспозиции и делать выводы. Время: стандартных 28-ми календарных дней в год, положенных в России каждому работающему, плюс выходных и праздничных дней (а это еще больше 100 нерабочих дней в год) вполне хватает для поездок. Деньги: безусловно, все поездки требуют определенных расходов, но тут уж каждый сам выбирает, что ему по средствам. Что же касается "сил", то как говорится, охота пуще неволи - было бы желание, а силы найдутся. Конечно, хотелось бы располагать бОльшим количеством и денег, и времени одновременно, но возможностям за желаниями никогда не угнаться. :)

Конкретика: поездка в Новгород и на реконструкцию в Тёсово-Нетыльское - однодневная экскурсия с bair-travels в воскресенье в середине апреля. Поездка в Тольятти - один день туда-обратно из Самары, где живут мои родители, и куда я ежегодно приезжаю на майские праздники (в этом году ездил с 26 апреля по 4 мая - часть отпуска плюс первые майские праздники). Могу сказать честно, что целенаправленно из Питера в Тольятти я вряд ли бы поехал ради данного музея. :) Гамбург - запланированная еще ранней весной поездка на вторые майские, с 8-го по 11-ое. Берлин - выходные 24-го и 25-го мая. Весь ежегодный отпуск я разбиваю на несколько частей, и планирую все поездки заранее - авиабилеты, гостиницы, прокат машины и т. п., учитывая выходные и праздничные дни как в России, так и в той стране, куда собираюсь. Какие-то события (посещение макета Miniatur Wunderland в Гамбурге) планируются целенаправленно, параллельно основной цели поездки (полет на Ju-52), какие-то просто удачно совпадают (посещение авиасалона ILA-2014 в Берлине). К счастью, в той организации, где я работаю, даже приветствуется, когда сотрудники не берут 2 или 3 недели отпуска целиком, а разбивают его на более мелкие части - меня это более чем устраивает, поскольку я никогда не покупаю никакие готовые туры, а все поездки организую самостоятельно. Это выходит заметно дороже, чем организованные туры, но в большинство мест, которые мне интересны, никаких туров и нет, плюс я сам формирую график поездки, имею максимальную свободу передвижения, и не трачу время на посещение всяких сувенирных лавок и торговых центров. В подобные места я тоже иногда захожу, но именно тогда, когда я этого захотел, и когда у меня есть на это время. А лежать неделю на пляже - я со скуки помру.

Надеюсь, я ответил на вопрос. :) Если хотите еще что-то уточнить - спрашивайте.
[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 16-06-2014 23:29:07[/merge_posts_bbcode]

Продолжаем. Полевая кухня (судя по всему, КП-2-49), передок и зарядный ящик (явно разных времен, но даты не указаны), и опять артиллерия. То, что табличка от ЗУ-23-2 стоит перед четырехствольным орудием, никого не смущает. Но настоящие ЗУ-23-2 тоже есть.



Дальше идет стоянка комплексов ПВО (насколько я понял, это одна из многочисленных модификаций С-300), РЛС, станций сопровождения и подсветки цели, и различных служебных машин для этих комплексов. Табличек нет вообще! :( Состояние экспонатов средней тяжести.



С основным авиационным разделом все грустно - думаю, вы сами это увидите на фотографиях. Снимал по формальному принципу - все-таки экспонаты, какие ни есть. Нет ни регистрационных, ни тактических номеров, техническое состояние вполне очевидно. У МиГ-29, МиГ-25 и МиГ-31 даже табличек нет. Зато Як-18Т такой живенький и свежепокрашенный по мотивам МиГ-3. :/



Автомобильная техника. У самого интересного экспоната таблички, как водится, нет - это восточногерманская IFA S4000, выпускавшаяся в 1958 - 67 гг. Интересно, что по данным немецких источников, эта модель официально в СССР не поставлялась - опять-таки, что она тогда делает в данном музее, который вроде как посвящен советской/российской технике?



Один из самых интересных разделов музея - военная саперная техника. Вот еще бы таблички к экспонатам сделали...



Сюда же затесался вот этот "грустный" автобус, да еще и с прицепом. Штабной?..





Видимо, дедушка всех грейдеров. Как он назывался, где и когда его изготовили - неизвестно:





Данная инсталляция с поникшей ЗиС-3, видимо, была призвана изображать позицию советских войск на тогда еще предстоявшем праздновании Дня Победы:



А что собираются сделать здесь, пока даже сложно представить:



Один из общих видов. Башня справа в кадре - главный офис АвтоВАЗа:



Опять безымянные РЛС:



Прервемся...

