ТЕМА ПЕРЕНЕСЕНА ИЗ МУЗЕЙНОЙ ВЕТКИ
Музей: Датский музей авиации (Danmarks Flymuseum)
Адрес: Lufthavnsvej 1, 6900 Skjern, Denmark
Как добраться: не представляю, как туда можно добраться без машины - это классическая глубинка на самом западе Дании, почти на побережье, вдали от крупных городов.
Сайт: http://flymuseum.dk (на датском, перевод на другие языки осуществляется автоматически с помощью Bing Translator)
Часы работы: каждый год меняются; в этом году музей работал с 15-го марта по 31-е октября с 10 ч. до 15, 16 или 17 ч. (в разные сезоны), с 1-го ноября по 14-е марта принимаются только группы по предварительной заявке. В любом случае, при посещении таких относительно небольших местных музеев имеет смысл заранее уточнять график их работы, потому как еще можно нарваться на внезапные выходные дни, посвященные совершенно неизвестным у нас праздникам.
Вход: 60 крон (примерно 350 руб.)
Снимков снаружи всего несколько - уже начинался шторм. Самолет на входе - классический Spitfire, модификацию нужно уточнить в хорошем путеводителе с фото всех натурных самолетов, который я там приобрел (дополню информацию позже). Музей расположен рядом с аэродромом малой авиации Stauning - многие музейные экспонаты находятся в состоянии летной годности и летом увеселяют публику полетами:
В небольшом магазинчике при входе приятно видеть и отечественную продукцию:
По музею проложен маршрут для посетителей, чтобы люди осматривали экспонаты в хронологическом порядке, но вход осуществляется через последний зал. Увидев его, даже как-то забываешь про "хронологию" - хочется сразу бежать прямо туда. Вертолет - Sikorsky S-55C, состоял на вооружении с 57 по 66 гг., использовался для поисково-спасательных операций:
У входа в зал - аттракцион для детишек, кабина истребителя-бомбардировщика F-84G Thunderjet. Подробности о самолете, чью кабину использовали, указаны в табличке:
На входе в первый зал - экспозиция, посвященная датскому изобретателю и пионеру авиации Якобу Эллехаммеру (я о нем уже как-то рассказывал). Выставлена полномасштабная реплика его первого самолета - именно на нем 12 сентября 1906 г. был осуществлен первый в Европе полет на приводном летательном аппарате тяжелее воздуха. Оснащенный 3-цилиндровым радиальным двигателем мощностью 18 л. с. (также конструкции Эллехаммера), самолет пролетел 42 м. на высоте примерно 40 см от земли. Правда, самолет был для надежности привязан к столбу, поэтому первым в Европе полетом самолета официально считается полет Альберто Сантос-Дюмона в Париже 23 октября 1906 г. Реплика "летающей машины" Эллехаммера была построена в 1986 г. к 80-летию первого полета, оснащена 24-сильным двигателем, и летом в хорошую погоду тоже летает.
Малоизвестный у нас американский легкий вертолет Enstrom F-28A впервые поднялся в небо в 65 г. и выпускается до сих пор, сделано уже свыше 1200 шт.
В экспозиции есть несколько интересных двигателей; General Electric J79 - от Lockheed F-104G Starfighter, а разобранный для лучшего обзора конструкции Rolls-Royce Derwent Mk 5 - от Gloster Meteor.
У этого самолета таблички не было, а зря - самолет-то редкий, Aerospatiale SN-601 Corvette 100, единственная попытка компании Aerospatiale выйти на рынок бизнес-джетов в конце 60-ых - начале 70-ых гг. Но попытка оказалась неудачной, и выпустили всего 40 самолетов, включая прототипы. Данный экземпляр летал до 2005 г.
Bücker Bü 181 Bestmann - немецкий УТС конца 30-ых гг. Представленный экземпляр - один из 125-ти самолетов, построенных по лицензии в 44 - 46 гг. шведской компанией Hägglund & Söner AB. Раскраска, соответственно, шведских ВВС, где самолет и использовался.
