Прототип был выпущен в августе 2008 г. и вышел на рейсы в сентябре того же года, став 19-м А-320 в парке Аэрофлота. Весной 2012 г. данный борт получил специальную "олимпийскую" ливрею, напоминающую, что Аэрофлот являлся официальным перевозчиком Олимпийских игр. В этой ливрее самолет летает и сейчас:
А вот и долгожданная модель от Херпы:
Отливка явно поменялась с тех пор, когда в уже далеком 2004 году была выпущена первая, ныне жутко раритетная модель аэрофлотовского А-320. Добавили детализацию - сделали несколько антенн, отобразили водозащитные желоба над дверями. А вот стык киля с фюзеляжем, по-моему, стал более грубым:
Раз отливка новая, то я, разумеется, сразу схватился за линейку и штангенциркуль - мало ли?.. Там все оказалось великолепно, с точностью до десятых долей миллиметра. На этот раз беда притаилась в совсем неожиданном месте... Херпа - один из ведущих мировых производителей моделей, всяких-разных А-320 она наделала не одну сотню, благо А-320 - один из самых известных и распространенных в мире гражданских самолетов. Но почему-то именно на данной модели Херпа решила сделать из носовой части нечто, мало напоминающее прототип. Вместо округлых форм носового обтекателя - какие-то грани в его верхней части а-ля В-737:
Вместо столь же округлой передней оконечности фюзеляжа - какой-то приплюснутый "пятачок", хорошо заметный на виде сбоку:
И в довершение всего - явно съехавший вниз принт кабины, окончательно делающий носовую часть ни на что непохожей:
Перевел дух, слегка остыл. "Может, показалось?.. Мало ли... Вдруг это просто освещение такое было?.. Зато с размерами все в порядке." Тем более, что качество маркировок вообще и качество печати в частности великолепно - тут даже покритиковать нечего:
Прекрасно сделаны изображения талисманов Олимпиады. Цифровое фото отображает мельчайшие точки, из которых состоят изображения, но на деле глазу эти точки не видны. Поначалу я подумал, что это вообще декаль, но видимо, в данном случае использовали шелкографию вместо обычной тампопечати - нужно будет поинтересоваться у спецов на работе:
Хотя нет, свинья грязи найдет Eugenius достаточно дотошный, чтобы обратить внимание на свою любимую "фишку" на моделях А-319 и А-320 Аэрофлота - предупреждающие надписи на крыле. Как известно, на прототипе, наряду со стандартными двойными англоязычными надписями, также присутствуют и русскоязычные. На модели 2004 года Херпа благополучно "забила" на эту деталь, сделав только англоязычные надписи - то ли решили не тратиться на лишний штамп, то ли в очередной раз исходили из того, что "пипл хавает". Прошло 10 лет, и случилось чудо: Херпа подавила в себе страсть к неуемной экономии или наплевательское отношение к деталям (Detail is our passion - какбэ говорит нам официальный слоган Херпы, так надо же наконец начинать соответствовать), и русскоязычные надписи таки появились! Только погодите... Они же опять неправильные! Вот фото крыла модели и крыла прототипа (причем именного того самого борта VP-BZP):
Хорошо видно, что на передней кромке крыла прототипа русскоязычная надпись располагается ближе к фюзеляжу, чем англоязычная, на задней кромке - наоборот, дальше, а у Херпы все перепутано! Заодно стоит сказать, что и Эрбас в данном случае начудил: русскоязычные надписи на прототипе почему-то расположены так, что читаются только с внешних сторон крыла. Конечно, обслуживающий самолеты персонал и так знает, куда можно наступать, а куда нельзя, но логики в этом не видно - надпись должна читаться как раз с внутренней стороны ограничительной зоны, чтобы за нее не заступил человек, уже ходящий по центральной части крыла. Соответственно, надпись либо должна быть обращена "вовнутрь", либо надписи должны быть двойными, как это и сделано с англоязычными надписями.
Поставил модель на стол, чтобы сделать "боковики", и тут вижу, что двигатели почти лежат на столе, особенно правый - такого даже у 737 Classic нет:
Клиренс по двигателям у модели примерно 2 мм по левому и меньше 1 мм по правому, чего, конечно, не может быть. Сначала грешил на легкую кривизну основных стоек, но они кривые вполне "в пределах допустимого", и дать такой эффект никак не могли. Внешне все выглядит вполне похоже - и высота основных стоек, и размер двигателей, и диаметр колес, и поперечное V крыла; никакого явного нарушения размеров и пропорций нет, но при этом глаза все равно говорят, что обнаружен очередной "косяк" модели. Полез искать документацию в Сети, обложился чертежами, перемерял все, что можно: и общую высоту, и диаметр фюзеляжа, и клиренс по фюзеляжу, и максимальную высоту двигателя по вертикали (он у А-320 далеко не идеально круглый, высота немного больше ширины) - все вполне совпадает с размерами прототипа. Но при этом двигатели лежат на столе - просто мистика... Собственно, объяснение может быть только одно - что-то не так с пилонами двигателей. И это в принципе подтвердилось - вот на этом сравнительном фото видно, что на модели в районе стыка пилона с горячей частью двигателя пилон слишком сильно отклонен вниз, плюс дополнительную погрешность дают щели в местах стыка пилона с крылом и двигателя с пилоном. Плюс теоретически возможно, что доли миллиметра в размерах колес и стоек ушли в минус, а в размерах фюзеляжа и двигателя - наоборот, в плюс, и это дало такой "кумулятивный эффект". За качество фото прошу прощения - делал его, используя исключительно встроенные в Windows и Office программы.
Если косяк с клиренсом по двигателям еще можно теоретически вылечить либо заменой пилонов, либо удлинением стоек, то вот "гибридная с В-737" носовая часть лечению не поддается.
Резюме может быть только обтекаемо-философское: покупка любой модели - это лотерея, веры нет уже никаким производителям, кроме Gemini, и надежды на то, что производители вдруг возьмутся за ум, тоже нет. В идеале нужно сначала рассматривать каждую модель в "реальном" магазине, а уже потом принимать решение о покупке, но это трудноосуществимо. Коллекционировать же модели только от Gemini - это почти то же самое, что перестать их коллекционировать вообще. Что тоже вариант - можно перейти на коллекционирование фотографий реальных самолетов, еще и гораздо дешевле выйдет. Либо стоит принять логику Дмитрия Колесника насчет того, что любая дай-каст модель самолета - это не более, чем манекен для демонстрации различных "костюмов" (то бишь ливрей), и не стоит требовать от манекена детального сходства с живым человеком или даже с восковой фигурой. "Главное, чтобы костюмчик сидел!"(с)
В любом случае, спасибо за модель "сами знаете кому".
P. S. Аналогичную модель от JC Wings уже заказал - придется закрыть глаза на "генральный" и на недостаточную для меня аутентичность (я летал именно на херповском VP-BZP). Посмотрим, что там будет с изделием альтернативного производителя...