Самый впечатляющий авиационный экспонат, после Ту-16, - Ми-10К. Всего было выпущено 17 подобных машин и еще 4 переоборудовано из базовых Ми-10. Данный борт СССР-06109 - первый прототип Ми-10К, выпущенный в 1965 г., участвовавший в авиасалоне Ле Бурже в 1967 г., и летавший до 2000 г.



Рабочее место пилота в выносной кабине:



Место крепления груза под фюзеляжем:



Еще видны названия и логотипы многочисленных эксплуатантов вертолета в 90 - 2000-ые гг.:



Через нижнее лобовое стекло удалось худо-бедно снять кабину:



Еще вертолеты. Такое впечатление, что Ми-6 в хорошем состоянии в России уже не найти. :(



Это вовсе не обычная БМП-1, а БМП-1КШ - командно-штабная машина. Внешне весьма похожа, но башня установлена неподвижно (фактически это не башня, а бронекупол), штатного вооружения нет, вместо орудия - телескопическая антенна радиосвязи. Таблички и тут нет - и многие разочарованно проходят мимо: "А, ну это обычная БМП..." Что за КУНГ с прицепом на шасси ЗиЛ-157 на первом фото - тоже непонятно.



Танковая броня меньше подвержена воздействию атмосферы и шаловливых рук, поэтому танки относительно неплохо сохраняются. Обратите внимание на Т-54-2 (обр. 1949 г.) с заманом - обратным скосом в задней части башни, и Т-55АД - модификацию 1983 г. (правда, со снятыми бортовыми противокумулятивными экранами). Коллекцию самых разных минных тралов стоит отметить отдельно - жаль, таблички опять-таки далеко не везде.



Продолжим позже...

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 4827
С нами: 13 лет 7 месяцев 2 дня
Откуда: Нижегородская обл.,с. Дивеево
Репутация: 4

Сообщение iceman » 17 июн 2014, 21:03

Ми-10 очень интересная машина, живьем его ни разу не видел.Спасибо!
С уважением, Алексей.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 14 лет 11 месяцев 28 дней
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 18 июн 2014, 16:26

iceman писал(а):Ми-10 очень интересная машина, живьем его ни разу не видел.Спасибо!
- еще в 2009 г. у ЮТэйр было 2 подобные машины. Сейчас не знаю; по крайней мере, на официальном сайте компании в списке эксплуатируемых типов их нет...
[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 18-06-2014 15:56:14[/merge_posts_bbcode]

Дальше шла понтонно-мостовая техника, и тут началась "угадайка": сами объекты и их таблички были расставлены таким живописным образом, что однозначно понять - к какому объекту какая табличка относится, - было решительно невозможно. После нескольких пробных обходов, надеюсь, я все "угадал". Впрочем, бОльшая часть экспонатов так и осталась без описаний:



На первых кадрах, разумеется, никакой не БТР-60ПБ, поскольку "Б" (башня) у него явно отсутствует, а одна из многочисленных вспомогательных машин на базе данного бронетранспортера; возможно, передвижная зарядная станция БТР-60 З-351-БР.



Дальше начинается самая обширная часть экспозиции - "разное". Собственно, из всякой-разной техники весь музей и состоит. О предназначении большинства агрегатов можно только догадываться. Конечно, вполне современные автокраны и автовышки могут вызвать снисходительную улыбку: "Подумаешь, экспонаты - да их еще на дорогах полно!.." Но лет через 10 - 20 их на дорогах не станет, и легко может выясниться, что ни одного экземпляра не сохранилось, как это уже произошло со многими образцами нашей техники. Так что пусть они уже сейчас в музее стоят - целее будут.



А вот это в любом случае раритет - либо это ИРМ, Инженерная Разведывательная Машина, либо ИПР, Инженерный Подводный Разведчик. Внешне обе машины очень похожи и отличаются несущественными деталями. Таблички, как водится, нет, а источники расходятся в том, какая именно из двух похожих машин стоит в данном музее. В 70-80-ые гг. Советская Армия могла себе позволить любую технику, в том числе и подобную: ИРМ плавает и везет саперное отделение, а ИПР может плыть, может двигаться по дну (имеет шнорхель), и даже может высаживать водолазов. Подробнее можно почитать тут: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%9F%D0%A0, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0, http://www.saper.etel.ru/texnica-2/ipr.html. Пару лет назад подробная статья с чертежами обеих машин была в журнале М-Хобби (в Сети не нашел, потому как год и номер точно не помню; возможно, дома смогу найти).





