Что: Технический музей им. Сахарова (его также часто называют "Технический музей АвтоВАЗа").
Где: г. Тольятти, Южное шоссе 137
Сайт: http://museum.vaz.ru/
Как: доехать до Тольятти, потом любым способом добраться до АвтоВАЗа (в Тольятти любой подскажет) - музей расположен напротив корпусов завода.
Когда: ежедневно, с 9 до 17.
Сколько: 60 руб. за посещение одной из двух площадок (они расположены рядом), 100 руб. за обе площадки, 40 руб. фото, 60 руб. видео.
Помимо двух основных, существует также и третья площадка "Экспериментальные автомобили" (также называемая "Выставочный зал ОАО АвтоВАЗ"), она расположена в здании колледжа АвтоВАЗа, который находится тоже неподалеку. По ней информация неполная; знаю только, что по понедельникам она закрыта, и вроде как попасть туда можно только с организованной экскурсией. В любом случае, времени на ее посещение не было - основную экспозицию, и то досматривали уже бегом. Кстати, хоть музей официально работает до 17 ч., но если вы задержитесь на территории на полчаса-час, то выгонять вас никто не станет - охранники вполне лояльны.
Музей открылся в 2001 г. и является крупнейшей в России многопрофильной экспозицией самой различной техники. Основное достоинство музея - то, что он в принципе существует, и что его экспонаты - многие из них я видел впервые, а о существовании некоторых даже не подозревал - сохранены от отправки в металлолом. Остальное, к сожалению, недостатки. Коллекция никак не систематизирована - по сути, это просто стоянка самой разной техники, которую удалось заполучить для музея. Многие экспонаты находятся в плачевном состоянии, и им нужен минимум ремонт, максимум - полная реставрация. Некоторым бы не помешало и хранение в закрытом помещении, поскольку если броня и литой металл спокойно выдерживают атмосферные воздействия, то обычная катаная сталь достаточно быстро поражается коррозией. Некоторые экспонаты, видимо, пытались ремонтировать, но судя по результатам, это делали какие-то гастарбайтеры, которым все равно, где закрывать дырку листом железа - что на обшивке самолета, что на крыше дачного дома. Не было бы видно дырки - и ладно. Отдельная история - описание экспонатов. У примерно половины из них таблички вообще отсутствуют (т. е. разглядываешь неизвестно что), многие из имеющихся табличек перепутаны (т. е. стоят не у тех экспонатов), содержат грамматические и фактические ошибки. Но все эти минусы вполне перекрываются тем плюсом, что эти образцы техники в принципе можно увидеть.
Комментарии буду давать краткие: там, где таблички есть, на них имеется основная информация, а там, где их нет, зачастую я сам не знал, что за образец передо мной.

Вид холла основного здания музея (но там никакой экспозиции нет), пара общих планов и схема музея:
Артиллерийская часть:
Б-4 на колесном ходу - редкость:
Поскольку территория обширна, а я ходил по ней кругами, то дальше по ходу движения оказался один из самых крупных и интересных авиационных экспонатов:
А это, без сомнения, гвоздь экспозиции: дизельная подводная лодка Б-307 проекта 641Б "Сом", всего их было построено 18 штук. Данная лодка с 1979 по 2001 гг. несла службу на Северном флоте. Доставка лодки из Кронштадта до Тольятти стала сама по себе уникальной процедурой, поскольку лодку не разрезали на части, а везли на понтонах. С берега Волги до музея лодку везли зимой 2005 г. по специально построенной дороге длиной 4,5 км.
К сожалению, как и с аналогичной лодкой в Москве, внутрь этой попасть тоже не удалось - музей готовился к Дню Победы, и лодка была закрыта для проведения каких-то работ. Выглядит более чем внушительно:
Дальше по маршруту шел кусочек экспозиции бронетехники, но у самых интересных экспонатов табличек не было (кстати, подсказывайте, кто что знает!):
А это из серии "курьезы нашего городка" - понятно, что и Pz. 38(t), и Т-70 - реплики, в которых практически нет подлинных частей (только маска пушки у Т-70 вроде как натуральная). Pz. 38(t) так и вообще, даже внешне на себя не похож, и что танк Вермахта в принципе делает в экспозиции советской техники - совершенно непонятно. Отдельно доставляет сочетание сварных швов с "как бы заклепками" на башне, при этом хорошо видно, что "заклепки" тоже приварены.


Дальше опять уголок авиации, хорошо видны отличия Су-17М от Су-17М4, благо они стоят рядом, хотя у М4 никакой таблички вообще нет:
И опять артиллерия. Стоило бы грамотно написать фамилию нашего известного конструктора артиллерийских систем В. Г. Грабина на табличке с описанием пушки ЗиС-3...
Пара самолетов и опять артиллерия. Хорошо видно близкое родство "Тюльпана" и "Гиацинта":
Продолжение следует...