Текущее время: 24 янв 2025, 23:41

МINIAVIAMODEL.RU - Форум коллекционеров моделей самолётов.

Модели самолётов, масштаб 1:500, 1:400, 1:200.

"Оловянная чума моделей"

Всё, что не вошло в вышеперечисленное
Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1249
С нами: 13 лет 1 месяц 27 дней
Откуда: Ростов-на-Дону / URRR, XRRO
Репутация: 0

Сообщение orion04 » 08 апр 2012, 22:18

Этот раздел форума посвящён "Оловянной чуме моделей" и всему тому, что с ней связано.


Список моделей, подверженных "Оловянной чуме"
1:500

BigBird500
British Airways - B747 (все 2002-2003 г.в.)
British Airways/Airtours B707
Virgin Atlantic/Express 747/737
Anset B747
UPS B747


Herpa
KLM B737 PH-BXR
Alaska B737 N307AS
US Airways B757-200 N611AU
America West B757-200 N908AW
Tyrolean CRJ200 N/A
Thai Airways B747-400 HS-TGX



1:400

AeroClassics:
Balkan TU-154 LZ-BTT
LOT Tu-154 CCCP-85331
Air China B767-300 B2558
Shanghai Airlines B767-300 B-2570
China Southern B-767-300 B-2564
Canadian B767-300 CF-TCA
Aer Lingus B767-300 St. Ibar EI-CAM
Aer Lingus B767-300 St. Aiden EI-CAL
Pakistan Airlines B720 AP-AMG
Lufthansa 720B Del D-ABOH
Northwest B720 N721US
Olympic B720 Axious River SX-DBG
Varig 707-420 PP-VJA
Varig 707-420 winds of roses PP-VJJ
Lufthansa 707-420 все 3 версии
Pacific Western B737-200 C-GCPW
Pacific Western B737-200 C-GKPW
Canadian /Pacific Western B737-200 C-GLPW
Air Tanzania Serenghetti B737-200 5H-ARK
Air Tanzania Kilamanjaro B737-200 5H-ATC
CP-Air Empress Of Toronto B737-200 C-GCPV
CP-Air Empress Of Montreal B737-200 C-GCPZ
Canadian/Canadien Pacifique Empress Of Sanfransisco B737-200 C-GCPM
Canadian/Canadien Pacifique Empress Of Quebec City B737-200 C-GQBB
Eastern Provincial Airways Del B737-200 C-GEPA
Quebecair B737-200 White Belly C-GQBA
Quebecair B737-200 Silver Belly C-GQBH



BigBird400:
BB400 Delta 737-200 Power Puff
BB400 Cathay Pacific B747-400 "1980s" Colors x 2
BB400 JAA B747 "Resocha--yellow"
BB400 JAL B747-400 "Disney No.4"
BB400 JAL B747-400 "Disney No.5"
BB400 JAL B747-300 JA8186
BB400 UPS B767-300 Panda Express
BB400 UPS B767-300 Olympic
BB400 Australian B767-300 VH-OGJ
BB400 Norhtwest Orient B747-400
BB400 Northwest B747-400 N663US



DragonWings:
DW Japan Airlines B747-300 "Super Resort Express-Okinawa"
Lufthansa B747-400 Hannover Expo
U-Land MD-82
Singapore B777-200
Phillippines A-340
Northwest A-320
United Airlines B747-400 new colors


Herpa:
Herpa Royal Jordanian A310

Phoenix:
Air Namibia MD-11

SMAC:
SMA Continental 737-200
SMA Federal Express 737-200
Varig B737-200
KLM B737-200
Delta B737-200 Widget


Gemini Jets
Continental B777-200 N77006
Delta B777-200 Olympics 2002s Colors
Kuwait B777-200


Jet-X
EVA Air B747-400 Combi new colors

Моя коллекция:http://www.diecastmodelaircraft.com/collection/orion04
Хочу собрать все Ту-154 в 400м /37 из 72/

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 4831
С нами: 14 лет 2 месяца 29 дней
Откуда: Нижегородская обл.,с. Дивеево
Репутация: 4

Сообщение iceman » 08 апр 2012, 22:31

С "чумой" не сталкивался ни разу, хотя автомодели 1/43 коллекционирую достаточно давно. А коробки и блистеры храню в обязательном порядке, вот, например, сейчас сын подрастает, начал ходить, поэтому вынужден всю коллекцию "загнать" обратно в "боксы" :)
С уважением, Алексей.

