Называется это место Головной отраслевой музей истории гражданской авиации - филиал УВАУГА. Думаю, второй по величине отечественный авиационный музей после Монино. Давно хотел его посетить, и вот наконец-то добрался - впечатления трудно описать словами. Короче, все в Ульяновск!
Сайт: отдельного сайта нет, есть страничка на сайте УВАУГА: http://www.uvauga.ru/Departments/Museum.htm
Адрес: Ульяновск, аэропорт Центральный, "а там найдете".
Как добраться: любое маршрутное такси, идущее до аэропорта или поселка Баратаевка - авиамузей отчетливо виден с шоссе, по которому и ходит весь транспорт. Такси от автовокзала стоит 500 руб, частник в городе возьмет 300 руб.
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 17. Но как мне доверительно сообщили по телефону, когда я позвонил туда, чтобы поинтересоваться графиком их работы на майских праздниках, иногородних они и по понедельникам пускают. Но я бы все же не рисковал ехать туда именно в понедельник.
Стоимость: 50 руб. за вход, еще 50 руб. за фото и 50 руб. за видео. Экскурсия в Ту-144 и Ту-104 оплачивается отдельно, по 100 руб. за самолет, вход в Ту-124 бесплатный.
Туалет в музее имеется, но никакого общепита нет - запаситесь бутербродами, потому как площадь музея 17,5 га, ходить на свежем воздухе придется много, и вы успеете проголодаться. Никакой сувенирной продукции тоже, к сожалению, не продается.
Обратите внимание на модели, выставленные в холле. Это не просто модели - это те самые модели, сделанные в заводских КБ и выставлявшиеся в Ле Бурже и на прочих западных выставках вместе со своими прототипами, в те годы, когда весь мир регулярно восторгался нашей авиатехникой. Ведь могли же...
Один из общих видов от входа. Поначалу даже не знаешь, в какую сторону идти, и боишься, что не хватит времени, чтобы посмотреть все - я ходил по музею с 10-30 до 16-00.
Ладно, начнем с левой стороны. Слева стоит небольшой павильончик с такими же небольшими самолетами внутри. Выставленные там же модели Ту-154Б и Ту-104 тоже "мемориальные". Обратите внимание на антикварные уже пачки чая и кофе в багажном отсеке Ту-104:
Натурные экспонаты. Реплика АК-1 крайне неудачная. У Як-12М фиксированный предкрылок. Двигатели в разрезе попадаются в музеях нечасто:
Небольшое лирическое отступление - я буду выкладывать фото по хронологии, но иногда сюжет об одном самолете будет прерываться фотографиями других самолетов, которые уж очень хорошо смотрелись с данного ракурса. Но думаю, что вы не запутаетесь.
Ту-104 поражает размерами, элегантностью форм, каким-то олицетворением мощи и стремительности - и хорошим состоянием, что немаловажно (я тогда еще не знал, что смогу попасть внутрь, и внутреннее его состояние заметно хуже, но не суть). Потрясающе красивый самолет! Борт СССР-42322 был выпущен в ноябре 56 года, сначала имел регистрацию СССР-Л5416. Летал в Московском (Внуково) и Узбекском (Ташкент) УГА. В 61 году передан в Авиацию ВМФ, переделан в самолет-салон и до 81 г. перевозил командующего Северным флотом. В 86 г. восстановлен до летного состояния и 11.11.86 перелетел из Оленегорска через Шереметьево в Ульяновск, чтобы стать экспонатом музея - это был последний полет самолета Ту-104 в истории:
Входная дверь ниииизенькая - в самолет входишь, почтительно согнувшись. Пара общих фото с трапа самолета. Внимание, вопрос: входная дверь закрыта изнутри - как посетители попадают внутрь самолета? Вернее, как туда попадает тот, кто открывает изнутри дверь?
Продолжим, и осмотрим Ту-124. На самом деле это Ту-124Ш - самолет для подготовки штурманов бомбардировочной авиации. Были варианты Ш-1 (подготовка штурманов для Ту-16) и Ш-2 (для Ту-95) - подробнее тут: http://www.airwar.ru/enc/other/tu124sh.html. Регистрационный номер фэйковый - под таким номером летал обычный Ту-124 выпуска 61 года, который был поврежден при посадке в Минске в 66 г. и более не восстанавливался; его номер решили повторно присвоить данному музейному самолету. А этот Ту-124Ш выпуска 67 года всю активную жизнь провел в составе ВВС, носил номер "22 красный" и судя по всему, летал с красными звездами на крыльях, а не в аэрофлотовской ливрее. Передан в музей в 84 году. Ту-124 заметно меньше и ниже, чем Ту-104.
