Текущее время: 14 апр 2024, 13:19

МINIAVIAMODEL.RU - Форум коллекционеров моделей самолётов.

Модели самолётов, масштаб 1:500, 1:400, 1:200.

Эстония: эстонский музей авиации, Тарту

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 14 лет 10 месяцев 13 дней
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 14 мар 2014, 15:09

ТЕМА ПЕРЕНЕСЕНА ИЗ МУЗЕЙНОЙ ВЕТКИ

Что ж, завершим наше виртуальное путешествие в Эстонию рассказом об Эстонском авиационном музее, расположенном недалеко от Тарту.
Музей: Эстонский авиационный музей (Eesti Lennundusmuuseum).
Адрес: Veskiorg, Lange, Haaslava vald, 62115 Tartumaa. Данный набор эстонских слов мало что скажет посетителю - музей расположен в 16 км от города, уже в "Тартуской области". Оптимальным способом добраться до музея является такси, проезд из центра города обойдется в 11 - 12 евро, потому как я не уверен, что по тому шоссе, рядом с которым расположен музей, ходит какой-либо общественный транспорт. Опять же, таксисты и адрес точный знают.
Сайт (в том числе на русском): http://www.lennundusmuuseum.ee/index.php?lang=3
Часы работы: с 1 мая по 31 октября ежедневно с 10 до 18, без выходных, в ноябре принимаются только группы по предварительным заявкам, с 1 декабря по 30 апреля музей закрыт. Входная плата 7 евро.

Как пояснил таксист, подвозивший нас до музея, данный музей частный, его содержит какой-то местный бизнесмен. Более того - данный таксист ранее работал крановщиком и принимал участие в установке некоторых экспонатов музея (сам музей открылся в июне 2002 г.).

У входа посетителей встречает самый крупный экспонат:



Музей состоит из нескольких закрытых и "полузакрытых" ангаров (будет видно на последующих фото), стоящих стена к стене. В первом ангаре посетителей встречают 2 тренажера-авиасимулятора, на которых за отдельную плату можно попрактиковаться в пилотировании; видимо, по причине малолюдности тренажеры в тот день не работали:



На стеллажах расположены модели, в основном в 72-м масштабе. Обратите внимание на оригинальное решение (видно на фото с Nimrod-ом) - лежащее внизу витрины стекло дает хорошую возможность разглядеть модель снизу, в частности, отсек вооружения Nimrod-а.



Датская 20-мм (или 23-мм) автоматическая пушка ПВО Madsen стоит здесь, видимо, временно - никакой таблички нет:



Но наиболее примечательные экспонаты в этом зале - 2 гигантские модели в 72-м масштабе: авианосец Ronald Reagan и десантный корабль-док Iwo Jima вместе с располагающимися на их палубах летательными аппаратами. Обе модели с потрясающей детализацией сделаны американской компанией Scale Reproductions - даже боюсь представить, сколько они могут стоить:



Общий вид первого ангара и польский УТС TS-11 Iskra:



В следующем зале - двигатели без табличек, польский Ми-2 и малоизвестный у нас, но весьма интересный самолет - также польский PZL-104 Wilga. Iskra и Ми-2 были куплены в Польше, а Wilga был передан музею Eesti Kaitseliit - Союзом Обороны Эстонии, добровольческой военизированной организацией, входящей в структуру вооруженных сил Эстонии. На Wilga можно увидеть фиксированный предкрылок и опознавательный знак эстонских ВВС. Поскольку содержание ВВС довольно дорогое удовольствие, то у всех прибалтийских стран военно-воздушные силы ограничиваются легкими учебно-тренировочными и патрульными самолетами и вертолетами, а непосредственно защиту стран с воздуха осуществляют поочередно сменяющие друг друга каждые 4 месяца контингенты ВВС других стран НАТО - сейчас, кажется, это французы. У ВВС Литвы есть также несколько транспортных Ан-26 и Alenia C-27J Spartan, и единственный в Прибалтике боевой самолет - легкий штурмовик L-39ZA Albatros. В итоге опознавательные знаки ВВС прибалтийских стран встречаются нечасто.



