1

Тема: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

Выкладываю текст статей, может кому будет интересно.
1.«Орел» или «Медведь»? У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?
("People's Daily Online", Китай)

На днях главнокомандующий ВВС России выступил с заявлением, что Россия уже начала испытывать пятый и шестой летные образцы новейшего истребителя Т-50 (ПАК ФА), а также выразил уверенность в том, что уже к 2015 году вместе с началом серийного производства самолет будет принят на вооружение, в результате чего в части ВВС поступит от 450 до 600 истребителей. Когда дело касается самолетов нового поколения, Америка тоже не желает оставаться в стороне: пресс-секретарь министерства обороны США заявил, что причины неполадок в новейших F-35 уже выявлены, в свете чего Пентагон разрешил ВВС возобновить полеты этих машин. В это же время армия США готова выделить 6.9 миллиардов долларов на модернизацию истребителей F-22, производство которых было ранее приостановлено. «Белоголовый орлан» и «полярный медведь», армия США и армия России – лучшие во всем мире. И их новейшие истребители F-22, F-35 и T-50, разработанные с использованием технологий малой заметности (согласно западноевропейским стандартам, это истребители 4-го поколения, согласно советско-российским стандартам, это истребители 5-го поколения) – прямое отражение реальной военной мощи каждой из этих держав. Какие же самолеты лучше показывают себя в небе, какие у каждой из моделей преимущества и слабые места?

Морской ястреб со стальными когтями

Одного F-22 достаточно, чтобы сбить 5 самолетов третьего поколения.

В 80-х годах XX века Советский союз удерживал лидирующее положение в небе засчет таких мощных машин третьего поколения, как МиГ-29 и Су-27, противостоявших в то время американским истребителям третьего поколения F-15 и F-16. Чтобы захватить  превосходство в небе, Пентагон первым пошел по пути разработки истребителя нового, четвертого поколения. В 80-х годах задача была поставлена, к 90-м годам – утвержден план разработки. Новый самолет получил обозначение F-22 «Раптор». В 1997 году успешно прошли летные испытания первого образца этого самолета, в 2003 году уже была сдана первая партия серийных «Рапторов». Отличительными чертами F-22 стали его высокая маневренность, сверхзвуковая крейсерская скорость, соответствие идее «первым обнаружил – первым поразил» и низкая заметность. По сравнению с боевыми самолетами предыдущего поколения это был огромный скачок вперед.

Представители Пентагона заявляли, что один F-22 может справиться с 10 советскими истребителями 3-го поколения; позже стали говорить уже о 5 самолетах. За разработкой этого истребителя внимательно следил весь мир. Сочетаемые в нем качества стали образцом для всех последующих разработок истребителей 4-го поколения, его стали так или иначе копировать все другие военные державы. Вплоть до 2013 года F-22 оставался единственным в мире стоящим на вооружении истребителем 4-го поколения. Раз F-22 – настолько великолепный самолет, кому бы не хотелось иметь такой в своей армии? Однако Америка строго запретила экспорт этих истребителей, отнесясь к ним как к драгоценности, которую нельзя продавать направо и налево. Чтобы подсластить пилюлю для своих союзников, США начали разработку другого самолета, который можно было бы передать в чужие руки: так началась работа над другим истребителем 4-го поколения, F-35 «Лайтнинг». В воздушном бою новая машина показывала себя несколько хуже F-22, однако «Лайтнинги» оказались лучше приспособленными для выполнения таких задач, как нанесение ударов по наземным целям. План Пентагона был прост: в зоне ведения военных действий захватывать превосходство в воздухе с помощью F-22, а удары по противнику наносить уже на F-35. В разработке «Лайтнингов» принимало участие множество стран, включая Америку, Великобританию, Канаду, Австралию и Италию. Расчет изначально делался на то, что F-35 станет основным боевым самолетом первой половины XXI века для Америки и всех ее союзников; одна американская армия планирует закупить до 2400 машин, в то время как ее союзники по НАТО и Япония собираются приобрести до 700 самолетов.

Кто же лучше покажет себя в небе?

Военно-воздушное состязание между США и Россией.

Кто одержит верх, если новейшие истребители России и Америки сойдутся в воздушном бою? В действительности, обсуждая этот вопрос, мы можем сейчас лишь высказывать предположения, поскольку американский F-22 уже давно стоит на вооружении, а российский Т-50 пока еще проходит стадию летных испытаний. У нас пока нет четкого представления о реальных возможностях российского истребителя. Если говорить о конструкции, то длина корпуса, размах и площадь крыла у российского самолета немного больше, нежели у «Раптора», однако при этом Т-50 оказывается довольно легким, благодаря чему можно сделать вывод, что российский истребитель будет довольно маневренным. Предельная скорость F-22 – 2400 км/ч, а российский самолет сможет, по предварительным оценкам, достигать скорости в 2600 км/ч, однако Т-50 может проигрывать «Раптору» в крейсерской скорости. Как заявляет российская сторона, Т-50 может нести на себе огромный запас топлива, благодаря чему он также будет превосходить F-22 как по практической дальности, так и по боевому радиусу. Если говорить о вооружении, то на российскую машину, помимо пушки для ведения ближнего воздушного боя и ракет малой и средней дальности, также будут ставиться ракеты класса воздух-воздух сверхбольшой дальности, способные поражать цели на расстоянии свыше 400 км. Следует помнить, что на данный момент для F-22 основными средствами борьбы с воздушным противником являются лишь ракеты малой и средней дальности. Подобное положение дел может привести к тому, что в схватке T-50 с F-22 российский истребитель будет иметь преимущество первого удара. Однако есть у российского самолета и свои слабые места.