Офлайн Аватара пользователя
Сообщения: 1595
С нами: 15 лет 9 месяцев 2 дня
Откуда: Москва
Награды: 1
Репутация: 13
Авиамоделист (1)

Сообщение iorelkab » 09 апр 2012, 10:52

Отсутствие коробки снижает коллекционную стоимость модели, иногда даже в несколько раз. Я например не покупаю модель без коробки, только если на переделку, на запчасти... А с "Чумой" не сталкивался.
Цель либо достигается, либо уничтожается.

Офлайн Аватара пользователя
Сообщения: 3036
С нами: 13 лет 5 месяцев 20 дней
Откуда: TAS/UTTT
Репутация: 7

Сообщение MSX » 09 апр 2012, 11:38

Упаковки, даже потертые, особенно блистеры или крэдлы, важны и избавляться от них не стоит. Для их хранения их можно хорошо упаковать в большой полиэтиленовый пакет и убрать их в гараж, чулан или кладовую. Убранными в пакет я их храню на шкафу.

По поводу "оловянной чумы", это фазовый переход (молекулярное разрушение) белого олова (β-Sn) в серое (α-Sn), белое олово это обычный металл, а серое олово это рыхлый, непрочный порошок. Основные три причины перехода белого олова в серое или β-α-перехода, это механическое повреждение металла, воздействие на олово растворителей и воздействие мороза в условиях повышенной влажности. Ускорение β-α-перехода в олове наблюдается при всякого рода деформациях и воздействиях безусловно разрушающих целостность оксидной плёнки. Возможно в красках, использованных для моделей был избыток растворителя, возможно модели находились на сильном морозе. Современные тампонные краски для тампо-печати включают в себя очень быстро испаряющийся растворитель, которые очевидно вызывают минимальное воздействие на защитный оксидный слой, возможно поэтому мы не наблюдаем подобные случаи.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1249
С нами: 13 лет 1 месяц 27 дней
Откуда: Ростов-на-Дону / URRR, XRRO
Репутация: 0

Сообщение orion04 » 09 апр 2012, 12:15

Да я и сам коробки и упаковки от моделей не выбрасываю, храню в антресоле, просто бывая на форумах 1/43, многие люди избавляются от оных, вот и тут решил поинтересоваться.

Моя коллекция:http://www.diecastmodelaircraft.com/collection/orion04
Хочу собрать все Ту-154 в 400м /37 из 72/

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 15 лет 7 месяцев 24 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 09 апр 2012, 12:21

Мне проще - я коробки не выкидываю, потому как в них модели хранятся. :) Давным-давно, когда коллекция только рождалась, и для нескольких моделей еще было место на полках, я избавился от нескольких коробок, но с тех пор ни-ни.

Офлайн Аватара пользователя
Сообщения: 3036
С нами: 13 лет 5 месяцев 20 дней
Откуда: TAS/UTTT
Репутация: 7

Сообщение MSX » 20 май 2012, 17:03

Важная информация!

Обнаружены кадры, подтверждающие что модели подвержены "оловянной чуме":





Важная информация для коллекционеров 500-го и 400-го масштаба, нужно иметь ввиду что модели выпущенные в конце 2002 года - начале 2003 года на фабрике "Big Bird" (BigBird400, BigBird500, Aeroclassics и SMAC) требуют к себе особого внимания, в частности нужно быть особенно осторожным ко всему выпуску серии 1:400 BigBird400 JAL Boeing 747-400 JA8084 "JAL Dream Express - Dream Story", поскольку не исключена возможность "инфицирования" остальных моделей из данной серии. Отдельная благодарность Дмитрию за то, что он поднял этот вопрос. Сейчас веду поиск других случаев "оловянной чумы" с целью выявления остальных потенциально "опасных" серий, изучение данной проблемы продолжается...
[merge_posts_bbcode]Сообщение добавлено: 20-05-2012 19:03:36[/merge_posts_bbcode]

Выявлены ещё случаи:

1:500 BigBird500 BB5-2002-26A Singapore Airlines Boeing 747-300 9V-SKN (2002 г.в.)




