Текущее время: 14 апр 2024, 13:14

МINIAVIAMODEL.RU - Форум коллекционеров моделей самолётов.

Модели самолётов, масштаб 1:500, 1:400, 1:200.

Дания: музей-арсенал (Tøjhusmuseet), Копенгаген

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 14 лет 10 месяцев 13 дней
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 15 мар 2014, 16:52

ТЕМА ПЕРЕНЕСЕНА ИЗ МУЗЕЙНОЙ ВЕТКИ

Музей: Tøjhusmuseet (дословно - Музей-арсенал).
Адрес: Tøjhusgade 3, 1220 København K, Danmark
Как добраться: как угодно - это самый центр Копенгагена, рядом с дворцом Christiansborg, где располагается парламент Дании.
Часы работы: со вторника по воскресенье с 12 до 16. К сожалению, почему-то все музеи в Дании открыты очень ограниченное время; летом еще более-менее, а в остальное время года часы работы сокращаются до 4 - 5 часов в день. При этом в данном случае 4 часа только-только хватит на то, чтобы осмотреть экспозицию в целом, на какие-то детали времени уже не будет.
Входная плата: 60 крон (примерно 360 руб.).
Сайт: http://www.thm.dk. Сайт только на датском, что весьма странно - в целом в Дании никаких проблем с английским нет.

Общий вид первого этажа:



Первый этаж почти целиком отдан самой разной артиллерии - прекрасная коллекция, которой позавидовал бы любой другой музей подобного профиля. Все таблички на датском :( ; что-то наиболее интересное я буду переводить по ходу рассказа, а за остальным - Google Translate в помощь. :)

В магазинчике при входе продаются разные "милитаристские" сувениры, и там же находится часть экспонатов. Интересно, что я прибежал в музей к самому открытию (времени-то всего 4 часа на все-про все!), сам музей был уже открыт, но кассир в магазине (входные билеты продают там же) еще задерживался. Смотритель объяснил ситуацию... и пустил меня бесплатно! Типа, "не вы же виноваты, что у нас кассира еще нет". Интересно, в каком-либо нашем музее такое возможно? Разумеется, потом я заплатил за вход, когда кассир пришел.



Казнозарядная пушка 17 в. Происхождение и предназначение остались неизвестными - возможно, крепостная:



27-фунтовая немецкая пушка 17 в. На большинстве экспонатов указан источник поступления экспоната, в данном случае "Дания/Норвегия" (тогда они были объединены в унию), т. е. орудие было на вооружении датско-норвежской армии. О немецком происхождении орудия говорит слово Oldenburg. Такая же путаница на многих других табличках. Красивейший ствол я потом снял отдельно.



100-фунтовая бронзовая мортира 17 в.



Внимание, тест: что за "улитка" и для чего? Вопрос сложный...



100-фунтовая чугунная гаубица 17 в.:



Петарды 17 в. - подрывные заряды в виде металлического сосуда, наполненного порохом. Использовались для проделывания проходов в крепостных воротах, частоколах и прочих заграждениях.



Общий вид:



Поскольку я осматривал музей по часовой стрелке, дабы ничего не пропустить, то с артиллерией пришлось прерваться - далее шла экспозиция, посвященная действию датского контингента в Афганистане. Датчане очень натурально воссоздали детали интерьера FOB (Forward Operating Base - База Передового Развертывания) Armadillo, которую британский и датский контингенты создали в афганской провинции Гильменд. В 2011 г. база была закрыта.



База строится из разновидности габиона (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BD) - вот таких вот кубиков, называемых HESCO bastion (http://ru.wikipedia.org/wiki/HESCO_bastion). Основа - проволочный каркас от универсального авиационного грузового контейнера, изнутри делается вставка из плотной ткани, внутренности засыпаются грунтом. Из таких кубиков строится фактически крепость - стены, башни (наблюдательные посты) и т. п.



"Заряжай и разряжай здесь!.. или еще где-нибудь" :)



Удобства - туалет и душ:



Фотография и модель базы. Под ногами - типичный для Средней Азии желтый каменистый грунт, не удивлюсь, если натуральный, из Афганистана. Все покрыто мелкой пылью, после осмотра "базы" такой же пылью покрываются ботинки.



