Фото 2010 г.:
Эстонский морской музей (http://www.meremuuseum.ee/?setlang=eng) расположен на 3-ех площадках. Основная экспозиция - в башне Толстая Маргарита 16 в. (тоже часть бывшей городской стены):
В экспозиции в основном модели судов, а также всяческие исторические артефакты, навроде водолазного оборудования начала прошлого века...
...носового украшения эскадренного броненосца "Слава" - героя битвы за Рижский залив и Моонзундского сражения, во время которого получивший серьезные повреждения корабль был затоплен экипажем, - в 30-ые годы эстонцы разобрали его на металлолом, но носовое украшение сохранили...
...или образцов продукции высокоразвитой рыбоперерабатывающей промышленности Эстонской ССР...
Вторая площадка - Музей мин, в который мы не попали ввиду нехватки времени (сейчас она почему-то закрыта), но зато третья - Летная гавань на побережье, рядом с Батарейной тюрьмой, между Петровской и Батарейной гаванями - однозначно стоит посещения. Во-первых, там находятся уникальные сооружения - бывшие ангары для гидропланов 1916 - 17 гг. постройки, одни из первых в мире сооружений подобного размера, сделанных из монолитного бетона. Весной этого года в этих отреставрированных ангарах открылась музейная экспозиция, но 2 года назад, когда я там был, там еще шли ремонтные работы, что давало возможность невозбранно полазить по всяким интересным местам, до чего я большой охотник. Вид ангаров и снаружи, и изнутри весьма впечатляет:
Ангары были частью укреплений, возводившихся в Таллинской гавани еще начиная с 1913 г., и являвшихся частью Морской крепости Императора Петра Великого - комплекса оборонительных сооружений по обоим берегам Финского залива, начиная с укреплений на островах Або-Аландского архипелага, через Ханко, Свеаборг (Хельсинки), Выборг, два новых мощнейших форта - Николаевский (Ино) на северном побережье залива и Алексеевский (ныне Красная Горка и Серая Лошадь) на южном, вплоть до фортов Кронштадта. Отдельные батареи и укрепления были на крупных островах залива, перед кронштадтскими фортами оборудовались минные поля и цепные заграждения и т. п. - все это делало невозможным прорыв вражеского флота к столице империи. Вообще северо-запад России, Прибалтика и Скандинавия - просто кладезь для любителей фортификации. Замки, крепости, форты, укрепленные линии строились там на протяжении многих столетий...
Ну, это я что-то отвлекся - фортификация не моя тема, хотя на многих интересных объектах подобного рода я тоже бывал, и фотографии есть...
Фотографии на растяжках рассказывают о первых годах эстонской авиации - в ноябре 1918 г. неожиданно ставшие независимыми эстонцы обнаружили в одном из ангаров обломки немецкого гидросамолета Friedrichshafen FF 41 A. Находившимся в тот момент на территории Эстонии немецким войскам данные обломки, видимо, не были нужны, и из этих обломков эстонцы и соорудили первый самолет военно-воздушных сил свеженезависимого государства (как тут не вспомнить анекдот про эстонские ВВС, состоящие из военно-воздушного змея и военно-воздушного шара

Внутри ангаров и рядом с ними на тот момент стояла разнообразная техника, которая, видимо, должна была стать частью музейной экспозиции. Техника представляла собой в основном американские и европейские транспортные средства 60 - 70-ых гг., подаренные независимой Эстонии в качестве гуманитарной помощи для воссоздания собственных вооруженных сил. Всю советскую технику то ли Красная Армия при отходе предусмотрительно забрала с собой, то ли от нее отказались по политическим соображениям - мол, негоже пользоваться имуществом, с помощью которого нашу страну держали в оккупации. Впрочем, парочка армейских ГАЗ-63 и ГАЗ-66 все же обнаружились:
Советское наследие тоже заметно, что неудивительно, потому как в советское время почти все побережье Прибалтики было сплошной запретной зоной, занятой моряками и пограничниками, с многочисленными базами, учебными центрами, заводами и т. п. Моя жена прекрасно помнит, как в том же Вентспилсе можно было купаться в море только на специально оборудованном пляже в центре города, до которого нужно было ехать, и хотя ближайшее побережье было в 20 мин. пешком от дома, купаться там было нельзя - гоняли пограничные наряды, потому как на берегу в том месте располагался учебный танковый полигон...
На первом фото - сторожевой катер проекта 1400 "Гриф" (http://www.atrinaflot.narod.ru/3_cutters/04_pska_1400/0_1400.htm), на последнем - судя по всему, самоходная гидроакустическая мишень-имитатор подводной лодки «Ахиллес»:
А это подарок из Норвегии - сторожевой катер типа Storm, бывший корабль Р 968 Arg ВМС Норвегии, построен в Бергене в 1965 - 66 гг., в 1994 г. снят с вооружения в Норвегии и передан в качестве гуманитарной помощи Эстонии, где вступил в строй как PVL 105 Torm и оставался на военной службе до 2007 г. Вполне уютный, даже мини-сауна есть:
Ну а теперь - две жемчужины экспозиции, ледокол Suur Tõll (читается "Суур Тылль") и подводная лодка Lembit.
Суур Тылль ("Большой Тылль") - это легендарный герой эстонского фольклора, что-то вроде нашего Ильи Муромца, только медлительный

Корабль в очень хорошей степени сохранности - все 3 паровые машины на ходу, все интерьеры сохранились. Злопамятные эстонцы не удержались, и в одной из кают соорудили инсталляцию "Захват ледокола "Волынец" финнами 29 марта 1918 г." - апокрифическая история гласит, что в тот день ледокол с экипажем, перешедшим на сторону большевиков, вышел из Хельсинки в Таллин. То ли еще до отплытия, то ли уже в процессе плавания команда перепилась, и не смогла помешать захвату ледокола финнами, проникшими на борт под видом пассажиров...
А это Lembit - лодка британской постройки 1936 г., вторая и последняя подводная лодка эстонских ВМС (однотипная с ней лодка Kalev погибла на минах в ноябре 1941 г., уже в составе советского ВМФ). Минно-торпедная подводная лодка (подводный минный заградитель), корабль 2-го класса по классификации советского ВМФ. После войны сначала был учебной подлодкой, потом учебно-тренировочной станцией, хранился на заводе "Красное Сормово" в Горьком, как образец британского инженерного и кораблестроительного искусства, в 1979 г. переправлена в Таллин в качестве экспоната планировавшегося музея Балтийского флота, в 1985 г. после ремонта стала музейным экспонатом. Тоже в хорошей сохранности, интересным моментом являются надписи на приборах где на английском, где на эстонском, где на русском языках:
Насколько я понял, сейчас эта лодка экспонируется в одном из гидропланных ангаров. Почитать про нее можно тут: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D0%B8%D1%82_%28%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0%29 и http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_%C2%AB%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%C2%BB