Страница 1 из 1

Россия: музей Дороги Жизни, СПб.

СообщениеДобавлено: 07 мар 2014, 13:27
Eugenius
ТЕМА ПЕРЕНЕСЕНА ИЗ МУЗЕЙНОЙ ВЕТКИ

Решил я в очередной раз вернуться в прошлое, и выложить фото из музея Дороги жизни. Думаю, не надо объяснять, какое значение имеют эти слова для каждого ленинградца. Вообще, музеев и мемориалов, посвященных блокаде и Дороге жизни, вокруг Питера достаточно много, начиная от Музея обороны и блокады Ленинграда в самом Питере (можно посмотреть здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D1%81_%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B). О музее на Невском пятачке я уже рассказывал. Очень жаль, что один из таких музеев в поселке Кобона (это на другом берегу Ладоги, где начиналась Дорога жизни) сгорел весной прошлого года... Описание некоторых мемориалов, находящихся на дороге от Питера к музею Дороги жизни, есть здесь: http://www.aroundspb.ru/guide/northeast/liferoad.php, но желающие могут найти более подробную информацию.

Собственного сайта у музея нет (как ни удивительно, хотя он является филиалом Центрального военно-морского музея, но там тоже весьма ограниченная информация), есть только убогая страничка на официальном сайте всех музеев России: http://www.museum.ru/m266#web, на которой особенно доставляет "Режим работы: состояние не определено". Собственно, последнее обновление страницы проводилось в 2001 г... Насколько я знаю, график работы вполне стандартный, с выходным в понедельник. Краткое описание музея есть, в частности, здесь: http://www.ipetersburg.ru/guide/culture/museums/doroga-zhizni-museum/.

Фотографии мая 2009 г., но не мои - я обеспечивал транспортировку, а фотографировал Юра Козырев.



Обратите внимание на счетверенный зенитный Максим (достаточно редкая вещь) и остатки Ил-2 во дворе музея. Что касается представленных буксиров и барж, ходивших по дороге жизни, то они находятся в ужасном состоянии и натурального там осталось немного - при нас группа солдат занималась заменой сгнивших досок обшивки и покраской одной из посудин. Корабли живут в воде, а на суше без консервации гниют очень быстро...

В процессе осмотра музея (я был с группой товарищей, в том числе московских, искушенных в посещении различных подобных музеев) удалось познакомиться с его директором, который открыл нам "заветный ангар"... Но про ангар, а также про очень удачное знакомство (также с помощью директора музея) - в следующий раз...

...так вот, продолжая про удачное знакомство с директором музея Дороги Жизни - он провел нас в ангар, где хранятся предметы, поднятые в разное время со дна Ладоги, а также полученные из прочих источников:



Основным "гвоздем" является, конечно, находящийся в прекрасном состоянии (учитывая возраст, и сколько их вообще сохранилось) ЗиС-16, но из ГАЗ-ММ с ЗиС-5 на дорогах уже не встретишь. Попутно директор музея поведал, что несколько лет назад (фото 2009 г.) некие шведы обследовали на гидрографическом судне все 4 маршрута Дороги Жизни, и нанесли на карту расположение более 200 объектов. Причем многие из них находятся недалеко от берега и на небольшой глубине. Например, директор показал нам ориентир на "полуторку", груженную лыжами для самолетов - стоит на ровном песчаном дне примерно в 200 м. от берега на глубине около 7 м. Можно поднять массу интересных экспонатов, но никто не хочет за это платить.

Россия: музей Дороги Жизни, СПб.

СообщениеДобавлено: 07 мар 2014, 14:40
Sabre
Интереснейший музей, Евгений, состояние некоторых экспонатов только удручает.. Такие музеи очень нужны, особенно для завтрашнего поколения!

Россия: музей Дороги Жизни, СПб.