Интересный агрегат - британский аэродромный заправщик Thompson P.505 образца 35 г. Трехколесная машина с двигателем 10 л. с. и цепным приводом на заднюю ось, имела 2 раздельных танка, левый для 500 галлонов (2273 л.) бензина, правый для 50 галлонов (227 л.) масла. В 46 г. компания Shell приобрела 2 такие машины для работы в копенгагенском аэропорту Kastrup.
De Havilland D. H. 106 Dove - британская послевоенная классика для местных линий, только левый предкрылок почему-то отсутствует. Представлен вариант Dove 6 постройки 56 г., появившийся в Дании в 69 г. и 10 лет летавший в компании Cimber Air в том числе между Копенгагеном и Стаунингом - тем самым нынешним аэродромом малой авиации, рядом с которым и расположен музей. Сейчас регулярных пассажирских рейсов там уже давно нет.
Несколько интересных мелкосерийных самолетов: американский "набор сделай сам" Hummel Bird 98 г. (они собирались из комплектов в Дании с 95 по 98 гг.), аналогичный французский Druine D.31 Turbulent (разработка 50-ых гг., выпускались до 80-ых), датский ультралегкий самолет WAP 2,01 производства Wendell Aircraft Production 2000 г., датский же двухмоторный Hollsmidt HT-1 64 г. (да, в виде наборов для самостоятельной сборки предлагались и двухмоторные самолеты), и причудливо выглядящий австралийский опылитель посевов Transavia PL-12 Airtruck 73 г. - сейчас он реставрируется, но вообще это единственный в Европе образец данного самолета в состоянии летной годности.
Классика легких самолетов: американский Piper Cub PA-16 Clipper 49 г., британский Auster Mk. I (военная версия Taylorcraft Plus D) конца 40-ых гг., Piper Cub J/3-F-50 лицензионной датской постройки 39 г., бельгийский Stampe S. V. 4B 50-ых гг., британские de Havilland D. H. 82A Tiger Moth 30-ых гг. и D. H. 87B Hornet Moth 34 г. Hornet Moth - старейший летающий самолет в Дании.
Уголок с моделями. Наших немного (как и во всех западных музеях), но встречаются. Avro Lancaster из конструктора Lego впечатляет.
Кресла в небольшом кинозале - естественно, самолетные.
Уголок Второй Мировой войны на входе во второй зал. Ну, Willys MB вполне обычный, а вот самолет интересный - его я видел впервые. Это Supermarine Spitfire Mk IXe, модель 42 г. - самая массовая модификация знаменитого истребителя, с 2-мя 20-мм пушками и 2-мя пулеметами 12,7 мм. В 48 г. Дания получила 39 таких самолетов плюс 3 сделанных на его базе фоторазведчика PR Mk XI для ВВС и морской авиации. Последний Спитфайр был снят с вооружения в 55 г.
Второй зал посвящен истории датской авиации, но сначала посетители видят эту смешную "летающую блоху" (именно так переводится название самолета Pou-du-ciel) французского конструктора Анри Минье. Это была первая попытка (33 г.) сконструировать самолет, который мог построить и которым мог управлять любой желающий. Аэродинамическая схема "тандем", роль стабилизатора играет жестко установленное заднее крыло, а переднее, с изменяемым углом атаки, позволяло управлять самолетом по тангажу (управления по крену не было вовсе). Подобные самолеты массово строились любителями по всей Европе и Америке, также и в СССР, но управление самолетом было далеко не простым - немалое количество начинающих пилотов разбилось. Тем не менее, энтузиасты продолжают строить различные варианты этого самолета и по сей день:
Уточнил в музейном путеводителе данные по некоторым экспонатам. Как выяснилось, реплика первого самолета Эллехаммера все-таки не летает - по полю рулит, но взлететь не может, хотя по всем расчетам должна. Обнаружилась проблема с передачей крутящего момента от двигателя на пропеллер. Bücker Bü 181 Bestmann построен в 1945 г., бельгийский Stampe S. V. 4B - в 1955 г. (и до 1976 г. летал в ВВС Бельгии), de Havilland D. H. 82A Tiger Moth - в 1941 г.
