Boeing показал кабину пилотов лайнера со складным крылом14 ноября 2017 г., AEX.RU – Американский авиастроительный концерн Boeing опубликовал обзорное видео кабины пилотов перспективного пассажирского самолета Boeing 777X, который будет оснащен складным крылом. На видео представлена не натурная модель кабины пилотов нового самолета, а ее трехмерный рендер, однако разработчики утверждают, что внешний вид ее уже меняться не будет. Об этом пишет N+1.
Пассажирский самолет Boeing 777X станет крупнейшим в мире двухдвигательным лайнером. Самолет получит складное крыло, чтобы он мог без труда перемещаться по обычным взлетно-посадочным полосам и помещаться в стандартные авиационные ангары. Складное крыло никогда серийно не устанавливалось на гражданские самолеты, хотя среди боевых самолетов морской авиации оно распространено.
Длина складываемого участка консоли крыла серийного Boeing 777X составит около 7,3 метра. При сложенных законцовках размах крыла лайнера составит 64,5 метра, а с разложенными — 71,8 метра. В кабине пилотов нового самолета, показанной американским концерном, будут расположены два элемента управления складным крылом.
Один элемент — кнопка Auto/Fold с фиксацией и подсветкой включения — будет расположена на потолочной консоли над командиром воздушного судна. В свободном положении она отвечает за автоматическое складывание крыла при достижении определенной скорости при торможении после посадки. В нажатом положении крыло будет складываться принудительно.
Второй элемент — возвратный флажковый переключатель Wingtips — также будет расположен на потолочной консоли, но ближе к ветровому стеклу рядом с гироиндукционным компасом, показывающим магнитный курс самолета. Этот переключатель будет иметь два положения.
В первом и основном положении — Fold — переключатель будет активировать кнопку, отвечающую за автоматическое складывание крыла, а второй — Extend — будет опускать законцовки крыла и фиксировать их в нижнем положении. Переводить флажок в положение Extend необходимо будет перед взлетом.
В целом кабина пилотов B777X внешне очень похожа на кабину пилотов уже выпускающихся самолетов B787 Dreamliner. Это было сделано умышленно, чтобы переподготовка пилотов на новый тип пассажирского самолета занимала меньше времени.
Разработку перспективного семейства пассажирских лайнеров B777X концерн Boeing ведет с начала 2010-х годов на базе уже существующих самолетов B777. В состав нового семейства будут входить два типа лайнеров: B777-8X и B777-9X. Лайнеры получат новые двигатели и крылья, выполненные из композиционных материалов.
Кроме того, в самолетах будет использован ряд технологий лайнеров B787 Dreamliner, эксплуатация которых началась в 2011 году. Согласно планам Boeing, в в 2018 году начнутся испытания, необходимые для первого полета самолета. Новый пассажирский самолет разрабатывается в качестве конкурента европейскому Airbus A380.
Между тем Boeing совместно с исследователями NASA намерен испытать складное крыло, которое будет складываться в полете. Испытания будут проводиться в рамках программы по разработке новых способов уменьшить расход топлива самолетом во время полета. Проверки прототипа нового крыла будут проводиться на опытовом истребителе F/A-18 Hornet.
Как ожидается, до конца 2017 года Boeing и NASA проведут испытания складного крыла на беспилотном летательном аппарате Ptera. Чуть позже проверки будут проведены на истребителе Hornet. Подготовка складного крыла для этого самолета уже ведется. В отличие от обычного складного крыла, оснащенного механической системой складывания, новое крыло получит привод, основанный на эффекте памяти у металлов.
Разработка нового крыла ведется в рамках проекта SAW (Spanwise Adaptive Wing, адаптивное по размаху крыло). Предполагается, что на пассажирском самолете при посадке законцовки будут опускаться вниз под прямым углом к плоскости крыла, а при взлете — устанавливаться в одну плоскость с крылом. При полете на крейсерской скорости законцовки будут подняты под углом к крылу, чтобы образовать винглеты.
При посадке отклоненные книзу законцовки крыла будут также выполнять роль стабилизаторов и рулей направления. По оценке NASA, это, в свою очередь, позволит существенно уменьшить размеры киля. Большой киль полезен для стабилизации и управления при малой скорости полета или при отказе двигателей, однако на крейсерской скорости создает дополнительное сопротивление и увеличивает расход топлива.
"Хорошо летают только красивые самолёты" (А.Н. Туполев)