Мебель делается из примерно тех же материалов, что и сама база - фанера на металлической сетке:



Наблюдательный пост. Если смотреть через бруствер, то видишь унылый пустынный афганский пейзаж. На бруствере - пулемет MG-3, до сих пор остающаяся на вооружении датской армии разновидность немецкого MG-42:



"Эффект присутствия" передан авторами экспозиции мастерски - грунт на полу, фотообои на стенах, в каждом зале (их несколько) свое звуковое сопровождение - армейские команды на фоне шума вертолета, свист ветра, шум базара. Вот и тут - вода в "речке" настоящая, мокрая:



База Armadillo была построена на месте старого афганского поместья (не знаю, что именно англоязычные источники в данном случае имеют в виду под словом "farm"), поэтому воссозданы и фрагменты традиционных афганских построек. Конечно, под глиняной штукатуркой скорее всего не саманный кирпич, а гипрок и фанера, но смотрится весьма натурально.



19.08.2010 датский бронеавтомобиль Eagle IV (http://en.wikipedia.org/wiki/Mowag_Eagle) подорвался на самодельном фугасе, были ранены двое солдат. В экспозиции не тот же самый автомобиль, но аналогичный, показывает "как все было". Отдельный рассказ на фотографиях на стенах:





Ладно, возвращаемся в Средневековье. Ворота здания Арсенала (где сейчас и располагается музей) 1614 г. Стали музейным экспонатом еще в 1832 г.



Бесконечные ряды орудий:



Внимание, тест № 2: а это что за штуковина?



Тест № 3: труба на колесах, на пушку не похожа... Что это и зачем?





Многозарядный мушкетон на легком колесном ходу - прообраз автоматических пушек и пулеметов. Заряд из трех стволов выпускался последовательно, от одного запала, заряжание дульное, начало 19 в.:



Ствол британской стальной литой пушки калибра 2 3/4 дюйма. Форма снаряда была оригинальной:





Судя по всему, полевая кухня середины 19 в.:



Вышел на перекур:



Чумовая вещь - очередной плод сумрачного немецкого гения, что-то среднее между САУ и тачанкой. Табличка привычно относит и этот экспонат к Дании, но шильда со словами "Magdeburg Buckau" недвусмысленно говорит, что это тевтонское творчество. В табличке сказано, что эта "37-мм пушка в передвижной башне на конной тяге использовалась в укреплениях Копенгагена", но тактика боевого применения осталась неясной. Если "использовалась в укреплениях", то зачем ей необходимость передвигаться? Если все-таки использовалась на поле боя, то какой смысл бронировать только установку с пушкой, оставляя "двигатель" (т. е. лошадей) незащищенным? Все равно она без лошадей никуда не уедет; опять же, расчет обычного орудия "в случае чего" имеет шанс спастись хотя бы обычным драпом, а из этой конструкции еще нужно успеть вылезти. В общем, все как всегда у немцев - ума палата, а ключ потерян. Fall Barbarossa они так же планировали. :)





Классика жанра - Vickers-Carden-Loyd выпуска июля 33 г. Единственный образец датчане купили в том же году, но на вооружение так и не приняли.



В общем, Дима и Лёша совместными усилиями вплотную подошли к правильному ответу на 1-ый и 3-ий вопросы. Совсем правильный ответ лучше всего объяснить вот этой статьей из Вики: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%8F%D0%B4%D1%80%D0%B0. Соответственно:



- эта "улитка" использовалась для прокаливания ядер - она просто ставилась на костер; двигаясь по спирали, ядра поворачивались и прокаливались равномерно со всех сторон.



- устройство для перевозки раскаленных докрасна ядер от печки (она видна на последнем кадре) к орудию. Отсюда и трубчатая форма, и заслонки, чтобы ядра не выкатывались. Печка ставилась на почтительном расстоянии от орудий, дабы какой-то случайный уголек, попав на пороховые заряды, не уничтожил всю батарею разом, поэтому и появилась необходимость в специальном устройстве для перевозки ядер от печки к орудиям.



- мишень для пристрелки ручного огнестрельного оружия, а также, возможно, и арбалетов. Стальная пята в центре системой рычагов соединена со взведенной пружиной, которая, при попадании в мишень, подкидывает вверх расположенное позади мишени на специальной подставке небольшое ядро - так обозначалось точное попадание.