По центропланом виден обтекатель РЛС Рубин-1А - основное внешнее отличие от обычного Ту-124. Как я позже узнал, на Ту-124Ш также ставились подкрыльевые балочные бомбодержатели для сброса учебных бомб, но на данном самолете их вроде как не было - демонтировали.
В верхней части фюзеляжа заметны обтекатели каких-то приборов, видимо, тоже принадлежность варианта Ш:
Разумеется, салон тоже сымитирован, хотя кресла смотрятся вполне натурально. Обращает внимание отсутствие багажных полок и видимые силовые элементы фюзеляжа - думается, на обычном Ту-124 полки-то уж точно были. Размеры и салона, и кабины напоминают Ту-134 - штурман точно также залезал на свое место, согнувшись в три погибели:
Уникальный экспонат - ТБ-1 (АНТ-4), причем почти полностью натуральный. Вернее, это гражданский вариант самолета, Г-1. Википедия сообщает о нем следующее (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%9DD0%A2-4#.D0.93-1_.28.D0.A2.D0.91-1.29_.D0.B2_.D0.BC.D1.83.D0.B7.D0.B5.D1.8F.D1.85): "В 80-х годах XX века на острове Диксон был обнаружен Г-1 с бортовым номером СССР-Н227, потерпевший аварию в 40-х годах (разрушилась стойка шасси). Группа специалистов и курсантов Выборгского авиационно-технического училища отправилась в августе 1985 года на Диксон. К месту аварии их забросили на вертолёте. Они отстыковали кабину с частью фюзеляжа и левый двигатель. Следующими рейсами вывезли на Ми-8 оба мотора и остальные части. С Диксона двигатели и кабину с частью фюзеляжа доставили на Ил-76 в Выборг, где самолёт был полностью восстановлен. После этого Г-1 с бортовым номером СССР-Н317 стал экспонатом музея гражданской авиации в г. Ульяновске, где хранится и сегодня."
Из той же Вики: "Известно было еще о нескольких Г-1, пролежавших после аварий на Севере десятки лет. Один поплавковый Г-1 находится рядом с вокзалом в посёлке Таксимо (Муйский район республики Бурятия). Установлен на стеле и имеет бортовой номер «СССР Ж-11»." Думаю, у нас по северам до сих пор можно массу всего интересного найти...
Подробностей об этом Ми-6 найти не удалось, и он в довольно плачевном состоянии:
Ми-2 выпуска 69 г., летал до 80 г. Подробностей о Ми-4 найти не удалось, но ливрея (а возможно, и регистрационный номер) фэйковые - в 60-ые гг. гражданские Ми-4 действительно красились в подобную ливрею, но надпись "Аэрофлот" и регистрационный номер делались другим шрифтом.
Ми-8Т в ужасном состоянии (выпущен в 72 г., летал до 89 г.), Ми-6 не лучше. А вот Ми-1 вполне неплох, но подробности его биографии остались неизвестны - действительно ли он служил в ГАИ, и причем тут тогда Аэрофлот?
Бескрылый Як-18Т и неведома зверушка со стеклопластиковой кабиной и дюралевым хвостом (никто не знает, что это за аппарат?) стоят в сторонке и видимо, "официальными" экспонатами не считаются.
L-410 и интересная конструкция его закрылка - он был расположен в том числе и за гондолой двигателя, гондола заканчивалась подвижным конусом, который при выпуске закрылка вдвигался внутрь гондолы. Большинство аппаратов в музее стоят просто на земле и основательно туда вросли под собственным весом. Подкачкой колес тоже никто не занимается, поэтому некоторые экспонаты стоят кривовато:
Ужас, летящий на крыльях ночи! Единственный в мире биплан (скорее даже полутораплан) с реактивным двигателем, неубирающимся шасси и узенькой кабиной, в которой непонятно как помещался единственный пилот (но зато было место для 2-ух пассажиров). Плюс двухкилевое двухбалочное оперение и два бака для химикатов - в общем, польский М-15 неслучайно получил имя демона Бельфегора (Belphegor). Построен в 79 г., летал в Майкопском ОАО Северо-Кавказского УГА, опылял посевы, списан в 83 г. по отработке ресурса:
Ан-24 СССР-46761 выпуска киевского завода Авиант 64 г., до 84 г. летал в Московском УГА, и Ан-14А СССР-48104 выпуска 70 г., принадлежавший Минавиапрому и летавший до 84 г. - служебный самолет ММЗ Знамя Труда. У Пчёлки все окна пассажирской кабины - "полублистеры":
Еще одна наша гордость - Ту-114. Сплошные эпитеты "самый":
- самый большой в мире турбовинтовой пассажирский самолет (вместимость до 220 пассажиров);
- самый скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолет (крейсерская скорость 770 км/ч, максимальная 900 км/ч);
- пассажирский самолет с самыми мощными турбовинтовыми двигателями (4 х 15 000 л. с.)
