Текущее время: 17 янв 2021, 09:15

МINIAVIAMODEL.RU - Форум коллекционеров моделей самолётов.

Модели самолётов, масштаб 1:500, 1:400, 1:200.

Россия: памятники блокаде на ст. Петрокрепость и ст. Ладожское Озеро

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5536
С нами: 11 лет 7 месяцев 16 дней
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 05 мар 2014, 15:19

ТЕМА ПЕРЕНЕСЕНА ИЗ МУЗЕЙНОЙ ВЕТКИ

Фото 2009 г.:

Это г. Петрокрепость - ближайшая железнодорожная станция к пос. им. Морозова, который как раз напротив Шлиссельбурга через Неву. Первый паровоз, пришедший в город после прорыва блокады... Является частью мемориала "Стальной путь", посвященного подвигу железнодорожников во время блокады.



А это следующая станция на данной ветке - Ладожское Озеро. Она ближе всех расположена к мысу Осиновец и поселку Коккорево, откуда начиналась легендарная Дорога Жизни. Там стоит еще один паровоз, работавший на Дороге Жизни.



У меня бабушка провела в Ленинграде всю блокаду, работала на Кировском заводе, делала снаряды для "Катюш". Каждый второй день (смены были по 12 часов через день, чтобы изможденные люди не тратили лишние силы на передвижение по городу) пешком шла из дома на Лиговке до завода и обратно - это 8 км в один конец. Вспоминала, что когда уже ночью добиралась до дома, замерзала и уставала настолько, что сил открыть дверь ключом уже не было - колотила в дверь ногой, и ее впускала моя прабабушка. Зато получала 250 граммов хлеба, а не 125, как иждивенцы. Солдаты и офицеры, занимавшиеся военной приемкой продукции на Кировском заводе, не упускали случая подкинуть ленинградцам что-нибудь из своего пайка - сахар, американские галеты, а то и тушенку. На Некрасовском и Кузнечном рынках можно было купить... нет, не купить (деньги никого не интересовали), а выменять даже мясо - на золото, драгоценности, антиквариат, овечий полушубок... Чаще всего это было не мясо, а фарш - так было менее заметно, из кого этот фарш был сделан. Про то, что каннибализм был если не массовым, то по крайней мере распространенным явлением, все прекрасно знали, но это мало кого интересовало - просто хотелось есть и жить.... Бабуля вспоминала, что как-то раз по дороге на работу начался артобстрел, она забежала в бомбоубежище, и успела заметить, как разрывом снаряда убило лошадь с возницей. Подумала: "После обстрела нужно будет какой-нибудь кусочек лошади забрать". Но после обстрела на этом месте не осталось вообще ничего - лошадь и возницу унесли на мясо, сани - на дрова... А каким деликатесом был салат из одуваничиков и лебеды весной 42-го!.. Суп из картофельных очисток был лакомством - бабуля вспоминала, как собиралась после войны поехать к маме в деревню в Новгородской области и сказать, чтобы она никогда не выбрасывала очистки - ведь это так вкусно!.. Да и столярный клей, если его хорошо поварить (если было достаточно дров для буржуйки), был вполне съедобен...

Прабабушка провела в Ленинграде половину блокады - потом заболела тифом и ее эвакуировали в Свердловск, она вернулась уже после снятия блокады в 44-ом году. Дед несколько раз был в Невской Дубровке, как раз напротив Невского Пятачка. Он командовал санитарным батальоном, эвакуировал раненых с Пятачка, но сам туда не переправлялся, повезло - средняя продолжительность жизни человека там была от нескольких часов до нескольких дней...

Я сейчас так жалею, что был молодым идиотом и не успел расспросить их о том, КАК это было. Хотя в те годы я вряд ли бы понял, что им пришлось пережить. Невозможно представить, как они смогли выстоять и выжить. Кажется, что это сценарий какого-то фильма ужасов, а ведь это было, и не так уж давно...

P. S. На первых трех фотографиях со ст. Ладожское Озеро - станок для колки дров.


  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Авиационные и технические музеи мира



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 0 пользователей и гости: 0