1:500 BigBird500 BB5-2002-29 British Airways Boeing 747-400 G-BNLS "Wunala Dreaming" (2003 г.в.)





И ещё:

1:400 BigBird400 AC18115 China Southern Airlines Boeing 767-300ER B-2564 (2003 г.в.)




1:400 BigBird400 BB4-2003-04 JAL Boeing 747-400 JA8905 "Dream Express - Tokyo Disney Sea" (2003 г.в.)





И Ту-154 туда же:

1:400 AeroClassics AC18049 Balkan Airlines Tu-154M LZ-BTT (2003 г.в.)





1:400 BigBird400 BB4-2003-01 Cathay Pacific Boeing 747-400 (2003 г.в.)





и Dragon Wings тоже эта болезнь не обошла:

1:400 Dragon Wings 55031 Philippines Airlines A340-300 F-OHPJ (2000 г.в.)





Просто страшные картинки:



Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1825
С нами: 13 лет 1 месяц 25 дней
Откуда: москва
Репутация: 0

Сообщение viktor » 20 май 2012, 17:11

MSX, Спасибо что поделился информацией! Буду теперь иметь в виду!!!

Офлайн Аватара пользователя
Сообщения: 3036
С нами: 13 лет 5 месяцев 20 дней
Откуда: TAS/UTTT
Репутация: 7

Сообщение MSX » 20 май 2012, 18:13

viktor писал(а):MSX, Спасибо что поделился информацией! Буду теперь иметь в виду!!!


Многое для себя открыл сам если честно! Картинки действительно страшные. Вообщем вот список моделей о поражении которых коллекционеры сообщают чаще всего и от которых лучше держаться подальше, либо подходить с особой внимательностью:

1:500

BigBird500
British Airways - B747 (все 2002-2003 г.в.)
British Airways/Airtours B707
Virgin Atlantic/Express 747/737
Anset B747
UPS B747


Herpa
KLM B737 PH-BXR
Alaska B737 N307AS
US Airways B757-200 N611AU
America West B757-200 N908AW
Tyrolean CRJ200 N/A
Thai Airways B747-400 HS-TGX



1:400

AeroClassics:
Balkan TU-154 LZ-BTT
Air China B767-300 B2558
Shanghai Airlines B767-300 B-2570
China Southern B-767-300 B-2564
Canadian B767-300 CF-TCA
Aer Lingus B767-300 St. Ibar EI-CAM
Aer Lingus B767-300 St. Aiden EI-CAL
Pakistan Airlines B720 AP-AMG
Lufthansa 720B Del D-ABOH
Northwest B720 N721US
Olympic B720 Axious River SX-DBG
Varig 707-420 PP-VJA
Varig 707-420 winds of roses PP-VJJ
Lufthansa 707-420 все 3 версии
Pacific Western B737-200 C-GCPW
Pacific Western B737-200 C-GKPW
Canadian /Pacific Western B737-200 C-GLPW
Air Tanzania Serenghetti B737-200 5H-ARK
Air Tanzania Kilamanjaro B737-200 5H-ATC
CP-Air Empress Of Toronto B737-200 C-GCPV
CP-Air Empress Of Montreal B737-200 C-GCPZ
Canadian/Canadien Pacifique Empress Of Sanfransisco B737-200 C-GCPM
Canadian/Canadien Pacifique Empress Of Quebec City B737-200 C-GQBB
Eastern Provincial Airways Del B737-200 C-GEPA
Quebecair B737-200 White Belly C-GQBA
Quebecair B737-200 Silver Belly C-GQBH



BigBird400:
BB400 Delta 737-200 Power Puff
BB400 Cathay Pacific B747-400 "1980s" Colors x 2
BB400 JAA B747 "Resocha--yellow"
BB400 JAL B747-400 "Disney No.4"
BB400 JAL B747-400 "Disney No.5"
BB400 JAL B747-300 JA8186
BB400 UPS B767-300 Panda Express
BB400 UPS B767-300 Olympic
BB400 Australian B767-300 VH-OGJ
BB400 Norhtwest Orient B747-400
BB400 Northwest B747-400 N663US



