Финляндия: автомобильный музей Южной Карелии, Иматра
Добавлено: 15 мар 2014, 16:10
ТЕМА ПЕРЕНЕСЕНА ИЗ МУЗЕЙНОЙ ВЕТКИ
Дальше у нас Автомобильный музей Южной Карелии (Etelä-Karjalan Automuseo).
Адрес: Harmaakalliontie 5, 55300 Rauha - фактически это окраина городка Иматра, но формально уже другой населенный пункт.
Часы работы: со вторника по субботу с 10 до 14, воскресенье с 10 до 18, понедельник выходной. Музей открыт только летом (в этом году со 2 мая по 28 августа), но если позвонить заранее, то можно договориться о посещении и во внеурочное время.
Сайт: своего сайта нет, краткая информация есть тут: http://www.etelakarjalanmuseot.fi/south-karelian-motor-museum/
Вход: 5 евро
Бесспорно, жемчужина коллекции - Daimler Straight Eight 1939 г. Всего 3 подобные машины были изготовлены по заказу британской королевской семьи. Панели кузова были частично сделаны из алюминия для снижения веса, многие системы были дублированы для повышения надежности, имелся внутренний телефон для связи с водителем при закрытой стеклянной перегородке, обеспечивавшей конфиденциальность общения пассажиров. Кузов типа "ландо" с откидывающейся задней частью крыши. Вот с этим-то кузовом и вышла промашка - производитель рассчитывал, что во время торжественных церемоний августейшие особы будут приветствовать своих подданных сидя, и откидная часть крыши была сделана для лучшего обзора. Но во время парадов и прочих аналогичных мероприятий монарх, как правило, приветствовал зрителей стоя, а встать там было негде - места за сиденьями не было, встать перед сиденьями мешала слишком короткая откидная часть крыши, а представить, что Ее Величество королева Елизавета II полезет на сиденье "с ногами" было сложно. В итоге один из экземпляров неудачной машины продали шведскому королевскому дому, а потом он оказался в Финляндии. Один из финских владельцев, который и передал машину музею, одновременно с Дэймлером купил еще и 10 машин Шевроле - Дэймлер оказался дороже всех 10 Шевроле, вместе взятых. Автомобиль последний раз выезжал на дорогу в 1955 г. и является единственным экспонатом музея, который находится НЕ на ходу.
Москвич 401, скорее всего, официально экспортировался в Финляндию. Омыватель ветрового стекла, видимо, признак экспортного исполнения - я сомневаюсь, что такая "фича" была у машин, продававшихся в СССР. Интересно, что хозяева музея явно слышали о позднесоветской традиции класть армейские и милицейские фуражки на заднюю полку автомобиля, но не поняли ее смысла. В итоге там лежит фуражка... железнодорожника, которая не произвела бы на советских ГАИшников абсолютно никакого впечатления, в отличие от фуражки военного или милиционера, для чего они, собственно, туда и клались - считалось, что "в случае чего" сотрудники ГАИ отнесутся к военному или тем более милиционеру благосклоннее, да и остальные участники движения будут с ними осмотрительнее.
У нашего Москвича 401 две форсунки омывателя стекла, а у хваленого немецкого Жука всего одна - стыд и позор!
Еще один интересный образец - фактически стандартный БМВ 324 еще довоенной модели, но производства 1953 г., и поэтому продающийся под маркой ЕМВ, Eisenacher Motorenwerk. После раздела Германии на ФРГ и ГДР торговая марка БМВ осталась за баварцами, а завод в Айзенахе, где ранее и собирали эту модель, оказался на территории ГДР - отсюда и малоизвестная аббревиатура EMB. Вскоре на заводе в Айзенахе начали собирать собственную марку автомобилей Wartburg.
Да, наши мотоциклы ИЖ и Урал тоже экспортировались, в том числе и в капиталистическую Финляндию.