Это уже более понятные экспонаты, относительно недалекой эпохи первой половины прошлого века - они вполне узнаваемы; если кто-то что-то не узнал, то информация есть на табличках:



Без Голиафа и тут не обошлось. Представлен один из поздних вариантов с двигателем внутреннего сгорания, предположительно Sd. Kfz. 303а:



Этот экспонат можно просто не заметить - он висит под потолком в "магазинной" зоне. Думаю, Fieseler Fi-103, более известный как V-1 (Фау-1), вполне узнаваем - как-никак первая в мире серийно выпускавшаяся и применявшаяся в боевой обстановке крылатая ракета (тогда она называлась "самолет-снаряд", по аналогии - никаких других ракет еще не было, а самолеты уже были). Образец натуральный (не реплика); история его происхождения точно не выяснена (я даже переписывался с музеем по данному поводу) - известно только, что в сентябре 1945 г. данный образец англичане передали датским властям, после чего он и оказался в музее. В теоретических планах будущих поездок у меня стоит и экскурсия по местам создания немецкого "оружия возмездия" (я уже и карту объектов в Google Maps составил), но там уж больно обширная география - от Польши до Франции, плюс еще и пол-Германии исколесить нужно - за один раз точно не управиться. Но полигоны в Пенемюнде и Куммерсдорфе, конечно, хотелось бы когда-нибудь посетить:



Здание, в котором располагается музей, в 17 в. действительно было арсеналом, где хранились самые разные припасы на случай войны. Модель изображает здание на момент завершения постройки в 1611 г.:



27-фунтовая бронзовая пушка немецкой работы 17 в., фото которой я выкладывал в самом начале. Качество литья просто потрясающее - если знать датский язык того времени, то текст вполне можно прочесть:



Не менее потрясающи и резные деревянные корабельные тали той же эпохи:



Идем на второй этаж. Когда входишь в зал, только и остается, что выдохнуть: "Ох!.." Это "Ох!.." потом пришлось выдыхать еще неоднократно.



Это не экспонаты - это инсталляция. Я впервые в жизни увидел, что военный музей может выглядеть не просто как кладовка/сарай/склад и т. п., набитый старым железом, а как объект искусства. На первый взгляд кажется, что "эка невидаль - взяли большой зал, обшили деревом в традиционном скандинавском стиле, понаставили экспонатов, и всего делов". На самом деле все гораздо сложнее - видно, что зал был оформлен относительно недавно, и над его созданием дизайнеры и музейные работники работали совместно. В итоге получилось просто великолепно: никаких излишеств (скандинавы их в принципе не любят - ни в чем), прекрасный доступ ко всем экспонатам, исчерпывающая информация как об экспонатах, так и об эпохе, к ним относящейся, возможности для дальнейшего расширения музея (часть витрин еще не заполнена, плюс осталась половина пространства для будущих экспонатов). Где-то использовали современные компьютерные технологии, а где-то - простые и проверенные решения. Одни экспонаты - в объемных витринах, позволяющих рассмотреть их как минимум с двух сторон, другие - в "плоских" витринах на стенах. Причем очевидно, что размещение экспонатов в определенных витринах четко продумано, а вовсе не хаотично. Обстановка "не давит на мозг", не заставляет поскорее формально дойти до последней витрины, и выйти на свежий воздух, а завлекает. Пока взрослые ходят по залу, детишки могут отдохнуть в мини-игровых зонах, с кубиками, какими-то простейшими играми, цветными карандашами. В общем, датчане создали прямо-таки идеал военно-исторического музея: на первом этаже - крупные экспонаты в классических интерьерах, на втором - мелкие, представленные в современном стиле. В процессе осмотра как-то само собой приходит понимание в общем-то очевидных вещей; что в подобные музеи посетители приходят не для того, чтобы любоваться позолотой люстр, лепниной на стенах, и точностью подгонки гранитных плит облицовки, а для того, чтобы рассматривать экспонаты. Что общедоступный музей должен быть так или иначе удобен и интересен для большинства посетителей, а не для парочки фанатов, упоротых на каких-то отдельных вещах. Что о сложных узкоспециализированных предметах вполне можно рассказать просто, причем так, чтобы это было понятно и интересно самым разным людям. Но были и грустные мысли: вот если бы датским дизайнерам отдать хотя бы половину денег, потраченных на переезд питерского Военно-морского музея (http://miniaviamodel.ru/viewtopic.php?pid=34215#p34215) - какую бы экспозицию они могли бы сделать у нас? И что бы они смогли сделать у себя за такие деньги?.. В каком-то смысле датский Военный музей и питерский Военно-морской - примеры того, как нужно и как НЕ нужно организовывать военно-исторические музеи в современных интерьерах. Ладно, смотрим дальше, а остальные общие комментарии будут по ходу.