Продолжим понемногу. Второй зал посвящен в основном самолетам непосредственно датского производства. При словосочетании "авиапромышленность Дании" даже у знатока авиации, скорее всего, возникнет недоумение. Но тем не менее, данная авиапромышленность существовала; фактически единственным датским "промышленным" производителем самолетов (не считая многочисленных в 20 - 40-ые гг. "гаражных" производителей) была компания Kramme & Zeuthen (сокращенно KZ; так же обозначались и все выпущенные ею самолеты), основанная в 1937 г. После войны компания была переименована в Skandinavisk Aero Industri A/S (сокращенно SAI) и просуществовала до 1954 г. В данном музее присутствуют все выпущенные данной компанией самолеты, в том числе планеры; некоторые в виде реплик, но большинство - в виде натуральных самолетов. Конечно, для жителей родины Ильюшина и Туполева, где когда-то производились Ту-144, МиГ-25 и Буран, да и теперь производятся кое-какие летательные аппараты, это может показаться невеликим достижением, но я вполне понимаю датчан, для которых эти единственные сохранившиеся экземпляры и без того далеко не массовых самолетов - важная часть исторического и технического наследия. Представьте, если бы у нас в каком-то музее сохранились ВСЕ самолеты конструкции, допустим, Поликарпова, от И-1 до ТИС, причем большинство в виде натуральных образцов - как бы это было бы здорово!..
Экспонаты перечислены не в хронологическом порядке, а в "порядке осмотра".
Артиллерийский корректировщик KZ X, созданный в 51 г. по заказу датской армии. После того, как из 12-ти построенных экземпляров 4 разбились в авариях, данный тип в 54 г. был выведен из эксплуатации. Сохранился единственный экземпляр:
Летающая "скорая помощь" KZ IV. Были построены всего 2 самолета, один в 44 г., второй в 49-м. Сохранились оба; здесь представлен ранний, а поздний я видел (и фото выкладывал) в Danmarks Tekniske Museum.
Цельнодеревянный самолет для воздушной акробатики KZ VIII. В 49 г. были построены 2 экземпляра, второй находится в частном владении в Англии:
KZ I, самый первый самолет постройки Kramme & Zeuthen 37 г. Конструкция цельнодеревянная, со складывающимися крыльями. Оригинал был утрачен во время Второй мировой войны, представленная реплика была построена в 88 г.
KZ III - изначально самолет общего назначения, позднее использовавшийся в качестве медицинского, и для военных нужд. Прототип построен в 44 г., остальные 64 шт. в 46 г.
KZ IIT (Træner)- учебно-тренировочный самолет 46 г. Всего построено 15 самолетов, 5 из которых сохранились до сегодняшнего времени.
KZ IIS (Sport) - двухместный "спортивный" самолет 38 г. Всего было построено 16 шт., сохранился единственный экземпляр.
Самолет общего назначения KZ VII. В 46 - 47 гг. было построено 56 экземпляров, и еще 22 шт. сгорели во время пожара на заводе в 47 г.
KZ IIK (Kupé) - в 37 г. построено 14 самолетов, сохранилось 4 из них - один в данном музее, еще 2 до сих пор летают в Дании, и еще один в Швейцарии.
Раритет - самый первый датский военный самолет. Этот B & S Monoplan III был построен в единственном экземпляре на судоверфи Burmeister & Wain в 1911 г., и использовался для первоначального обучения. Управление по крену и тангажу - изгибанием крыла целиком с помощью тросовых тяг. Эксплуатировался в 12 - 13 гг.
В 26 г. Военно-морские силы Дании приобрели 3 британских истребителя Hawker Woodcock. По заказу клиента самолеты были модифицированы и получили в Дании название Dankok. Еще 12 самолетов были построены в Дании по лицензии.
Поправка: по датским источникам, компания - производитель самолетов KZ с самого начала называлась Skandinavisk Aero Industri A/S, а аббревиатура KZ (по первым буквам фамилий основателей компании) распространялась только на обозначения самолетов.