Во-первых, это электронно-навигационное оборудование: в этом поле советские и российские разработки всегда уступали американским аналогам. Новый T-50 будет оснащаться передовой радиолокационной системой и сможет обнаруживать цели на расстоянии свыше 400 км, одновременно отслеживая до 60 воздушных целей и поражая еще 16, однако, несмотря на то, что в этой области у российских разработчиков есть некоторый прогресс, бортовое радиоэлектронное оборудование, отвечающее за сбор и обработку информации, активную помехозащиту и авторегулировку, по-прежнему оставляет желать лучшего. На F-22 ставится многофункциональная многочастотная авионика, в то время как защитные системы Т-50 не покрывают всей ширины частотного спектра. Если же говорить о применении технологий скрытности, ставших характерной чертой для всех самолетов четвертого поколения, то здесь российский истребитель тоже несколько уступает американским аналогам. Большой размах крыла делает самолет более маневренным, но в то же время увеличивает риск обнаружения.

Похожая ситуация и со строением хвостового обтекателя: за превосходную маневренность приходится расплачиваться меньшей малозаметностью. Безо всякого сомнения, Т-50 – это великолепный самолет; снизив эффективную площадь рассеяния (ЭПР) этого истребителя до 0.5 м², российские инженеры проделали невероятную работу. Однако это все равно больше, чем у F-22: согласно официальным данным, при просвечивании одним и тем же радаром расстояние, на котором обнаруживается российский истребитель, вдвое больше, чем у «Раптора». Есть, однако, и те специалисты, которые считают, что благодаря особенностям конструкции Т-50 в реальных боевых условиях будет менее заметным, нежели американский истребитель. Поэтому в целом можно сделать такой вывод: если брать непосредственно боевые характеристики самолета (предельная скорость, огневая мощь), то Т-50 оказывается лучшим выбором, однако если мы взглянем на другие показатели (малозаметность, электронная начинка), то российский истребитель проигрывает «Раптору». Каким будет исход реального боя, пока не может предсказать никто. Однако нам не следует забывать, что F-22 разрабатывается и совершенствуется уже не один десяток лет. Выбиваться изо всех сил, а на выходе получать самолет, который едва может соперничать с машиной двадцатилетней давности – не самое завидное положение для российских военных.

«Лайтнинг» F-35 тоже относится к самолетам пятого поколения, но мы должны понимать, что это просто более дешевый многоцелевой истребитель, который был спроектирован, чтобы успокоить союзников и наносить удары по наземным целям. Малозаметность, скорость, боеспособность – по всем этим параметрам «Лайтнинги» - совсем не чета «Рапторам». Возможно, по сравнению с новым российским истребителем F-35 и будет более эффективен при поражении наземных и наводных целей, однако если эти истребители сойдутся в схватке, то F-35 обречен на мгновенную гибель.

Могучий полярный медведь

Т-50 восстанавливают величие и авторитет российских ВВС

В то время как США захватили превосходство в небе с помощью новейших F-22, Россию одолевали невзгоды: распад Советского союза резко сократил военную мощь страны,  обвал всей экономической системы завел перспективные военные разработки в тупик. После того, как в власти пришел Путин, экономическая ситуация в стране улучшилась, но российская армия отнюдь не стала богаче. Как в таких условиях найти огромные средства, необходимые для того, чтобы продолжить разработку своего собственного истребителя нового поколения? И тут, к счастью для России, свою помощь предложила Индия. Индия тоже грезит о том, чтобы стать сверхдержавой, поэтому две страны быстро пришли к компромиссу и начали совместную разработку истребителя Т-50. Каков формат этого «сотрудничества»? Все ключевые технологии находятся в руках у российских разработчиков, от Индии требуется лишь платить по счетам.

Путь F-22 от первых набросков до конвейера занял 20 лет. Россию же подталкивала необходимость сократить технологический разрыв, поэтому разработка велась в кратчайшие сроки. Изначально предполагалось, что первые образцы истребителей выйдут на летные испытания уже в 2008 году, однако из-за экономических и технологических трудностей разработка раз за разом затягивалась. В конечном итоге, первый испытательный образец был изготовлен в 2010 году. Разработка Т-50 и сейчас пока еще находится на этапе испытаний, поэтому мы можем лишь строить предположения по поводу его реальных характеристик. Однако из-за того, что этот самолет увидел свет на 10 лет позже «Раптора», мировая общественность склонна считать, что по своим летно-техническим характеристикам вряд ли будет сильно уступать американскому истребителю. Т-50 восстановит величие и авторитет российских ВВС: в небесах вновь появится конкурент американским самолетам.