Данный самолет СССР-76490 выпущен в 64 г., базировался в Шереметьево. При организации рейсов из Токио в Западную Европу в 67 г. по просьбе японской стороны был перекомпонован - в первом салоне разместили сиденья 1-го класса, общая вместимость составляла 105 мест. Рейс совместно обслуживали японские и советские бортпроводники. Имел наружную символику как "Аэрофлота", так и JAL. В 69 г. был переделан в 220-ти местный вариант и передан в Домодедовское ПО ГА. В 73 г. передан в ВВС (Узин), где летал до 83 г.
Огромной высоты носовая стойка! Видите два шильдика на передней вилке? Они расположены на высоте примерно 190 см (мерял по своему росту). Поневоле вспоминается, как во время визита Н. С. Хрущева в США в 59 г. на авиабазе Эндрюс не нашлось трапа необходимой высоты, и советской делегации пришлось покидать самолет через аварийный трап в нише носовой стойки - люк трапа слегка виден на фото ниши носовой стойки:
Я правильно понимаю, что это радиоантенна?
Вся носовая часть просто усеяна всякими антеннами и датчиками:
Ту-116 - один из двух самолетов, переоборудованных из бомбардировщиков Ту-95 на тот случай, если высшему советскому руководству потребуется в рамках начавшейся "оттепели" нанести визит в США, а разрабатывавшийся на базе того же Ту-95 пассажирский Ту-114 еще не будет готов. Но Ту-114 успели построить вовремя, поэтому Ту-116 изготовили всего 2 шт., один из которых и находится в Ульяновском музее. Данный борт СССР-76462 был построен в 57 г. как Ту-95, и в том же году переделан в Ту-116. Сначала носил бортовой номер 409. Базировался на аэродроме ядерного полигона под Семипалатинском и эксплуатировался в качестве пассажирского самолета для доставки специалистов до 91 г. Обращает на себя внимание характерная "изломанная" носовая стойка. В целом стойки Ту-116 заметно ниже, чем у Ту-114, что легко объяснимо - первый был среднепланом, а второй низкопланом, при этом двигатели и диаметр винтов остались такими же, и поэтому требовалось дополнительно "приподнять" Ту-114 над землей. На некоторых фото я попытался отобразить Ту-114 и Ту-116 одновременно, чтобы было видно, насколько фюзеляж Ту-114 больше.
Внимание, вопрос: из под какого самолета сделан снимок? Чей фюзеляж виден в верхней части кадра?
Ил-18Д СССР-74250 был выпущен в 67 г. и до 83 г. летал из Шереметьево и Домодедово. Интересно, что у него произошло с краской? Красили в сырую погоду? Надеюсь, с помощью Марата фотографии отдельных элементов самолета помогут производителям будущих моделей.
Пулемет?!
У этого Ил-62 СССР-86650 выпуска 70 г. была богатая биография: начал летать в ЦУ МВС, потом летал в MisrAir (SU-ARO, вскоре авиакомпания стала называться EgyptAir), Cubana, опять EgyptAir (уже без изменения регистрации), в 73 г. выставлялся в Ле Бурже, потом летал в Домодедовском ПО ГА, в 83 г. передан в НИИ ГА, где и закончил летную карьеру в 85 г. Я отснял наиболее характерные элементы: закрылок, гондолы двигателей (сами движки сняты), характерный "зуб" на передней кромке крыла, обтекатель антенны на вершине киля, характерные овальные иллюминаторы. Ил-62М был тем самым самолетом, на котором я полетел первый раз в жизни - в июне 85 г. из Ленинграда в Ташкент.
Данный Ил-14П был произведен в 56 г. и всю свою карьеру провел в Горьковском НИИ Минрадиопрома. Состояние - средней тяжести.
Этот Ту-154Б RA-85061 был выпущен в 74 г. в варианте А. Сначала летал в 235-м правительственном авиаотряде, а с 76 г. и до окончания карьеры в 2001 г. эксплуатировался в УВАУГА. Конвертирован из варианта А в вариант Б в середине 80-ых гг.
А вот и "кинозвезда" - Ту-134АК (самолет-салон) СССР-65748 выпуска 72 г. сначала эксплуатировался в 235-м правительственном авиаотряде, а с 75 по 87 гг. был в УВАУГА. Именно этот самолет садился на "автостраду" в фильме "Невероятные приключения итальянцев в России". У Ту-134 весьма сложная форма центроплана - сомневаюсь, что кто-либо из производителей дай-каст моделей сделал ее правильно: