ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ПОПОЛНИЛСЯ САМОЛЕТОМ ЯК-28
26 мая, AEX.RU - Дальневосточный аэрокосмический музей пополнился еще одним ценным экспонатом. Туда доставили самолет Як-28, который перестали выпускать в 70-е годы. Раритет везли с Белогорского авиаремонтного завода в разобранном состоянии, сообщает ГТРК "Амур".
Самолет долгое время стоял на авиаремонтном заводе и когда был его последний вылет, сейчас сказать трудно. Частями агрегат прикатили из Белогорска.
"У самолета, пока он стоял в виде памятника, постоянно откручивали те или иные детали. То есть принцип "Уходя с аэродрома, не забудь деталь для дома" был в полном действии. Поэтому, используя тяжелые времена завода, удалось убедить руководство продать нам самолет как памятник", - говорит генеральный директор Дальневосточного аэрокосмического музея Владимир Косьяненко.
Музею Як-28 достался за четверть миллиона рублей. Разборка, сборка и перевозка, говорит Владимир Косьяненко, обойдется в разы дороже. Хорошо, что недостающие детали им передадут за "спасибо". Музеи в Германии и на Украине без проблем согласились выслать в Ивановку комплектующие кабин штурмана и пилота. А вот с центральным музеем Вооруженных сил России, удивляется директор, они обсуждали даже бартер. Но до сих пор переговоры результата не принесли.
Як-28 - советский военный самолет. Таких выпустили всего 1180 экземпляров. В качестве разведчиков они могли применяться в Афганистане. Возможно, в бою побывал и нынешний музейный экспонат. "Это самый первый наш реактивный самолет, который в ужас приводил противников. Хороший самолет. Достойный того, чтоб стоять здесь", - считает заместитель генерального директора Дальневосточного аэрокосмического музея Александр Юшков.
Самолет отполируют не только внешне. Здесь обещают: ремонт ждет каждую деталь. После - туристам разрешат посидеть в кабине легендарного самолета. Правда, пока в штате музея нет экскурсовода. Да и не готова площадка для полноценных экскурсий.
В аэрокосмическом музее числятся более 15 экспонатов. Правда, увидеть все сразу сейчас невозможно. Раритетные самолеты и вертолеты стоят в Благовещенском аэропорту и на аэродроме в Возжаевке. Их купили еще год назад, но привезти в прошлом - не удалось. Многотонная техника не могла зайти на переувлажненную землю. В этом, надеются здесь, музей будет укомплектован.
В прошлом году музей посетили 2 тысячи человек. В этом, рассчитывают музейщики, желающих посмотреть на настоящую военную технику должно быть вдвое больше.
Тут кое-что непонятно: кто именно передаст музею недостающие детали "за спасибо", и откуда даритель их возьмет? У меня есть сильные сомнения, что "музеи в Германии и на Украине без проблем согласились выслать в Ивановку комплектующие кабин штурмана и пилота" просто так - и бесплатно, и без бартера. Да и насчет Монино тоже неясно - кто-то всерьез рассчитывал, что основной российский авиамузей просто подарит части своего собственного экспоната? В мире существует достаточно организованный рынок авиационных раритетов - целых самолетов, их деталей, и предметов, так или иначе связанных с данными самолетами. И тут все примерно как в обычном магазине: есть деньги - покупай, нет денег - ищи спонсора, или "продолжай хотеть дальше". Понятно, что "патриотизм", "наше наследие", "история нашей авиации" и т. п., но общие громкие фразы в карман не положишь. Если в стране нет достаточного количества физических и юридических лиц, готовых финансировать приобретение музеями новых экспонатов, то тут уж ничего не попишешь - остается либо надеяться на помощь государства (но государство в принципе не может помогать всем страждущим - на это никаких денег не хватит), либо переживать молча. Да и есть ли смысл делать отдельный авиационный музей в каждом населенном пункте? Конечно, теоретически это было бы здорово, но вот насколько это нужно, насколько реально, и кто будет за это удовольствие платить - вопросы...