Сравнение параметров самолетов нового поколения

Параметр                            Т-50 (ПАК ФА)                         F-22                                       F-35       

Начало разработки             Ок. 1980                                 Ок. 1996                                 Ок. 2000       

Первые летные испытания   2010                                      1997                                       2006       

Принятие на вооружение    2013-2015                               2005                                      Неизвестно

Длина                                    22 м                                        18.92 м                                   15.37 м       

Размах крыла                      14.2 м                                     13.56 м                                   10.65 м       

Пустой вес                            17.5 т                                      19.7 т                                     12 т       

Крейсерская скорость      1400 км/ч                                1963 км/ч                                1100 км/ч       

Предельная скорость        2600 км/ч                                2410 км/ч                               1930 км/ч       

Стоимость единицы           250 млн долл                           350 млн долл                           200 млн долл
                                         
Малозаметность               Уступает F-22                             Высокая                                Высокая
                                   

У каждого из истребителей нового поколения есть свои слабые места

Устрашающие истребители нового поколения - конечно, на полях сражений они представляют из себя грозную силу. Однако издавна так повелось, что за все хорошее надо платить, и если хочется владеть подобным передовым оружием, придется серьезно раскошелиться. Возьмем к примеру американский истребитель F-22. Уже сейчас стоимость изготовления одного самолета превышает 150 миллионов долларов, но если мы возьмем в расчет траты на обеспечение безопасности производства и издержки на проектно-конструкторскую работу, то стоимость одного истребителя превысит отметку в 350 млн долларов – деньги, на которые можно купить более 10 тонн чистого золота. Однако это не последний раз, когда вам придется открывать кошелек: постоянной статьей расхода станет обслуживание самолета. На каждый час, проведенный F-22 в воздухе, приходится 30 часов техобслуживания, из-за чего один час его полета обходится налогоплатильщикам в 40 с лишним тысяч долларов. Фонарь кабины стоит несколько миллионов долларов, но и его необходимо заменять каждые 18 месяцев.

Самое главное при этом – тот факт, что подобные траты отнюдь не гарантируют идеальной боеспособности. «Раптор» - козырная карта американской армии, однако на сто тысяч часов, проведенных в небе, приходится 4 разбившихся самолета. Получается, что самый дорогой самолет в американских ВВС – самолет с наибольшей частотой отказов. В 2008 году крушение истребителя произошло из-за того, что в двигатель самолета попал кусочек стелс-покрытия, оказавшегося недостаточно качественным. Впоследствии было обнаружено, что в истребителе также существует дефект в системе подачи кислорода, что могло быть причиной гибели пилотов в 2009 и 2010 годах. Из-за этого руководство американской армии было вынуждено запретить полеты на высоте выше 7600 м (в то время как теоретический потолок истребителя составляет 18000 м). В конце концов в 2011 году дороговизна изготовления истребителей заставила правительство США приостановить производство «Рапторов». К этому моменту стоимость программы разработки уже составила  65 миллиардов долларов. Однако, как мы знаем, в 2013 было объявлено о программе модернизации этих истребителей: это значит, что в эту бездонную яму будет брошено еще 6.9 миллиардов долларов. США хорошо усвоили этот урок и начали разработку более дешевого универсального истребителя нового поколения – F-35. Изначально цена одного самолета не должна была превышать 30 миллионов долларов. Стараясь сделать самолет как можно более дешевым, американцы были готовы пойти даже на уменьшение его скорости и других летно-технических характеристик. Что мы видим в конечном итоге? Сложная конструкция плюс инфляция сделали свое дело: стоимость изготовления «Лайтнингов» непрестанно росла, приблизившись в 2012 году к 200 миллионов долларов. Союзники Америки долго тешили себя пустыми надеждами на то, что им удастся получить отличный самолет за малую цену, однако все возрастающая стоимость производства заставила многих из них заговорить об отказе от участия в программе или урезании плана закупок. Количество заказов уменьшилось, и это опять же лишь увеличило стоимость истребителя.

«Лайтнинги» попали в своего рода замкнутый круг. Российский Т-50 еще находится на стадии испытаний, поэтому траты России пока меньше расходов США, но в ближайшие десять лет Москва планирует вложить в свой истребитель около 2-3 миллиардов долларов. В то же время, согласно плану индийской стороны, в течение двадцати лет Индия потратит на покупку 144 самолетов 35 миллиардов долларов. Выходит, что цена одного истребителя колеблется в районе 200 миллионов долларов. Это, конечно, дешевле, чем F-22, но все же дороже, чем F-35, и в целом немало. Однако опыт показывает, что когда Россия договаривается с Индией о продаже каких-либо вооружений, товар со временем становится все более дорогим, поэтому можно быть уверенным в том, что 200 миллионов долларов – цена отнюдь не окончательная.

Перевод выполнил Кокорев Федор.
Оригинал публикации: 煮酒论«鹰»«熊» 美俄先进战机谁更厉害?
Опубликовано: 09/04/2013 18:03

Сноску на статью уже выкладывал, но может кому надо почитать:
2.Самая дорогая система вооружений ("Time", США)
Марк Томпсон (MARK THOMPSON)

Майор корпуса морской пехоты Арик Либерман (Aric Liberman) необычайно скромен для бывшего «морского котика», ставшего летчиком-истребителем. Он совсем недавно посадил на аэродроме основной операционной базы самолет F-35 – один из 2457 истребителей, планируемых к производству Пентагоном. Общая стоимость всех машин составит 400 миллиардов долларов, и это будет самая дорогостоящая программа закупок вооружений в истории человечества. Стоя посреди праздничной шумихи и кутерьмы в этот солнечный день на летном поле в Юме, штат Аризона, он отказал фотографам в просьбе поднять большой палец вверх и попозировать для камер. «Нет, нет, нет», - возразил он, улыбаясь.

Сдержанность Либермана вполне понятна. Хотя морпехи приветствовали его прибытие, поскольку это означает, что их первая эскадрилья F-35 вошла в боевой состав, здесь есть один камень преткновения. «Эскадрилья в боевой состав вошла, - заявил официальный представитель корпуса морской пехоты, - а вот самолет в строй пока не введен».