Как историк, я никак не мог пройти мимо этой чудной карты. Дата издания не указана, но явно до 1939 г. - весь Карельский перешеек и половина Ладоги еще финские, да и Ивангород с прилегающим районом еще эстонские.
В линейке мотоциклов интересны все - и чехословацкая Jawa, и малоизвестный западногерманский Donau, и еще менее известный ГДРовский AWO, и индийский Enfield, и шведская Husqvarna (да-да, она не только газонокосилки и бензопилы делает).
Один из залов превращен в автослесарную мастерскую 30 - 50-ых гг., причем превращен, похоже, самым естественным образом:
Два следующих экспоната стоят... друг на друге ввиду недостатка места, и снимать их пришлось по частям, еле протискиваясь вокруг. Про грузовик удалось выяснить только то, что это Volvo, а про деревянный агрегат сверху более подробно рассказывает табличка. В 1952 г. инженер Кай Сильвеннойсен построил этот автомобиль на шасси Фиат 101, с 1,5-литровым мотором мощностью 23 л. с., и назвал его KS Special Fiat 52. Построил... и забыл про него - автомобиль был случайно обнаружен в каком-то сарае в 2006 г. Сейчас понемногу восстанавливается.
Трактор - американский Oliver Standard type 70 1948 г.; на верхней полке - канистры 20 - 30-ых гг.
Эти два красавца стояли рядом в отдельном ангаре, поэтому их я снимал тоже по частям - в музее попутно шел ремонт, и возможно, некоторые экспонаты пришлось уплотнить. Форд датировать не удалось, но скорее всего, он послевоенный, а "полуторка" Шевроле 1939 г.; газогенератор поставили в 1941 г., укоротив кузов.
Как водится во всех подобных зарубежных музеях, экспонаты по основной тематике дополняются самыми разными прочими - вот аудиотехника самых разных времен:
Тут же антикварные бензопилы:
Sony Trinitron изначально выглядел вот так:
Классический дизайн 80-ых... В те годы японский "двухкассетник" был предметом гордости обладателей и зависти тех, у кого его не было:
А вот практически история телефонов Nokia в натурных образцах. Я еще помню телефоны а-ля "полевая рация", как на втором снимке, в начале 90-ых:
Еще один мотоциклетный уголок. Игрушечные автомобиль и мотороллер на последних снимках - советские, тоже экспортировались:
Идем дальше. Центральный вход в музей, больше похожий на что-то среднее между небольшим офисом и непосредственно музейным залом, был закрыт по случаю ремонта:
На второй этаж, где размещена чуть ли не основная часть экспозиции, ведет неприметная лестница в углу - мы ее обнаружили фактически случайно, а то так бы и ушли, не увидев половину экспонатов. Наверху у лестницы стоит вот такая мотоколяска неизвестного происхождения:
Общий вид и часть экспонатов. Особенно впечатлил монументальный Dodge Coronet. Интересно, что финны - традиционные любители классических американских авто. Сейчас их на дорогах стало уже не так много, но в середине 90-ых классические американские "чемоданы" огромных размеров 60 - 70-ых гг. встречались регулярно. На чем основывается такая любовь именно финнов и именно к американским машинам - не берусь судить.
На втором фото - "дизайнерский" шведский велосипед 80-ых гг.:
К сожалению, к конным повозкам - двум каретам и пожарной линейке - пробраться поближе никак не удалось, они стояли у стены и были плотно заставлены другими экспонатами. Табличка у одной из карет ясности тоже не внесла - общими фразами расписано, что карета использовалась для доставки важных гостей в некое поместье. Дата производства указана расплывчато - "на рубеже столетия".
При осмотре этого мотороллера Vespa выяснилось, что двери всех машин открыты, и салон можно фотографировать без "стеклянных" помех. Впрочем, вскоре я пожалел о своем открытии - в музей откуда не возьмись набижала толпа наших соотечественников с детьми, каковые дети тут же начали залезать во все машины, аки стая гамадрилов. Детей я вполне понимаю, но руководство музеев, запирающих экспонаты, понимаю еще больше.