СообщениеДобавлено: 16 мар 2014, 18:52
Eugenius
Андрей, чуть позже я добавлю сюда отчет после более позднего посещения данного музея, там будет больше подробностей об экспонатах.
[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 08-03-2014 17:05:00[/merge_posts_bbcode]

Да, должен исправиться - в ангаре музея Дороги Жизни стоит, разумеется, не ЗиС-16, а АТУЛ АЛ-2 - автобус, созданный на шасси автобуса ЗиС-8 (т. е. на удлиненной раме грузовика ЗиС-5) с третьей неведущей осью. Такие автобусы строились в Ленинграде ремонтным заводом Ленинградского авторемонтного управления (АТУЛ) с 1936 г.

ТЕМА ПЕРЕНЕСЕНА ИЗ ВЕТКИ "ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ"

Про Музей Дороги Жизни я вроде бы уже как-то рассказывал (правда, в поиске этот рассказ так и не нашел). Официального сайта нет, музей является филиалом Центрального военно-морского музея. Расположен в поселке Осиновец на берегу Ладожского озера, открыт с 10 до 18, выходные - понедельник и ВНЕЗАПНО среда. Добраться можно либо на электричке с Финляндского вокзала до ст. Ладожское Озеро, либо, вероятно, на каких-то автобусах:



На этих картах хорошо видна география событий:



Модель десантной баржи-катамарана Зибель, ящик с боеприпасами к ее 37-мм зенитке, и поврежденный дальномер с острова Сухо. Баржа была захвачена во время боя за остров Сухо (почитать можно здесь: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=60.408512&lon=32.088146&z=13&m=b&show=/13313899/ru/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%BE&search=%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%BE) и введена в строй Ладожской флотилии под номером ДБ-51.



Еще пара картинок и продолжим позже...



Продолжим. Немецкая трофейная униформа, захваченная в боях во время прорыва блокады в январе 43 г. Наибольшее внимание привлекает, естественно, зимний ботинок. Судя по размеру и конструкции, это нечто вроде чехла для ботинка - надевался поверх сапога и застегивался сзади. Сделан из толстого войлока и кожи, подошва деревянная с резиновыми накладками. Видимо, являлся частью зимней амуниции часовых. Стеклянные витрины, как водится, нещадно бликуют. :(



2 блокадные буржуйки, но "неканонические", а скорее всего, печки от водонагревателей (титанов). Классическая буржуйка делалась из простой жести и фактически представляла собой бочку с дверцей для топки и отверстием для дымохода. Разумеется, водонагреватели в блокаду были без надобности, и их печки тоже превращали в буржуйки. Как сказал директор музея, классическая блокадная буржуйка (ныне большой раритет) в запасниках есть, но нуждается в реставрации, и поэтому пока не выставлена.





И ГАЗ-АА, и телега с санями, и масса других экспонатов извлечены со дна Ладоги. На настоящий момент имеется карта с расположением свыше 100 крупных объектов на дне озера, по всей протяженности Дороги Жизни, только процесс их извлечения весьма непрост и затратен



Ли-2. Судя по всему, уже послевоенного выпуска. Неплохо сохранился, хотя все полотняные поверхности заменены металлическими.



Артиллерийские орудия либо обеспечивали береговую оборону, либо стояли на кораблях. Танковая башня, скорее всего, с бронекатера. Бурея была одной из канонерских лодок, работавших на Дороге Жизни; в 60-ые гг. ее пустили на металлолом, но часть корпуса с названием, якоря и кнехты сохранили.



Сторожевой катер МО-215 (Малый Охотник) постройки 41 г. - единственный сохранившийся из подобного типа кораблей. Да что говорить - корпус цельнодеревянный, и к тому моменту, когда я видел его целиком, находился в ужасном состоянии, хотя обшивку корпуса, видимо, меняли не один раз - когда я был в музее лет 6 назад, двое солдат занимались "шефской помощью" - меняли наиболее прогнившие доски и красили корпус. Сейчас катер поместили в пластиковый ангар, но ценность подобного решения сомнительна - там все время повышенная температура и влажность, и в итоге плесень и грибы разрушат дерево еще быстрее, чем просто вода. Сейчас доступ к катеру закрыт, поскольку он "находится в аварийном состоянии" (как гласит соответствующая табличка), а дверь ангара открыта "для проветривания".



Еще два плавсредства находятся под открытым небом.



Еще экспонаты открытой площадки; останки Ил-2 также были подняты со дна озера.



Субботняя поездка завершена.