F-35, призванный стать смертоносным небесным охотником 21-го века, сам стал предметом травли и образцом расточительности Пентагона в новую эпоху бюджетной экономии. Вместо звездно-полосатого флага на его фюзеляже вполне можно нарисовать мишень для стрельбы, ибо огонь критики по нему ведется постоянно. Шлемы летчиков действуют не так как надо, самолет пока не сбросил ни одной бомбы и не выпустил ни одной ракеты, а программное обеспечение, необходимое для боевых действий, пока остается на чертежных планшетах.

Вот почему, когда Либерман сажал свой F-35 перед толпой напряженно ждавших посадки зрителей, среди которых был и сенатор от Аризоны Джон Маккейн, он не продемонстрировал одну из самых поразительных его характеристик: способность садиться по-вертолетному с использованием поворотного сопла из титана, которое создает подъемную тягу. Это трюк для испытателей, а не для боевых летчиков, таких как он.

Между тем, стоимость самолетов с 2001 года почти удвоилась, и составляет сегодня 396 миллиардов долларов. Производственные задержки вынудили ВВС и ВМС потратить дополнительно как минимум 5 миллиардов долларов для продления срока службы действующих машин. Корпус морской пехоты, являющийся самым дешевым видом вооруженных сил (если не считать его любви к самолетам с почти вертикальным взлетом и посадкой, которые находятся на его любимых авианосцах), потратил 180 миллионов долларов на 74 подержанных британских самолета AV-8, чтобы разобрать их на запчасти для «Харриеров» из рейгановской эпохи, дабы их можно было эксплуатировать и дальше, пока F-35 не будут введены в строй. Страны-союзницы уже вполне серьезно рассматривают альтернативы истребителю F-35.

Однако критика еще больше усилится, поскольку есть опасения, что затраты на F-35 отразятся на других военных программах. Если к 1 марта законодатели не договорятся о бюджете, Пентагону грозит сокращение расходов в виде секвестра на сумму 500 с лишним миллиардов долларов. Это означает 10-процентное сокращение проектов бюджета на предстоящее десятилетие. Два года назад Белый дом предсказывал, что эти сокращения будут настолько обременительны для ястребов из рядов Республиканской партии, что никто на них не пойдет. Но сейчас Великая старая партия раскололась, и многих ее членов больше беспокоит дефицит, нежели оборона.

«Мы тратим, наверное, 45% общемирового бюджета на оборону. Если мы сократим эту цифру до 42 или до 43%, неужели мы окажемся под угрозой какого-нибудь вторжения? – спросил член палаты представителей из Мичигана республиканец Джастин Эмаш (Justin Amash) из новой поросли ястребов и борцов с дефицитом, для которых разговоры о расходах являются даже большей угрозой, чем война. – Мы банкротим нашу страну, и это создает для нас большую опасность».

Лидеры республиканцев в палате представителей начали говорить о сокращении военных расходов как о чем-то неизбежном. Президент Обама предупредил, что если конгресс не представит новый план, «в предстоящие недели последуют жесткие решения», например, прозвучавшее недавно заявление о том, что отправка авианосца в Персидский залив откладывается в целях экономии денежных средств.


Печальный парадокс состоит в том, что сокращение расходов на F-35 на данном этапе не даст существенной экономии в ближайшей перспективе, потому что Пентагон недавно заключил контрактов на эту машину почти на 5 миллиардов долларов. Однако обязательные в рамках секвестра сокращения отодвинут закупки дополнительных самолетов и необходимые для этого испытания на более позднее время с неизбежным в такой ситуации результатом: стоимость каждого самолета вырастет еще больше. К сожалению, в этом для самолета F-35 Lightning II нет ничего нового.

Как мы дошли до этого?

Одномоторный одноместный самолет F-35 это жизненный пример старой поговорки, гласящей, что верблюд это лошадь, если так решила комиссия. Представьте себе летучий швейцарский армейский нож, которым можно пользоваться в воздушном бою, с которого можно сбрасывать бомбы и вести разведку. При точной настройке аппаратного обеспечения F-35A становится достаточно малозаметным, чтобы использовать его в ВВС. Способность совершать вертикальную посадку позволяет сажать машину F-35B на десантных кораблях морской пехоты. А конструкция F-35C, предназначенного для ВМС, позволяет использовать его в тяжелых операциях с борта авианосцев.

«Мы все яйца сложили в одну корзину F-35», - сказал сенатор-республиканец от Техаса Джон Корнин (John Cornyn). Казалось бы, при таком подходе военные должны были отнестись к разработке этой машины весьма консервативно. Но на самом деле, Пентагон поступил как раз наоборот. Он решил построить три версии одного самолета по средней цене 160 миллионов долларов каждый (проблема №1); договорился, что самолеты должны быть многоцелевыми, способными выполнять разные задачи (проблема №2); а затем начал выпускать их, когда чертежи еще не были доработаны окончательно – за десять с лишним лет до завершения важнейших доводочных испытаний (проблема №3). Военные уже потратили 373 миллиона долларов на ремонт закупленных самолетов, а окончательная стоимость ремонта дефектных машин оценивается ближе к 8 миллиардам.

В 2002 году главный закупщик оружия для Пентагона Эдвард Олдридж (Edward Aldridge) заявил, что F-35 «задает новые стандарты научно-технического прогресса» и «переписывает книги по закупкам и по коммерческой практике». Его преемник в прошлом году выразил другое мнение. «Мои слова попадут в заголовки, если я скажу об этом, но я все равно скажу, - заявил Фрэнк Кендалл (Frank Kendall). – Начинать производство F-35 за несколько лет до первого испытательного полета было порочной практикой в сфере закупок. Делать это не следовало».

