ТЕМА ПЕРЕНЕСЕНА ИЗ МУЗЕЙНОЙ ВЕТКИ
Крупнейший в мире музей игрушек находится в Токио, крупнейший в Европе - в Нюрнберге (даром что ли там крупнейшая то ли в мире, то ли в Европе выставка игрушек проводится!). В токийском музее я не был, в нюрнбергском был - весьма впечатляет, - но и Музей игрушек в Трире стоит посещения: на площади свыше 500 м2 расположены более 5000 экспонатов. Мы зашли туда почти случайно - он находится рядом с рыночной площадью, рождественская ярмарка на которой и была основной целью. Но отнюдь не пожалели.
Музей: Музей игрушек, г. Трир
Адрес: Dietrichstr. 51, D-54290 Trier, телефон + 49 (0) 651 / 7 58 50, факс +49 (0) 651 994 38 75, e-mail: info@spielzeugmuseum-trier.de
Сайт (только на немецком): http://www.spielzeugmuseum-trier.de
Входная плата: 4,5 евро
Часы работы: с 1-го апреля по 30-ое декабря - со вторника по воскресенье с 11-00 до 18-00, со 2-го января по 31-ое марта - со вторника по воскресенье с 11-00 до 17-00.
Ну как же обойтись без кольцевых гонок и "Красного барона"?..
Космическим игрушкам посвящена отдельная витрина (я буду выкладывать фотографии блоками, и комментировать наиболее интересные - думаю, вы поймете, к каким фото относятся комментарии).
Железная дорога!.. В музее два макета, один статичный, второй действующий, причем второй, насколько я понял, приводится в действие по датчику движения - локомотив начинает ездить, когда приближаешься к витрине. Железнодорожный моделизм - отдельный мир коллекционирования. У меня в детстве железная дорога тоже была, даром что родители провели 5 лет в ГДР, откуда привозили всякие железнодорожные вещицы, которых у нас не было - траву для газонов, фигурки людей и животных, машинки в 120-м масштабе (у меня была модель масштаба TT с колеей 12 мм). Выбор моделей локомотивов и вагонов в СССР был невелик, и стоили они недешево - средний локомотив обходился в 20 - 25 руб., вагон в 3 - 7 руб. при том, что средняя зарплата по стране в то время была 120 руб. В Москве и Питере они не были особым дефицитом, а вот как обходились фанаты из других регионов - не знаю. Помню, когда я первый раз поехал в ГДР в 1983 г. и попал в соответствующий магазин - показалось, что я сплю, хотелось абсолютно все и сразу! Причем о существовании многих вещей я просто не подозревал. Кстати, если сравнить зарплаты и стоимость моделей на их родине в ГДР и у нас, то там они стоили еще дороже, другое дело, что зарплата отца - военнослужащего Советской Армии - позволяла все это покупать и по тамошним ценам. Сейчас это тоже весьма недешевое хобби, учитывая, что из 1 локомотива, 1 вагона и 1 секции рельсов никакого макета не построить - коллекционировать модели самолетов выйдет дешевле. Плюс любому более-менее серьезному макету нужна соответствующая площадь. Конечно, можно поступать, как я делал в детстве - в субботу железная дорога собирается, в воскресенье разбирается, - но это не идет на пользу инвентарю, да и эксплуатировать таким образом можно только простейший овал, разложенный прямо на раздвинутом обеденном столе, что исключает использование каких-либо более-менее сложных конструкций - травы, деревьев, мостов, тоннелей и т. п., иначе вы замучитесь все это собирать и разбирать. Сейчас я уже совершенно "не в теме", но насколько я знаю, немецкие фирмы по-прежнему остаются мировыми лидерами в этом хобби.
Собственно, модели железных дорог до сих пр являются чисто немецкой "фишкой". Действующие макеты в Германии можно увидеть на вокзалах, в универмагах и т. п. Как правило, рядом с макетами стоят какие-то таблички, - то ли реклама чего-то, то ли сбор денег, - но я деталями не интересовался. Кидаешь монетку в 1 евро, и локомотив сделает несколько кругов. В общем, немецкая компания Märklin - это уже почти легенда, несмотря на свое нынешнее сложное финансовое положение. Крупнейший производитель моделей железных дорог в Европе, крупнейший производитель игрушек в Европе вообще, создатель наиболее популярного в мире железнодорожного масштаба НО (1:87, колея 16 мм)... и поставщик Двора Его Императорского Величества Николая II - в Зимнем Дворце тоже была модель железной дороги от Märklin.
Вернемся в музей. Еще больше железнодорожных моделей представлено на полках, самые ранние относятся к концу 19 в.:
Авиация тоже присутствует. Модель на предпоследнем снимке уникальна тем, что на ней оставили незакрытую свастику. На последнем снимке на киле аналогичной модели свастику стыдливо прикрыли кусочком бумаги. По немецким законам, любая публичная демонстрация символов нацизма является уголовным преступлением, и немцы весьма щепетильны в данном вопросе.