Насколько я понял, именно на этом аквабайке Kawasaki финские спортсмены одержали победу на Кубке мира 94 г. и на Чемпионатах мира 95, 96 и 97 гг.
Еще одна мотоколяска, оставшаяся неизвестной:
Да, еще недавно такие Ауди вовсю разъезжали по дорогам, а теперь они тоже достойны быть музейным экспонатом. Судя по всему, большие клавиши на боковых стенках приборного щитка были модны в начале 80-ых - наша "десятка" и тут опоздала:
Автомобиль, похожий на нашу 21-ую Волгу, не имел ни таблички, ни каких-либо маркировок спереди, а сзади к нему было никак не подойти, поэтому он остался неизвестным. Talbot Solara 82 г. - классика начала 80-ых. Обратите внимание на схожесть с нашим Москвичом-2141 как снаружи, так и внутри:
А в этом Opel Olympia Rekord 53 г. явно угадываются мотивы нашего 402-го Москвича:
Этот Austin явно хочет казаться родственником Jaguar:
Morris, но не легендарный Mini, а какой-то другой модели, хотя и очень на него похож. Таблички и тут не было:
Количество советских/российских автомобилей на финских дорогах за последние годы заметно уменьшилось, Москвичи и "копейки" уже стали редкостью, хотя "пятерки", "девятки", "десятки" и Нивы еще встречаются. Детский автомобиль на крыше Москвича тоже отечественного производства, как и тот, что изображен на последних фото.
На первом этаже во всяких углах стоят будущие экспонаты - то ли были сдвинуты на время ремонта помещения, то ли будут реставрироваться:
Будущие экспонаты стоят и во дворе - когда-нибудь и до этих тракторов и мотоблоков дойдут руки...
...и они превратятся вот в такого красавца - настоящий американский Fordson, с плугом и на сдвоенных колесах:
VW Kaefer и Morris Minor, оба в отличном состоянии и на ходу, "обозначают" музей и завлекают посетителей:
Отчет окончил!
Дальше у нас Автомобильный музей Южной Карелии (Etelä-Karjalan Automuseo).
Адрес: Harmaakalliontie 5, 55300 Rauha - фактически это окраина городка Иматра, но формально уже другой населенный пункт.
Часы работы: со вторника по субботу с 10 до 14, воскресенье с 10 до 18, понедельник выходной. Музей открыт только летом (в этом году со 2 мая по 28 августа), но если позвонить заранее, то можно договориться о посещении и во внеурочное время.
Сайт: своего сайта нет, краткая информация есть тут: http://www.etelakarjalanmuseot.fi/south-karelian-motor-museum/
Вход: 5 евро
Бесспорно, жемчужина коллекции - Daimler Straight Eight 1939 г. Всего 3 подобные машины были изготовлены по заказу британской королевской семьи. Панели кузова были частично сделаны из алюминия для снижения веса, многие системы были дублированы для повышения надежности, имелся внутренний телефон для связи с водителем при закрытой стеклянной перегородке, обеспечивавшей конфиденциальность общения пассажиров. Кузов типа "ландо" с откидывающейся задней частью крыши. Вот с этим-то кузовом и вышла промашка - производитель рассчитывал, что во время торжественных церемоний августейшие особы будут приветствовать своих подданных сидя, и откидная часть крыши была сделана для лучшего обзора. Но во время парадов и прочих аналогичных мероприятий монарх, как правило, приветствовал зрителей стоя, а встать там было негде - места за сиденьями не было, встать перед сиденьями мешала слишком короткая откидная часть крыши, а представить, что Ее Величество королева Елизавета II полезет на сиденье "с ногами" было сложно. В итоге один из экземпляров неудачной машины продали шведскому королевскому дому, а потом он оказался в Финляндии. Один из финских владельцев, который и передал машину музею, одновременно с Дэймлером купил еще и 10 машин Шевроле - Дэймлер оказался дороже всех 10 Шевроле, вместе взятых. Автомобиль последний раз выезжал на дорогу в 1955 г. и является единственным экспонатом музея, который находится НЕ на ходу.