Пентагон и его союзники говорят, что потребность в F-35 была настолько велика, что самолет приходилось строить одновременно с его проектированием. (Прошло более десяти лет с начала проектирования, но чертежи машины меняются по 10 раз на дню, семь дней в неделю.) «Технологические преимущества американской боевой авиации составляют по времени менее пяти лет, - утверждает военный эксперт из Института американского предпринимательства (American Enterprise Institute) Том Доннелли (Tom Donnelly). – Для сохранения качественных и количественных преимуществ Соединенным Штатам уже сегодня нужно принимать на вооружение целый флот истребителей пятого поколения».

Другие же заявляют, что ни одна страна мира не обладает оружием в таком количестве и такого качества, чтобы сейчас или в перспективе бросить вызов американскому господству, и что спешка с разработкой и созданием F-35 имеет скорее внутренние, нежели внешние причины. «У нас всегда был такой сексуальный зуд и стремление иметь новый самолет в каждом виде вооруженных сил, - говорит Том Кристи (Tom Christie), руководивший в Пентагоне всеми испытаниями оружия с 2001 по 2005 год. – Стремление настойчивое, упорное и естественное».

Родившийся в результате внебрачный ребенок оказался компромиссным, а не оптимальным вариантом для каждого вида вооруженных сил; но он был достаточно хорош для всех трех. Ни ВВС, ни ВМС не понравилась его похожая на обрубок конструкция. Маленький и широкий фюзеляж самолета F-35C заставил разместить тормозной гак близко к шасси (2 с небольшим метра, в то время как у F-18, на смену которому он придет, данное расстояние равно 5,5 метра). Из-за этого производить захват тормозного троса на палубе авианосца довольно сложно. Из-за небольшой дальности полета авианосцам, на которых эти машины базируются, придется подходить близко к берегам противника, чтобы F-35C мог выполнять свои задачи. Без дозаправки в воздухе при помощи громоздких самолетов-заправщиков F-35C может летать только с внешними топливными баками, а это сводит на нет его характеристики малозаметности, которые являются главным боевым достоинством данной машины.


Из-за включения в программу трех видов вооруженных сил ухудшилась гибкость управления, а налогоплательщика поставили в весьма затруднительное положение. У каждого вида были свои рычаги давления, поскольку каждый мог пригрозить выйти из программы. Поэтому проблемы стоимости отошли на задний план, и главным вопросом стали характеристики самолета. «ВВС могли в принципе принять военно-морской вариант, получив существенно большую дальность и конструктивную прочность, - говорит Джон Янг-младший (John Young Jr), занимавший высокие гражданские должности в ВМС и Пентагоне с 2001 по 2009 год. – Однако командование ВВС отказалось от рассмотрения этого варианта».


Но если ВМС и Янг были недовольны действиями ВВС, то сами ВВС были недовольны действиями морской пехоты. «Это программа, создающая рабочие места в авиации корпуса морской пехоты, - говорит отставной генерал Меррилл Макпик (Merrill McPeak), занимавший должность начальника штаба ВВС с 1990 по 1994 год. – Мысль о том, что мы можем создать общую конструкцию для всех, ошибочна изначально». Он с насмешкой говорит о требовании морских пехотинцев сделать самолет с вертикальной посадкой, заявляя: «Идее посадки на берегу с целью оказания поддержки войскам вблизи какого-нибудь импровизированного аэродрома, а-ля Гвадалканал, не суждено осуществиться».

Сосредоточившись на ведении двух войн после 11 сентября, Пентагон ослабил контроль над программой F-35. В результате расходы существенно выросли, а отставание от графика составило 10 лет. F-35 корпуса морской пехоты должен был появиться в войсках и приступить к ведению боевых действий в апреле 2010 года; самолет ВВС – в июне 2011 года, а военно-морской вариант в апреле 2012 года. Порвав с существовавшей традицией, Пентагон сегодня не назначает сроки «первоначального ввода в строй» ни для одного из этих самолетов, в связи с чем задержки могут составить несколько лет.

Каковы бы ни были достоинства этого самолета, проталкивающих данную программу законодателей вряд ли можно назвать беспристрастными наблюдателями. Те 48 членов группы конгресса, которые ратовали за унифицированный ударный истребитель, и многие из которых заседают в комиссиях по надзору за Пентагоном, получили от главных подрядчиков F-35 в два раза больше пожертвований на свою предвыборную кампанию в 2012 году, чем не входящие в ее состав кандидаты. Те избиратели, которые голосовали за данных законодателей, в свою очередь, занимают в 45 штатах 133000 рабочих мест по программе создания F-35. (Создающая эту машину компания Lockheed Martin говорит, что количество рабочих мест удвоится, когда начнется серийное производство.)

Пентагон и Lockheed Martin долгие годы находятся в состоянии войны, что еще больше усугубляет ситуацию. Генерал-лейтенант ВВС Кристофер Богдан (Christopher Bogdan), занимающий в Пентагоне высокую руководящую должность по программе F-35, заявил прошлым летом, что отношения между ними «самые отвратительные из всего, что я видел – а я видел многое». Однако стороны заявляют, что худшее уже позади. Президент Lockheed Martin Мэрилин Хьюсон (Marillyn Hewson) в прошлом месяце заявила, что налет у машины составляет 5000 летных часов, что программа его летных испытаний ускорена, и что диапазон эксплуатационных режимов самолета устойчиво расширяется. «Наша растущая производственная линия, устойчивость операционной базы и расширенная подготовка летчиков – все это наглядные показатели того, что программа F-35 движется по позитивной траектории», - сказала она. Поставки новых машин F-35 в 2012 году выросли в два с лишним раза, составив 30 единиц.