DDR ist lebt! ("ГДР жива!") - такую надпись я как-то раз видел на автобусной остановке под Эрфуртом (это как раз территория бывшей Восточной Германии). Эрфурт, кстати, изумительно красивый город, но я сейчас о другом. ГДР в сознании многих немцев действительно жива, и вот такая чудная виньетка: почетный караул солдат Национальной народной армии ГДР у памятника Карлу Марксу в Карл-Маркс-Штадте. Купюра 100 восточногерманских марок с портретом Карла Маркса органично дополняет картину.
А вот об этом я слышал, но сам никогда не видел - немецкие солдатики 30-ых гг. прошлого века. Солдатики, разумеется, Вермахта - они маршируют с оркестром, преодолевают заграждения (интересно, на нашей границе или на польской?..), эвакуируют раненого. Да что там солдатики! На заднем сиденье автомобиля отчетливо виден сам Адольф Алоизович собственной персоной! - чёлка, усики, известный по многим фотографиям светло-коричневый френч - все при нём. Да и прочие фигурки узнаваемы: крайний справа на втором фото, думаю, Герман Геринг, вскинувший руку в нацистском приветствии персонаж весьма похож на Муссолини, за ним в распахнутой двубортной шинели и с тростью стоит президент Гинденбург. Не удалось только опознать, кто стоит рядом с Герингом в роскошном мундире и головном уборе. На первой фотографии видна табличка, поясняющая, что данные фигурки времен Третьего рейха выставлены исключительно с познавательными целями, и вовсе не говорят о том, что администрация музея имеет какое-либо отношение к нацистской идеологии. Собственно, в наших магазинах такие же таблички. Интересно, почему у нас никогда не было подобных фигурок Сталина и прочих членов Политбюро?.. И что стало бы с немецким мальчишкой, если бы он ненароком поломал фигурку фюрера?..
Модель линкора Шарнхорст была изготовлена с 1955 по 1959 гг. Масштаб не указан, но думаю, что 1:100 - он внушительно смотрится. Разведчиков Arado Ar-196 на Шарнхорсте было 3 шт., показан только один.
Машинки! Каких машинок там только нет! Обратите внимание на верхнюю полку на последнем кадре - там предшественники радиоуправляемых машинок с тросовым приводом: в руках у тебя пульт управления, крутишь маховичок на нём, и по тросику привод передается на колеса. По умолчанию машинка поворачивает в сторону; чтобы она ехала прямо, нужно до половины прижать соответствующий рычажок рядом с маховичком, а чтобы поворачивала в другую сторону - нажать рычажок до конца. Подобные машинки были и у нас - жуткий дефицит и предмет гордости обладателей.
На первом фото роскошная игрушечная кухня фабричного производства 20-ых гг. (возможно, что производства той же Märklin - они игрушечными интерьерами в то время тоже занимались), а вот на втором еще один уникальный экспонат. Табличка гласит: "Немецкий солдат, интернированный в 1943 г. в Италии, построил эту игрушечную кухню из старых консервных банок в качестве подарка своей дочери на Рождество."
Интересный макет игрушечного города: все использованные игрушки двигаются (приводятся в действие сервомоторами). Макет "оживает" несколько раз в день по графику.
Оловянные солдатики - еще одна неисчерпаемая "игрушечная" тема, самые ранние подобные фигурки появились еще в 18 в. В музее представлено несколько больших тематических наборов, в основном по тематике Наполеоновских войн. Насколько я понял, наборы были сделаны в начале прошлого века к 100-летию событий.
Русский генеральный штаб:
А это - французский, Наполеон тоже присутствует:
"Атака русских казаков":
Большинству этих игрушек под 100 лет, а то и побольше, но с какой тщательностью и вниманием к деталями они сделаны! Двухэтажный автобус фирмы Lehmann 10 - 20-ых гг., роскошный жестяной жук 1895 г., тележка с осликом 1903 г.. А кто скажет, что модель парохода Гогенцоллерн (насколько я понял, как-то двигающаяся - рядом лежит заводной ключ, - не исключено, что и плавающая) сделана в 1905 г.? Танцующий медведь - одна из самых старых игрушек в музее, сделана в Париже в 1880 г. Ну и кот с мышью прекрасен.
Ну и "девчачьи забавы", конечно, тоже присутствуют. Куклы роскошные, а интерьеры еще лучше. Фарфоровые пупсы немного немасштабны, но хуже они от этого не становятся, зато в ванной есть и газовый водогрей, и рулончик туалетной бумаги.
Уфффф, с этим музеем закончил...