Москвич 401, скорее всего, официально экспортировался в Финляндию. Омыватель ветрового стекла, видимо, признак экспортного исполнения - я сомневаюсь, что такая "фича" была у машин, продававшихся в СССР. Интересно, что хозяева музея явно слышали о позднесоветской традиции класть армейские и милицейские фуражки на заднюю полку автомобиля, но не поняли ее смысла. В итоге там лежит фуражка... железнодорожника, которая не произвела бы на советских ГАИшников абсолютно никакого впечатления, в отличие от фуражки военного или милиционера, для чего они, собственно, туда и клались - считалось, что "в случае чего" сотрудники ГАИ отнесутся к военному или тем более милиционеру благосклоннее, да и остальные участники движения будут с ними осмотрительнее.
У нашего Москвича 401 две форсунки омывателя стекла, а у хваленого немецкого Жука всего одна - стыд и позор!
Еще один интересный образец - фактически стандартный БМВ 324 еще довоенной модели, но производства 1953 г., и поэтому продающийся под маркой ЕМВ, Eisenacher Motorenwerk. После раздела Германии на ФРГ и ГДР торговая марка БМВ осталась за баварцами, а завод в Айзенахе, где ранее и собирали эту модель, оказался на территории ГДР - отсюда и малоизвестная аббревиатура EMB. Вскоре на заводе в Айзенахе начали собирать собственную марку автомобилей Wartburg.
Да, наши мотоциклы ИЖ и Урал тоже экспортировались, в том числе и в капиталистическую Финляндию.
Как историк, я никак не мог пройти мимо этой чудной карты. Дата издания не указана, но явно до 1939 г. - весь Карельский перешеек и половина Ладоги еще финские, да и Ивангород с прилегающим районом еще эстонские.
В линейке мотоциклов интересны все - и чехословацкая Jawa, и малоизвестный западногерманский Donau, и еще менее известный ГДРовский AWO, и индийский Enfield, и шведская Husqvarna (да-да, она не только газонокосилки и бензопилы делает).
Один из залов превращен в автослесарную мастерскую 30 - 50-ых гг., причем превращен, похоже, самым естественным образом:
Два следующих экспоната стоят... друг на друге ввиду недостатка места, и снимать их пришлось по частям, еле протискиваясь вокруг. Про грузовик удалось выяснить только то, что это Volvo, а про деревянный агрегат сверху более подробно рассказывает табличка. В 1952 г. инженер Кай Сильвеннойсен построил этот автомобиль на шасси Фиат 101, с 1,5-литровым мотором мощностью 23 л. с., и назвал его KS Special Fiat 52. Построил... и забыл про него - автомобиль был случайно обнаружен в каком-то сарае в 2006 г. Сейчас понемногу восстанавливается.
Трактор - американский Oliver Standard type 70 1948 г.; на верхней полке - канистры 20 - 30-ых гг.
Эти два красавца стояли рядом в отдельном ангаре, поэтому их я снимал тоже по частям - в музее попутно шел ремонт, и возможно, некоторые экспонаты пришлось уплотнить. Форд датировать не удалось, но скорее всего, он послевоенный, а "полуторка" Шевроле 1939 г.; газогенератор поставили в 1941 г., укоротив кузов.