Пилоты любят F-35. В кабине у него есть новые приборы, клавиши и копки. «Перед тобой большой дисплей с сенсорным экраном – это интерфейс для поколения iPad, - говорит полковник корпуса морской пехоты летчик-испытатель Артур Томасетти (Arthur Tomassetti). – Легкими движениями левой и правой руки ты можешь заставить этот самолет делать то, что тебе хочется. А если тебе ничего не хочется с ним делать, он будет находиться в том режиме, в котором ты его оставил». Так что летать на нем просто. «Я смотрю на изумрудное море на фоне белых песков, - говорит Томасетти о своих полетах вдоль побережья Мексиканского залива, которые он совершает из Флориды с авиабазы Эглин. – Я вспоминаю свои многочисленные полеты на других самолетах, когда у меня не было времени на такие вещи».

Но военные технологии вот уже несколько лет уходят в сторону от пилотируемых истребителей. Беспилотные летательные аппараты, оружие, применяемое вне досягаемости средств поражения, а также бомбы с GPS-наведением снижают практичность и полезность пилотируемых самолетов, у которых такая маленькая дальность. Их недостатки становятся еще более заметны в связи с разворотом Пентагона в сторону Тихого океана. Там небольшой боевой радиус действия F-35 (755 километров для морской пехоты, 940 километров для ВВС и 990 километров для ВМС) создает для него еще более серьезные проблемы.

Главное в управлении самолетом это компьютеры. Но вместо того, чтобы использовать преимущества простоты, F-35 идет в другом направлении. О сложности его устройства можно судить по 24 миллионам строк компьютерного набора команд самолета, включая 9,5 миллиона на борту машины. Это в шесть с лишним раз больше, чем у морского варианта F-18. F-35, говорят государственные аудиторы, «такой же сложный, как и все на земле».

Предполагалось, что компьютеры заменят большую часть опытных образцов, позволив одновременно начать производство всех трех вариантов F-35 на сборочной линии в Техасе. Именно так поступила Toyota, начав одновременно выпускать на своем огромном предприятии в Кентукки марки Avalon, Camry и Venza. «Достижения в области технологий, средств проектирования и производственного процесса существенно изменили ход конструкторских работ и строительства», - заявил в 1997 году главный закупщик оружия для Пентагона Пол Камински (Paul Kaminski).

Но Lockheed это не Toyota. Журнал Aviation Week & Space Technology, ставший библией авиакосмической промышленности и ее традиционным сторонником, опубликовал прошлой осенью редакционную статью, в которой было заявлено, что эта программа «уже потерпела неудачу» по затратам и графику реализации, а также, что его характеристики пока до конца не подтверждены. Журнал предложил выставить F-35 против действующих истребителей F-15 и F-16 в составе ВВС и F-18 из военно-морских сил, сравнить их и определиться с перспективами закупок истребительной техники.


Дж. Майкл Гилмор (J. Michael Gilmore), сменивший Кристи на посту главного руководителя испытаний оружия в Пентагоне, сообщил в январе, что все три версии машины будут менее скоростными и маневренными, чем предполагалось вначале. Из-за снижения веса машины она стала на 25% более уязвимой для огня противника. По его словам, в период с марта по октябрь лишь один из трех самолетов F-35, на которых летают американские военные, был готов к полетам.

Такие проблемы неизбежно вызывают задержки, а это неумолимо ведет к повышению цены. «Lockheed Martin и программа F-35 не продемонстрировали никакой реакции на рост издержек, - говорит специалист по военной авиации Ричард Абулафия (Richard Aboulafia) работающий в компании Teal Group, которая анализирует деятельность военно-промышленного комплекса. – Из-за этого программа становится весьма уязвимой».

А тучи продолжают сгущаться. Руководство Пентагона и Lockheed знает, что для снижения стоимости самолета им надо продать сотни F-35 в десяток стран. Однако Канада объявила в декабре, что будет искать альтернативы запланированным закупкам 65 машин F-35. Она сделала это после того, как независимый анализ установил, что общий объем затрат на эти машины на весь срок их эксплуатации составит почти 46 миллиардов долларов, что примерно вдвое больше прежних оценок (прогноз по затратам на американские машины – 1,5 триллиона долларов). Австралия недавно заявила, что хочет дополнительно закупить 24 самолета F-18 компании Boeing, которые производятся в Сент-Луисе. Это почти стопроцентная гарантия того, что она сократит объем закупок F-35, который по плану составляет до 100 машин.

Правильный ли это самолет?

Хотя сейчас активно дискутируется вопрос о том, как правильно делать F-35, есть вопрос и поважнее: а правильный ли это самолет для американских вооруженных сил в 21-м веке? F-35 это истребитель так называемого пятого поколения. Это означает, что он с самой земли должен быть незаметен для радаров противника, которые могут быть использованы для его поиска и уничтожения. В военных кругах все говорили о технологии «стелс», когда Пентагон замышлял программу создания F-35. Но это было задолго до того, как сцену уверенно заняли беспилотники. Из-за них мысль о полетах человека сквозь заградительный огонь зенитной артиллерии и ракет начала казаться странной и даже эксцентричной. «В ВВС, - говорит Абулафия, - выпили слишком много розовой жидкости, произнося тосты за пятое поколение».