Крупные экспонаты расположены в витринах с возможностью просмотра с двух сторон, и перед каждой такой витриной расположен тач-скрин (виден в левом нижнем углу последнего кадра), где можно прочитать о каждом экспонате, найти ссылки на сопутствующую информацию и т. п. Разумеется, стекла витрин все равно бликуют, но тут уж никуда не денешься. А к тач-скринам мы еще вернемся.



В витринах вдоль стен, где выставлены более мелкие экспонаты, не стали "изобретать велосипед", а использовали наиболее удобный способ передачи информации - фанерные доски, на которых трафаретами обозначены экспонаты, и тут же дается их описание. Можно взять "фанерку" в руки (разумеется, есть варианты на разных языках), встать перед витриной, разглядывать экспонаты и тут же читать про них. Когда в наших музеях я встречал типа "современное решение" в виде прозрачных наклеек на витринах, я каждый раз думал: неужели нельзя изобрести что-то более удобное для посетителей? Наклейки с текстом и мешают разглядывать экспонаты, и все равно заставляют постоянно переходить от места, с которого можно прочитать текст на наклейке, к месту, с которого видны сами экспонаты. Оказывается, есть гораздо более удобное решение - почему бы не внедрить его в том же московском Музее Отечественной войны 1812 г., который расположен в бывшем музее Ленина (лично мне эти раздражающие наклейки именно там больше всего запомнились - постоянно мечешься от общего вида витрины к тексту на наклейке :devil: )?



Простейший тест - что это за предметы?


Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 14 лет 10 месяцев 13 дней
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 15 мар 2014, 18:11

Дима, и четвертый раз спасибо!

Закончив с организационными вопросами, продолжим с музеем.

Как известно, большинство людей в истории даже прошлого века ориентируется плохо - что уж там говорить о Средневековье. "Шестнадцатый век... А тогда вообще что было-то?.. Динозавры уже вымерли, или еще нет?.. А Америку уже открыли?.. А то, что Земля круглая, уже знали?..". Для ответа на все подобные вопросы на торцах многих двусторонних витрин есть общеисторические "шпаргалки" - очень любопытные памятки для людей, помогающие им представить ту эпоху, экспонаты которой они рассматривают. Причем информация дается без всякого научного "загруза" - сообщаются разные интересные факты, помогающие людям сориентироваться в Истории вообще, и хотя бы приблизительно представить себе шкалу времени, и последовательность разных событий. Информация на "шпаргалках" дается последовательно, и переходя от одной к другой, можно в общих чертах представить историю развития человечества от сотворения мира до наших дней. Вот, в качестве примера, информация по первой половине 16 в.:

1492 - Колумб открыл Америку
1495 - первая известная запись о шотландском виски
1501 - на карты нанесено созвездие Южный Крест
1508 - Микеланджело подрядился расписывать Сикстинскую капеллу
1513 - Маккиавелли пишет работу "Государь"
1519 - Магеллан начинает кругосветное путешествие
1537 - испанские моряки завезли в Европу картофель
1539 - Библия опубликована на английском языке
1547 - Иван Грозный становится первым царем Всея Руси
1564 - родился Уильям Шекспир
1568 - в Лондоне изобретено бутылочное пиво
1601 - в Праге скончался датский астроном Тихо Браге



Общая планировка создает ощущение пространства и "бесконечности хода истории":



Те экспонаты, которые было бы интересно рассмотреть с разных сторон, именно так и расположены - в двусторонних витринах:



Две витрины посвящены средневековому японскому оружию и доспехам. Где их датчане взяли - непонятно:



Катана и вакидзаси:



Внимание, тест: что за странная вставка в казенную часть орудия? Для чего?