DragonWings:
DW Japan Airlines B747-300 "Super Resort Express-Okinawa"
Lufthansa B747-400 Hannover Expo
U-Land MD-82
Singapore B777-200
Phillippines A-340
Northwest A-320
United Airlines B747-400 new colors


Herpa:
Herpa Royal Jordanian A310

Phoenix:
Air Namibia MD-11

SMAC:
SMA Continental 737-200
SMA Federal Express 737-200
Varig B737-200
KLM B737-200
Delta B737-200 Widget


Gemini Jets
Continental B777-200 N77006
Delta B777-200 Olympics 2002s Colors
Kuwait B777-200


Jet-X
EVA Air B747-400 Combi new colors

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1825
С нами: 13 лет 1 месяц 25 дней
Откуда: москва
Репутация: 0

Сообщение viktor » 20 май 2012, 18:35

MSX писал(а):
viktor писал(а):MSX, Спасибо что поделился информацией! Буду теперь иметь в виду!!!


Многое для себя открыл сам если честно! Картинки действительно страшные. Вообщем вот список моделей о поражении которых коллекционеры сообщают чаще всего и от которых лучше держаться подальше, либо подходить с особой внимательностью:

1:500

BigBird500
British Airways - B747 (все 2002-2003 г.в.)
British Airways/Airtours B707
Virgin Atlantic/Express 747/737
Anset B747
UPS B747

1:400

AeroClassics:
Balkan TU-154 LZ-BTT
AC Air China B767-300 B2558
Shanghai Airlines N-767-300 B-2570
China Southern B-767-300 B-2564
Canadian B-767-300 CF-TCA
Aer Lingus B-767-300 St. Ibar EI-CAM
Aer Lingus B-767-300 St. Aiden EI-CAL
AC Pakistan Airlines B720 AP-AMG
Lufthansa 720B Del D-ABOH
Northwest B720 N721US
Olympic B720 Axious River SX-DBG
Varig 707-420 del PP-VJA
Varig 707-420 winds of roses PP-VJJ
Lufthansa 707-420 все 3 версии
B-737-200 Pacific Western 1970s C-GCPW
B-737-200 Pacific Western 1980s C-GKPW
B-737-200 Canadi>n /Pacific Western Hybrid C-GLPW
B-737-200 Air Tanzania Serenghetti 5H-ARK
B-737-200 Air Tanzania Kilamanjaro 5H-ATC
B-737-200 CP-Air Empress Of Toronto C-GCPV
B-737-200 CP-Air Empress Of Montreal C-GCPZ
B-737-200 Canadian/Canadien Pacifique Empress Of Sanfransisco C- GCPM
B-737-200 Canadian/Canadien Pacifique Empress Of Quebec City C-GQBB
B-737-200 Eastern Provincial Airways Del C-GEPA
B-737-200 Quebecair White Belly C-GQBA
B-737-200 Quebecair Silver Belly C-GQBH



BigBird400:
BB400 Delta 737-200 Power Puff
BB400 Cathay Pacific B747-400 "1980s" Colors
BB400 JAA B747 "Resocha--yellow"
BB400 JAL B747-400 "Disney No.4"
BB400 JAL B747-400 "Disney No.5"
BB400 UPS B767-300 Panda Express
BB400 UPS B767-300 Olympic
BB400 Norhtwest Orient B747-400


DragonWings:
DW Japan Airlines B747-300 "Super Resort Express-Okinawa"
DW Lufthansa B747-400 Hannover Expo
DW U-Land MD-82
DW Singapore B777-200
Phillippines A-340
Northwest A-320


Herpa:
Herpa Royal Jordanian A310

Phoenix:
PX Air Namibia MD-11

SMAC:
SMA Continental 737-200
SMA Federal Express 737-200
B-737-200 Varig
B-737-200 KLM
B-737-200 Delta Widget

Интересно, у участников нашего форума есть вышеперечисленные модели???