Более совершенные датчики и компьютерные технологии с каждым днем снижают ценность малозаметности, говорит начальник штаба ВМС адмирал Джонатан Гринерт (Jonathan Greenert). Со временем, предупреждает он, наш потенциальный противник будет иметь достаточный объем информации по самолетам «стелс» для противодействия им.

В ВВС опасались, что «дополнительные закупки истребителей четвертого поколения создадут прямую угрозу программам строительства истребителя пятого поколения». Об этом в ноябрьском-декабрьском номере журнала ВВС Air & Space Power Journal написал подполковник Кристофер Ньеми (Christopher Niemi), много лет пролетавший на самолете F-22. Отказ ВВС рассмотреть вопрос о закупке новых машин четвертого поколения F-15 и F-16 вместо F-35 «грозит сокращением численности истребительной авиации ВВС до опасно низкого уровня, особенно в условиях нынешних бюджетных ограничений», заявил он.

Также по теме: Турция поставляет оружие на мировой рынок

Для обеспечения малозаметности приходится жертвовать дальностью полета, летным временем и бортовым вооружением – а это три главные составляющие воздушного боя. Все эти факторы определили судьбу истребителя F-22, единственного в США боевого самолета пятого поколения. Он стоит без дела в ангарах по всему миру вот уже семь лет, а страна в это время вела и ведет войны в Афганистане, Ираке и Ливии. Однако F-22, построенный для ведения войн будущего с противником, которого пока нет, не вылетел еще ни на одно боевое задание.

Если 1 марта будет проведен секвестр, производство F-35 замедлится, а его летные испытания будут отложены. Об этом однозначно говорят руководители данной программы. Из-за этого самолет в итоге станет дороже.

Но Пентагон буквально за 100 часов до первого срока секвестра, назначенного на 2 января, пробил контракт на 31 самолет стоимостью 4,8 миллиарда долларов. Благодаря этому значительная часть программы будет продолжена и пойдет на автопилоте.

«Программа F-35 создала хороший буфер, своевременно получив контракт на очередную партию самолетов, - говорит эксперт по военному бюджету из независимого Центра стратегических и бюджетных оценок (Center for Strategic and Budgetary Assessments) Тодд Харрисон (Todd Harrison). – Это значит, что Lockheed и все его субподрядчики получат большой заказ и объем работ, на которые секвестр никак не повлияет. Так что пока они могут продолжать свою работу в соответствии с планом».

Видимо, в итоге F-35 окажутся все-таки очень малозаметными.
Оригинал публикации: The Most Expensive Weapon Ever Built
Опубликовано: 19/02/2013 10:36

Отредактировано Prizrak (10-04-2013 09:58:11)

2

Re: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

Думаю, такие длинные статьи лучше давать ссылкой на источник, дабы не перегружать форум. А вообще все рассуждения на данную тему напоминают классическое: "Кто лучше, грузины или армяне?", учитывая крайнюю ограниченность достоверных данных по всем новейшим военным самолетам.

Отредактировано Eugenius (10-04-2013 13:53:43)

3

Re: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

На мой взгляд лучший самолёт тот, в котором сидит лучший лётчик. Совместные учения ВВС Индии и США в 2005 году, как и в том же году - ВВС Индии и Франции, это лишний раз подтвердили. Индусы на Су-27 и Су-30 сначала тактически вырезали американцев на F-15 и F-16, а потом и французов на Мираж-2000 и, если не ошибаюсь, заодно с Рафалем, при проведении учебных воздушных боев "пара на пару" и "один на один". Причём у индусов выступали обычные строевые пилоты, а не как в 1992 или в 1993 году в США порвал американцев Харчевский.

Лучше быть, чем казаться

Re: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

Честно, не осилил статью. Но мое мнение: F-22 и F-35 точно лучше по одному показателю, который никто не оспорит-они уже стоят на вооружении, причем F-22 в очень приличном кол-ве. Наш же Т-50 все еще на испытаниях.

____________________________________
С уважением,Дмитрий.
Моя коллекция: http://www.diecastmodelaircraft.com/collection/Dmitry
http://www.diecastmodelaircraft.com/signature/2493

5

Re: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

As even the USAF have said that the F-35 is inferior to even 4th generation aircraft, and the F-22 recently keeping its pilot prisoner i would not go as far as to say that they have the better aircraft. Puting more and more computers and automation into an aircraft doesn't make it better.

My collection at DiMA: http://www.diecastmodelaircraft.com/col … holm_flyer
My YouTube channel: http://www.youtube.com/user/MrFlightfan?feature=mhee

I don't always write in Russian, but when i do, i use Google Translate.

6

Re: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

Oscar would definitely vote for New Gripen. ../../extensions/custom_smilies_2/img1/smile

7

Re: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

To be honest, my faith in the Gripen NG is very limited. It still doesn't have thrust vectoring, it has no mechanical controls at all meaning no backup if the power fails and it has only one engine. In my mind, all of those things, no matter how advanced the aircraft is, are needed to make it great.Thrust vectoring for improved maneuverability, mechanical backup so one can still land the plane in the advent of a complete computer failiure and finally two engines in case one flames out.

My collection at DiMA: http://www.diecastmodelaircraft.com/col … holm_flyer
My YouTube channel: http://www.youtube.com/user/MrFlightfan?feature=mhee

I don't always write in Russian, but when i do, i use Google Translate.