Как водится во всех подобных зарубежных музеях, экспонаты по основной тематике дополняются самыми разными прочими - вот аудиотехника самых разных времен:
Тут же антикварные бензопилы:
Sony Trinitron изначально выглядел вот так:
Классический дизайн 80-ых... В те годы японский "двухкассетник" был предметом гордости обладателей и зависти тех, у кого его не было:
А вот практически история телефонов Nokia в натурных образцах. Я еще помню телефоны а-ля "полевая рация", как на втором снимке, в начале 90-ых:
Еще один мотоциклетный уголок. Игрушечные автомобиль и мотороллер на последних снимках - советские, тоже экспортировались:
Идем дальше. Центральный вход в музей, больше похожий на что-то среднее между небольшим офисом и непосредственно музейным залом, был закрыт по случаю ремонта:
На второй этаж, где размещена чуть ли не основная часть экспозиции, ведет неприметная лестница в углу - мы ее обнаружили фактически случайно, а то так бы и ушли, не увидев половину экспонатов. Наверху у лестницы стоит вот такая мотоколяска неизвестного происхождения:
Общий вид и часть экспонатов. Особенно впечатлил монументальный Dodge Coronet. Интересно, что финны - традиционные любители классических американских авто. Сейчас их на дорогах стало уже не так много, но в середине 90-ых классические американские "чемоданы" огромных размеров 60 - 70-ых гг. встречались регулярно. На чем основывается такая любовь именно финнов и именно к американским машинам - не берусь судить.
На втором фото - "дизайнерский" шведский велосипед 80-ых гг.:
К сожалению, к конным повозкам - двум каретам и пожарной линейке - пробраться поближе никак не удалось, они стояли у стены и были плотно заставлены другими экспонатами. Табличка у одной из карет ясности тоже не внесла - общими фразами расписано, что карета использовалась для доставки важных гостей в некое поместье. Дата производства указана расплывчато - "на рубеже столетия".
При осмотре этого мотороллера Vespa выяснилось, что двери всех машин открыты, и салон можно фотографировать без "стеклянных" помех. Впрочем, вскоре я пожалел о своем открытии - в музей откуда не возьмись набижала толпа наших соотечественников с детьми, каковые дети тут же начали залезать во все машины, аки стая гамадрилов. Детей я вполне понимаю, но руководство музеев, запирающих экспонаты, понимаю еще больше.
Насколько я понял, именно на этом аквабайке Kawasaki финские спортсмены одержали победу на Кубке мира 94 г. и на Чемпионатах мира 95, 96 и 97 гг.
Еще одна мотоколяска, оставшаяся неизвестной:
Да, еще недавно такие Ауди вовсю разъезжали по дорогам, а теперь они тоже достойны быть музейным экспонатом. Судя по всему, большие клавиши на боковых стенках приборного щитка были модны в начале 80-ых - наша "десятка" и тут опоздала:
Автомобиль, похожий на нашу 21-ую Волгу, не имел ни таблички, ни каких-либо маркировок спереди, а сзади к нему было никак не подойти, поэтому он остался неизвестным. Talbot Solara 82 г. - классика начала 80-ых. Обратите внимание на схожесть с нашим Москвичом-2141 как снаружи, так и внутри:
А в этом Opel Olympia Rekord 53 г. явно угадываются мотивы нашего 402-го Москвича:
Этот Austin явно хочет казаться родственником Jaguar:
Morris, но не легендарный Mini, а какой-то другой модели, хотя и очень на него похож. Таблички и тут не было:
Количество советских/российских автомобилей на финских дорогах за последние годы заметно уменьшилось, Москвичи и "копейки" уже стали редкостью, хотя "пятерки", "девятки", "десятки" и Нивы еще встречаются. Детский автомобиль на крыше Москвича тоже отечественного производства, как и тот, что изображен на последних фото.
На первом этаже во всяких углах стоят будущие экспонаты - то ли были сдвинуты на время ремонта помещения, то ли будут реставрироваться:
Будущие экспонаты стоят и во дворе - когда-нибудь и до этих тракторов и мотоблоков дойдут руки...
...и они превратятся вот в такого красавца - настоящий американский Fordson, с плугом и на сдвоенных колесах:
VW Kaefer и Morris Minor, оба в отличном состоянии и на ходу, "обозначают" музей и завлекают посетителей:
Отчет окончил!