На этом экспонаты первой площадки закончились. :) Но вторая заметно меньше - и по площади, и по числу экспонатов.

Сохраняемся...
[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 18-06-2014 17:26:35[/merge_posts_bbcode]

Вторую площадку также открывает автомобильная техника:



Дальше - мобильные пусковые комплексы оперативно-тактических ракет и транспортно-заряжающие машины для них, все - без единого описания:



Космический уголок: ракетоноситель и пара спускаемых аппаратов:



Стартовый комплекс беспилотного разведчика "Рейс" и средства ПВО:



Реактивная артиллерия. На первых кадрах неожиданный образец - установка, использующая один ствол РСЗО "Смерч", - я и не знал, что такие существовали.



Еще один беспилотник, "Стриж":



Железнодорожная площадка:



И опять: у паровозов таблички есть, а у наиболее интересных образцов почему-то нет. Первое впечатление от этого бронепоезда: муляж, такой же, как чешский танк Pz.38(t). Но когда залезаешь внутрь, то понимаешь, что бронепоезд-то вполне натуральный! Информации мало, кое-что есть вот тут: http://imf.forum24.ru/?1-11-0-00000042-000-0-0-1386502295. Несколько подобных поездов были изготовлены в 70 - 80-ые гг. для возможных действий против китайцев по БАМу и Транссибу (с автодорогами там негусто, а вокруг - тайга); как выяснилось, также использовались в первую Чеченскую войну. Судя по всему, на платформы могла заезжать любая техника - танки, ЗСУ, ЗРК, в зависимости от текущей задачи. В общем, редкая вещь.



Какие-то рефрижераторы стоят... Хотя на самом деле это вовсе не рефрижераторы, а вагоны управления БЖРК - Боевого Железнодорожного Ракетного Комплекса, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%96%D0%A0%D0%9A. Ну, на Варшавском вокзале в Питере он стоит в гораздо лучшей комплектации (с тепловозом и пусковой установкой), но хотя бы табличку могли бы и здесь сделать.



Еще локомотивы. Рельсы явно просто положили на землю, чтобы экспонаты выглядели более "натурально".



На второй площадке также имеется здание современной постройки, стилизованное (правда, не особо убедительно) под старинное локомотивное депо, и там тоже есть некая экспозиция, но во-первых, она была закрыта, а во-вторых, сам музей тоже был давно закрыт (мы там где-то на час позже официального времени закрытия задержались), да и силы уже были на исходе.

Общий вид второй площадки:



На прощание - вид главного здания АвтоВАЗа (такого количества его продукции на квадратный метр дороги я больше нигде не видел, там буквально полгорода на всяких "Жигулях" ездит):



И стрельбу окончил!..

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 4827
С нами: 13 лет 7 месяцев 2 дня
Откуда: Нижегородская обл.,с. Дивеево
Репутация: 4

Сообщение iceman » 19 июн 2014, 15:03

Даже при указанных недочетах музей все равно отличный! Пусть экспонаты не "сияют", но они главное, есть, не выброшены и не гниют на помойке. Евгений, спасибо за проделанную поистине глобальную работу по рассказу о данном музее! На второй площадке больше всего впечатлила реактивная артиллерия, ракетные комплексы, космический уголок и бронепоезд!

Прорвемся :) ...
С уважением, Алексей.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 14 лет 11 месяцев 28 дней
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 19 июн 2014, 17:19

Кстати, спускаемые аппараты натуральные, побывавшие в космосе. Глобальная работа была вовсе не у меня, а у создателей музея, но неужели так сложно сделать внятные таблички?.. :( Просьба ко всем: сообщайте подробности об экспонатах, особенно тех, к которым не было табличек. На самом деле, это, пожалуй, наиболее обширная коллекция отечественной техники из всех, что я знаю. Но есть и досада: как представишь, что сделали бы с подобной коллекцией в Европе или США, как бы она была оформлена, как отреставрированы экспонаты, какие инсталляции могли быть сделаны - аж дух захватывает. Зинсхайм и Шпайер умерли бы от зависти. ;) Но нужно радоваться тому, что мы хоть что-то начали сохранять из своего технического наследия.



Вернуться в Авиационные и технические музеи мира



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 0 пользователей и гости: 0