Тут, кстати, нужно учитывать еще один момент - все логотипы, товарные знаки и т. п. являются зарегистрированными торговыми марками авиакомпаний, и их использование в коммерческих целях без соответствующего разрешения (которое, естественно, стоит денег) - подсудное дело, по крайней мере, в "цивилизованном мире". Насколько Боинг, Эйрбас и прочие эмбраеры и бомбардье занимаются сбором податей с производителей моделей их самолетов, мне неизвестно, но вот авиакомпании точно занимаются. Вспомнил, как пару лет назад для разработки декали для А310-300 Lufthansa решил обратиться на сайт компании с просьбой указать точные маркировки их фирменных желтого и синего цветов по RAL или Pantone. Ответ пришел достаточно быстро, причем от питерского представительства, все необходимые номера были указаны - спасибо сотрудникам Люфтганзы еще раз! - но попутно было очень корректное замечание как раз на ту тему, что если я собираюсь использовать данную информацию в коммерческих целях (т. е. печатать декали на продажу), то мне нужно осведомиться об условиях, на которых предоставляется разрешение на такую деятельность, для чего мне нужно связаться с определенным челом в штаб-квартире компании по указанным координатам. Ясное дело, что такое разрешение стоит денег; возможно, есть и еще какие-то условия. Я совершенно честно ответил, что торговать данными декалями не собираюсь, а делаю "тiлькi для себе". На каком-то иностранном модельном форуме я как-то натыкался на дискуссию, что Air France, мол, совсем охренела, требуя немеряных денег за какую-то малость в плане использования своих логотипов и ливрей в каких-то моделистских целях. А если еще и производителям самолетов нужно платить за производство и продажу моделей, то там, видимо, деньги будут уже совсем другие. Т. е. делать модели без разрешения и без отчисления правообладателям та же Херпа не может - просто не привыкла работать "в черную", а с российских компаний такого разрешения либо не получить по причине нашего общего бардака, либо люди запрашивают какие-то несусветные суммы (у нас ведь все хотят стать миллионерами, причем за минимальный срок и с минимальными усилиями
). Возможно, это тоже причина, почему моделей отечественных самолетов и/или в отечественных ливреях относительно мало.