Средневековое церемониальное оружие - потрясающая работа европейских мастеров:



В любой европейской (и не только европейской) стране можно найти кусочек старой России. Вот и здесь: Павел Гудим-Левкович, сын генерала, окончил Пажеский корпус по первому разряду, был камер-пажом императора Александра III, потом окончил Николаевскую академию Генерального штаба (также по первому разряду), участвовал в Русско-японской войне, был ранен, награжден несколькими орденами, к 1917 г. дослужился до генерал-майора - блестящая карьера русского офицера и дворянина. С 1909 по 1916 гг. был русским военным атташе в Греции, после революции эмигрировал во Францию. В эмиграции Гудим-Левкович начал собирать коллекцию, посвященную истории русской императорской армии - униформу, награды, оружие, различные памятные предметы. В своем доме в Каннах он открыл музей. Убежденный монархист, Гудим-Левкович в 1942 г. решил подарить свою коллекцию Дании - родине жены Императора Александра III, Императрицы Александры Федоровны, урожденной датской принцессы Дагмары. Вскоре и сам Гудим-Левкович переехал в Данию. В 1953 г. он вернулся во Францию, где умер в том же году в возрасте 80 лет. Часть коллекции теперь выставлена в Военном музее Копенгагена:



Фанерные доски с описанием экспонатов очень удобны, информация о конкретных экспонатах дается на лицевой стороне, дополнительная/общая - на оборотной:





Японский эрзац-кинжал - видимо, чей-то трофей Русско-японской войны:



На создание этой модели корабля Trefoldigheden ("Святая Троица") - флагмана датского флота в битве со шведами при Кольберге в 1644 г., - в масштабе 1:30 ушло 5 лет, с 1985 по 1990 гг.:



Шведские бомбы 17 в. и преимущества тач-скрина - можно вызвать несколько ссылок по сопутствующим вопросам:



Другие деревянные модели кораблей:



Униформа и оружие шведской армии конца 17 - начала 18 вв. Именно в таких желтых мундирах шведы шли в бой в Полтавском сражении:



Еще одна историческая справка:

1653 - завершено строительство мавзолея Тадж-Махал в Индии
1660 - соединенное королевство Дании и Норвегии стало абсолютной монархией
1664 - британцы отвоевали Новый Амстердам, который был переименован в Новый Йорк (Нью-Йорк)
1667 - первый задокументированный случай переливания крови
1676 - датский астроном Оле Рёмер впервые вычислил скорость света
1681 - в Копенгагене появились первые уличные фонари
1685 - родился Иоганн-Себастьян Бах
1693 - последний случай казни ведьмы в Копенгагене
1700 - в Дании и Норвегии принят Грегорианский календарь
1711 - эпидемия чумы в Копенгагене
1713 - появились первые датские банкноты
1719 - опубликован роман Даниэля Дефо "Робинзон Крузо"



"Война за чертежной доской" - витрины, рассказывающиея о самых разных графических материалах, так или иначе посвященных военному делу - картах, схемах укреплений, чертежах оружия и т. п.



Великой Северной войне (в нашей историографии она называется просто Северной войной) посвящен отдельный стенд:



"Седло из Алжира" - подарок алжирского властителя датскому королю Фредерику IV, 1819 г.:



Надписи на витринах не лишены юмора - то From Russia with Love, то You Can Leave Your Hat On :). Коллекция самых разных военных головных уборов:



"Королевская спецодежда" - повседневная одежда датских монархов разных эпох:



Английское ядро, застрявшее в обшивке датского корабля Infødsretten во время Копенгагенского сражения 1801 г. К тому времени толщина бортов деревянных кораблей доходила до полутора метров, и зачастую ядра не могли пробить их насквозь:



Ведро для гашения тех самых калёных ядер, о которых говорилось ранее. Также артефакт с затонувшего корабля, как и предыдущий:



"Мир наград" - ордена и медали всех стран и народов:



"Большие пушки становятся маленькими" - модели артиллерийских орудий:



Вот в таком "гробике" - закрытых носилках - выносили раненых с полей Первой Мировой войны на западном фронте. "Какбэ намекает", но хоть какая-то защита от шальных пуль и осколков:



Первая Мировая также стала периодом расцвета военно-полевой хирургии; представлены самые разные хирургические инструменты, протезы и прочие медицинские приспособления:



Несколько витрин посвящены непосредственно Первой Мировой войне:



А это уже Вторая Мировая. В европейских музеях о ней рассказывается нейтрально и политкорректно - "да, была такая война - сначала Первая Мировая, потом Вторая". С одной стороны, это правильно - мое глубокое убеждение, что музей не должен давать никаких политических оценок, он должен просто демонстрировать исторические артефакты и рассказывать о связанных с ними событиях. Иначе музеи просто исчезнут - кому-то не понравится нацистская символика, кому-то коммунистическая, кого-то оскорбит лицезрение экспоната, с которым связаны какие-то личные негативные переживания. А с другой стороны, европейцам рассказывать о Второй Мировой фактически нечего - исключение тут разве что англичане и югославы. Поведать о том, как Гитлер меньше, чем за 2 года, и без особых усилий захватил почти всю Европу, после чего десятки тысяч европейцев (в том числе из вроде как нейтральных стран, типа Швеции и Испании) совершенно добровольно встали под знамена Вермахта и СС и участвовали в "крестовом походе против большевизма" - вроде как некрасиво. Хотя датчанам тут есть, о чем рассказать - и про добровольческий корпус СС Данмарк, почти полностью полегший в Демянском котле, и про 11-ую добровольческую танково-гренадерскую дивизию СС Нордланд (Ленинград, "битва европейских СС" под Нарвой, Курляндский котел), и про 5-ую добровольческую танково-гренадерскую дивизию СС Викинг, которая аж до Северного Кавказа дошла. Но рассказов про эти "подвиги" в современной Европе могут не понять. Хотя финны в данном случае поступили максимально честно - в музее пехоты в Миккели (я этот отчет выкладывал, но поиск по сайту не работает, так что дать ссылку не могу :( ) есть отдельный зал, рассказывающий о боевом пути финского добровольческого батальона в составе той же дивизии СС Викинг. Рассказывать о том, как все поголовно жители оккупированных стран были в Сопротивлении - так никто не поверит, потому как сопротивлялись единицы, а все остальные жили в гитлеровском "Евросоюзе" вполне комфортно. Собственно, пропорции участия европейцев (в данном случае датчан) в войне на той или иной стороне хорошо видны по размеру витрин с экспонатами.

Это витрина, рассказывающая о Сопротивлении. Оружие - либо самодельное, либо то, которое англичане переправляли группам подпольщиков:



А это уже немецкие витрины:



"В тени железного занавеса" - противостояние времен Холодной войны:



Датский контингент в Югославии:



"В солдатских ботинках" - начиная с 19 в., датское военно-интендантское ведомство закупало комплектные образцы военной формы в разных странах для сравнения и испытаний. Сейчас все они хранятся в Военном музее как Коллекция исторических образцов. В витрине представлены полные комплекты американской пехотной и кавалерийской униформы, купленные в 1858 г. (насколько я понимаю, выставленные предметы периодически меняются) - даже в самих США не сохранилось столь полных комплектов данной униформы в столь идеальном состоянии. Представлено все - от нижнего белья до сёдел и одеял:



Датский контингент в Афганистане. Представлено в том числе и оружие моджахедов - британская винтовка Ли-Энфилд начала прошлого века и какая-то из бесчисленных модификаций "калаша", возможно, румынская:



Это уже "иракский" раздел. Американский ПТРК FGM-148 Javelin (http://ru.wikipedia.org/wiki/FGM-148_Javelin) - один из наиболее современных образцов подобного оружия, и один из самых дорогих - пусковая установка стоит около 100 тыс. долларов, каждая ракета - около 50 тыс. долларов. Интересно, что на вооружении датской армии данный образец вооружения не состоит - под шумок утащили у американцев?.. :D



Пехотный шлем иракской армии.



Те самые игральные карты с портретами высших руководителей Ирака, выдававшиеся солдатам антииракской коалиции для "быстрого опознавания". Оказывается, Саддам Хуссейн был тузом пик:



Униформа датского пехотинца в Ираке. Сзади ранец с водой (или каким-то питательным раствором), обезвоживание - опасная вещь:



Крыло истребителя F-16 с подвеской управляемых авиабомб и ракет Sidewinder - не экспонат, а просто предмет интерьера:



Пока вы рассматриваете экспонаты, ваша спутница, которой все это малоинтересно, может подобрать себе в магазине какое-то украшение "по мотивам" - в виде солдатского жетона, пули, или датской королевской короны. :)



Отчет окончил!



Вернуться в Авиационные и технические музеи мира



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 0 пользователей и гости: 0