Офлайн { AVATAR }
Зарегистрирован:

Сообщение Футболист » 20 май 2012, 18:45

MSX, страшные кадры для коллекционеров! Я знаком с этим "недугом" не по наслышке: несколько моделей авто в 1/43 были испорчены из-за этого.
У меня в коллекции есть несколько 747 от Big Bird, в том числе брат желтого диснеевского 747 и Virgin,но пока все вроде нормально.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 15 лет 7 месяцев 24 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 20 май 2012, 19:02

Вот что сообщает об этом Вики:

При температуре ниже 13,2 °C происходит увеличение удельного объёма чистого олова на 25,6 %, и оно спонтанно переходит в другое фазовое состояние — серое олово (α-Sn), в кристаллической решётке которого атомы располагаются менее плотно. Одна модификация переходит в другую тем быстрее, чем ниже температура окружающей среды. При −33 °C скорость превращений становится максимальной. Олово трескается и превращается в порошок. Причём соприкосновение серого олова и белого приводит к «заражению» последнего. Совокупность этих явлений называется «оловянной чумой». Начало научного изучения этого фазового перехода было положено в 1870 г. работами петербургского учёного Ю. Фрицше. Установлено, что это есть процесс аллотропического превращения белого олова в серое со структурой типа алмаза. Много ценных наблюдений и мыслей об этом процессе высказано Д. И. Менделеевым в его «Основах химии».

Белое олово — серебристо-белый, блестящий металл со специфической тетрагональной структурой и электронным s2p2-состоянием — β-фазой. Серое олово — ковалентный кристалл со структурой алмаза и электронным sp3-состоянием — α-фазой. Фазовые переходы олова из белого в серое и обратно сопровождаются перестройкой электронной структуры и сильным (26,6 %) объёмным эффектом. Белое олово можно переохладить до гелиевых температур (температура фазового α-β-равновесия около +13,2 °C).

Одним из средств предотвращения «оловянной чумы» является добавление в олово стабилизатора, например висмута.

Вывод - металлические модели не любят холод точно так же, как пластиковые - тепло, а китайцы экономят на стабилизаторах. Поморозили партию моделей при доставке, и привет. Хотя модели делают не из чистого олова (которое достаточно легкое), а из так называемого "белого металла" - сплава олова, свинца, висмута и кадмия. Судя по всему, в данном сплаве каждый металл сохраняет свою кристаллическую решетку, и присутствие прочих металлов не предохраняет от оловянной чумы.

Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 1249
С нами: 13 лет 1 месяц 27 дней
Откуда: Ростов-на-Дону / URRR, XRRO
Репутация: 0

Сообщение orion04 » 20 май 2012, 21:52

Марат Спасибо за подробное расследование! Будем в курсе, у самого пара моделей авто 93-94г Ваз2108 и Ваз2105 очумели, а вот модели выпущенные в 80х в отличном состоянии!

Моя коллекция:http://www.diecastmodelaircraft.com/collection/orion04
Хочу собрать все Ту-154 в 400м /37 из 72/

Офлайн Аватара пользователя
Сообщения: 3036
С нами: 13 лет 5 месяцев 20 дней
Откуда: TAS/UTTT
Репутация: 7

Сообщение MSX » 20 май 2012, 23:17

Страшные, страшные, вижу эти снимки впервые и благодаря Дмитрию открыл для себя много нового, но лучше знать "врага в лицо", поэтому считаю эти картинки тоже полезными и что нужно иметь ввиду что оказывается бывает и такое. В большей части это модели 2002-2003 годов выпуска, причем вне зависимости от производителя, коллекционеры сообщают о случаях "оловянной чумы" и в моделях BigBird, AeroClassics и даже Herpa тех годов выпуска, что действительно говорит о том, что проблема либо в сплаве либо зима 2002-2003 выдалась слишком холодной либо, и скорее всего, и то и другое, и к моделям выпущенным в эти года нужно относиться с настороженностью...

"Чумовой" список в посте №9 дополнен моделями Gemini Jets, Jet-X и Herpa...

Ещё снимки, самая начальная стадия разрушения появление пузырьков, модели Herpa 1:500 2002-2003 годов:







Офлайн { AVATAR }
Сообщения: 5539
С нами: 15 лет 7 месяцев 24 дня
Откуда: LED/ULLI
Репутация: 1

Сообщение Eugenius » 20 май 2012, 23:27

Кстати, к вопросу о том, что многие ценят металлические модели больше пластиковых - по крайней мере, пластиковые никакой "чуме" не подвержены.

След.


  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Свободная тема



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: 0 пользователей и гости: 1