Следующий ангар занимает купленный на Украине Су-24:



Выйдем на свежий воздух и осмотрим Як-40. Особых подробностей его биографии мне найти не удалось; изначально это был Як-40К (конвертируемый), летавший в ливрее чехословацкой CSA с регистрацией OK-HER, потом он появился на Украине в составе чартерной авиакомпании ЕЭС-Авиа, которая, видимо, и переделала его в самолет-салон. В музее он выставлен в ливрее ЕЭС-Авиа и с последним регистрационным номером UR-87590. Общий салон достаточно уютный, но сиденья узкие, багажная полка микроскопическая, и только с одной стороны салона, а как человек средней комплекции мог поместиться, пардон, в туалете, да еще и за закрытой дверью, я так и не понял. Что касается непосредственно "салона", то возникло впечатление, что диван и 2 кресла для него были куплены в обычном мебельном магазине.



Каждый иностранный музей интересен не только самими экспонатами, но и организацией, оборудованием и т. п. Вот классический пример: для хранения таких экспонатов, как те же самолеты, вовсе не обязательно строить какие-то капитальные здания. В конце концов, самолеты, это не древние манускрипты, а алюминий не ржавеет, - достаточно вот таких ангаров: несколько металлических опор, бетонные плиты в качестве пола, "стены" и "крыша" сделаны из прочного гибкого пластика, причем на "крыше" пластик прозрачный (не нужно тратить электричество на освещение). Чтобы избежать парникового эффекта, в теплое время года "стены" можно частично снимать, но при этом в остальное время экспонат будет вполне надежно защищен от дождя и снега. Неужели это очень сложно и очень дорого? Почему это можно сделать в Эстонии, и никак нельзя сделать в Монино или Ульяновске? Кстати, обратите внимание на надписи на ангарах: Angaar Nr.14 Agriland, Angaar Nr. 15 Aerohooldus - и размещенные рядом логотипы. Каждый ангар именной, у него и у хранящихся в нем экспонатов есть фирма-спонсор, чей логотип и изображен на ангаре.

Небольшое кафе есть при входе в музей - пара холодильников с напитками и плюшками плюс кофемашина, - а на территории музея есть вот такая зона отдыха, просто столики и скамейки у пруда. Летом, видимо, и там кафе сделают. Опять-таки, почему в Монино и Ульяновске такого нет? Ведь это и несложно, и недорого. У входа есть и детский уголок - песочницы, всякие качели, и даже батуты. Для посетителей с детьми весьма важно, чтобы можно было где-то оставить ребенка (а заодно и жену :) ), пока папа рассматривает самолеты. Больше удобств для посетителей -> больше посетителей -> больше доходы музея. Хотя понятно, что ни в одном подобном музее входная плата никак не может окупить даже текущие расходы на содержание.



Один из самых интересных экспонатов - шведский перехватчик JA.37 Viggen. Вокруг образцов шведского оружия и военной техники можно ходить долго, уж слишком необычны шведские подходы к конструированию. Самолет был подарен музею шведскими ВВС, прибыл в аэропорт Таллина своим ходом, а в Тарту его везли на грузовиках в разобранном состоянии:



Перехватчик Як-28П еще только находится в стадии сборки, но табличка уже есть:



Этот Су-22М4 (экспортный вариант Су-17М4) в броской раскраске тоже прибыл из Польши:



Ан-2 и его двигатель АШ-62. Первый раз видел Ан-2 изнутри - судя по всему, это пассажирская версия Ан-2П польской постройки, с почти настоящими пассажирскими сиденьями. Историю борта выяснить тоже не удалось. Регистрация латвийская; скорее всего, последние годы самолет принадлежал какому-то латвийскому аэроклубу или частному лицу. Символично: чтобы первый раз увидеть Ан-2 изнутри, надо было приехать в Эстонию. Боюсь только, что скоро и для того, чтобы увидеть Ту-134 или Ту-154, придется за границу ехать...



МиГ-23МЛД тоже куплен где-то на Украине.



Внимание, вопрос: а что это такое у этого самолета?