8

Re: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

Thrust vectoring? It is absolutely useless marketing trick, which add only couple hundred kilos of extra weight. If you are attacked by stealth fighter from 200 km distance thrust vectoring cannot help you. Modern fighters are not taking part in dogfightes.Why use 400 km scanning radar and let fighter take part in maneuvrening fight? Can you imagine average pilot, with full fuel and armo load to use thrust vectoting in dogfight?
So I believe Grippen is very nice fighter, espesially from price-effectiveness point of view

9

Re: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

Maxvys пишет:

So I believe Grippen is very nice fighter, espesially from price-effectiveness point of view

- fully agree. As about single engine, Gripen is the lightest among modern fighters. With its 14,3 tons MTOW (Rafale and Eurofighter are almost 2 times heavier while F-18 and Su-27 are more than twice) the second engine would be just odd. And even with 1 engine Gripen has excellent MTOW/thrust ratio.

Отредактировано Eugenius (11-04-2013 23:18:56)

10

Re: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

Maxyvs: I know that dogfights are not very common these days, but in the unlikely even that you should find yourself in one, thrust vectoring could save your life.

Eugenius: It may be the lightest, and i know i may seem stupid, but the more engines a plane has, the safer i feel. Three engines over two, and four engines over three. And in the case of fighters, i much prefer having two engines over one.

My collection at DiMA: http://www.diecastmodelaircraft.com/col … holm_flyer
My YouTube channel: http://www.youtube.com/user/MrFlightfan?feature=mhee

I don't always write in Russian, but when i do, i use Google Translate.

11

Re: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

Flight fan пишет:

the more engines a plane has, the safer i feel

- it is definitely like this for a passenger plane. But fighter has a kind of other priorities, than to be safe for its pilot.

12

Re: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

Eugenius пишет:

- it is definitely like this for a passenger plane. But fighter has a kind of other priorities, than to be safe for its pilot.

I know, but for me it also applies to military jets. In this situation i would feel much safer in a Pak Fa than in an F-35. And i am not saying that just because this is a Russian forum.

Отредактировано Flight fan (13-04-2013 16:11:20)

My collection at DiMA: http://www.diecastmodelaircraft.com/col … holm_flyer
My YouTube channel: http://www.youtube.com/user/MrFlightfan?feature=mhee

I don't always write in Russian, but when i do, i use Google Translate.

13

Re: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

Слепой полёт: ошибка в работе радара в очередной раз откладывает запуск F-35

08.03.2016, 10:54
Ошибка в программном обеспечении, установленном на истребителях пятого поколения F-35, может сказаться на сроках начала его повсеместного использования ВВС США. «Прошивка» новейшего американского истребителя вызывает сбои в работе радара, сообщил авторитетному военно-аналитическому изданию Jane’s руководитель программы развёртывания истребителя.

Reuters
Ошибка в программном обеспечении истребителя пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning Joint Strike Fighter вызывает сбои в работе установленного на самолёт радара AN/APG-81 AESA, сообщил изданию Jane’s генерал-майор Джеффри Хэрриган, руководитель программы интеграции истребителя в вооружённые силы. Теперь, по мнению генерала Хэрригана, сроки развёртывания F-35 могут быть «существенно отложены».
«Ошибка посылает сигнал о сбое или полном отказе в работе радара самолёта, и его приходится перезапускать», — пояснил Хэрриган изданию. Генерал выразил надежду, что неисправности в «прошивке» самолёта удастся устранить к концу марта.
Полное развёртывание истребителей F-35 было первоначально запланировано на период с 1 августа по 31 декабря этого года, напоминает Jane’s.
В начале февраля 2016 года издание Business Insider уже сообщало, что работы над информационными системами самолёта отстают от графика на 11 месяцев. В частности, проблемы возникли с частью кода, отвечающего за боевые и тренировочные возможности машины.
Программа истребителей F-35 неоднократно становилась объектом критики как американской, так и зарубежной военно-аналитической прессы.

ВВС США пришлось прибегнуть к пиару, чтобы спасти имидж истребителя F-35

В июле 2015 года в сети появился отчёт американского лётчика-испытателя, который сидел за штурвалом F-35 во время учебного боя против F-16. Основная мысль доклада: новейший истребитель по всем статьям проиграл более старой модели, которую должен со временем заменить. При этом цена производителя намного превышает реальную стоимость самолёта.
15 сентября 2015 года издание The National Interest также опубликовало статью, в которой сравнило возможности F-35 и российских Су-25. Автор материала Дейв Маджумдар заключил, что американская машина при встрече с российской «скорее всего, изменит курс и вызовет F-22 и F-15, в задачи которых входит устанавливать и поддерживать превосходство в воздухе, а сама весело полетит дальше к назначенным целям». Издание тогда отметило, что истребитель-бомбардировщик F-35 является менее манёвренным по сравнению с F-22.

Оригинал новости RT на русском:
https://russian.rt.com/article/152512

14

Re: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

Похоже это заразно
новые самолёты
Новые деньги
новые откаты
Качество старое
Все как у нас

рубеж 1431 штук в масштабе 1/200 и 165 штук в масштабе 1/400 преодолел ../../extensions/custom_smilies_2/img1/smile))

15

Re: У кого новейшие истребители лучше – у Америки или России?

Pavel11 пишет:

Похоже это заразно
новые самолёты
Новые деньги
новые откаты
Качество старое
Все как у нас

Очень хорошо, что заразно. Мы добиваемся превосходства в воздух всеми возможными способами ../../extensions/custom_smilies_2/img1/smile