А вот и Saab J32E Lansen со всех сторон. Как и большинство моделей шведских боевых самолетов, он использовался в самом разном качестве - от штурмовика и перехватчика до разведчика и УТС. Представленный самолет модификации Е - это самолет РЭБ, 15 штук которых было изготовлено из варианта В - всепогодного истребителя-перехватчика. РЛС в носовой части была заменена комплексом постановки помех. Самолет состоял на вооружении до 1997 г. Обратите внимание на мощные закрылки Фаулера и на обтекатель под центропланом - это не радар, а топливный бак. Данный самолет был подарен Музеем ВВС Швеции.



Если заглянуть за крайний ангар, то виден "склад". Там готовятся к экспозиции еще одна Вильга (да еще и с красными звездами на крыльях) и еще один Ми-2:



Этим L-39 Albatros (название на стенде явно перепутали) музей тоже одарили (скорее всего, за деньги) украинцы:



А это уже точно L-29 Delfin. Таблички нет, регистрация литовская, раскраска рекламная:





"Шишига" не экспонат, а вполне рабочий инструмент - она припаркована в одном из ангаров, превращенном в ремзону. Думаю, используется по прямому назначению - для доставки грузов:



Saab J.35 Draken должен быть в каждом уважающем себя авиамузее за пределами России. А тут еще и в такой яркой раскраске, с рыбой-пилой на верхней поверхности крыльев. Инфракрасный сенсор под носовой частью фюзеляжа подсказывает, что это истребитель-перехватчик модификации F. Информация ограничивается только той, что это тоже подарок Музея ВВС Швеции. Oscar, can't you find out any details about this brightly colored Draken? Why it has such a distinctive color scheme?



Этот Ми-8 когда-то служил в ГДР, потом был передан эстонской погранохране, которая несколько лет назад и подарила его музею. Обратите внимание на фотографию на стенде - питерский Ми-8 Балтийских Авиалиний, по выходным катающий всех желающих у Петропавловской крепости.



R-22 стоит в качестве аттракциона - каждый желающий может залезть в кабину и попробовать "поуправлять вертолетом". На отклонение ручки и педалей вертолет реагирует соответствующим образом - меняется угол атаки лопастей несущего и рулевого винта, наклоняется плоскость вращения несущего винта. Правда, сам "пилот" этого не видит - нужен наблюдатель снаружи. Но жену заинтересовало. :)



Еще один польский подарок - МиГ-21бис:



Этот экземпляр я видел впервые, также как Viggen и Lansen - Mirage IIIRS, разведывательная версия весьма известного самолета, произведенная по лицензии в Швейцарии. Соответственно, самолет из Швейцарии и был получен. Носовая часть просто усеяна различной фотоаппаратурой - 9 камер!



Легендарный самолет и отдельно его не менее легендарный двигатель - Lockheed F-104 Starfighter. Представлена модификация S - построенный итальянской компанией Aeritalia лицензионный вариант самолета. Модификация S была создана на основе созданной для Люфтваффе модификации G. Экспонат получен из Италии.



Несколько общих видов. Локатор - наш, отечественный, но не знаю, какой именно. А вышка используется не только для обозревания окрестностей, но и либо для тренировок парашютистов, либо для соответствующего развлечения посетителей:



Самый большой экспонат музея - Ту-134А3. Эта машина была выпущена в 78 г. и летала в Литовском УГА как СССР-65091. С распадом СССР новым владельцем самолета стала FlyLAL - Lithuanian Airlines, а с 97 г. до своего банкротства в 2006 г. - эстонская ELK Airways, в чьей ливрее самолет и выставлен. Скорее всего, другой возможности побывать в салоне "свистка" уже не будет. So, Oscar, I found a Tu-134 for you within EU, which you can observe not only from outside, but also to get inside:



В отдельном небольшом коттедже выставлены модели самых разных самолетов:



А этот юный дрозд, слёток, свалился с дерева буквально нам под ноги. Надеюсь, теперь у него в жизни все хорошо. :)



Отчет закончил!


  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Авиационные и технические музеи мира



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 0 пользователей и гости: 0